Глава Буддийской традиционной сангхи России XXIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев высказался о болезненных страницах истории бурятского народа, связанных с событиями Гражданской войны. В своем телеграм-канале духовный лидер призвал к сохранению памяти о трагических событиях прошлого и их объективной исторической оценке.
«Мы, буддисты, никогда не забудем и не простим анархиста Каландаришвили, который приказал сжечь дуган Бэрцуйского дацана вместе с ламами и верующими. Этот дикий случай так сильно врезается в память, что невозможно такое забыть», — отметил Хамбо лама. Он также поделился исторической справкой: «Со слов Дид Хамба ламы Цырена Дондукбаева, Бэрцуйский хамниганский дацан в Кыре был основан двумя братьями из Баргузина».
Духовный лидер считает необходимым прекратить замалчивание этих событий: «Думаю, нечего далее умалчивать и опасаться, нужно в нашу историю прописать позор Каландаришвили и Смолина». Он подробно остановился на действиях последнего: «Партизан Смолин коварством заманил казаков ашибагатов Ацы и Дэшулана на переговоры и расстрелял их безоружных... Вот потому мы не можем возродить Семиозерский дацан в верховье Чикоя».
Хамбо лама Аюшеев выразил надежду, что современные деятели искусства обратятся к этой теме: «Надеюсь, что когда-нибудь наши режиссеры поставят про эти драмы спектакли, а то показывают лишь несчастных в любви». По его мнению, осмысление этих трагических событий через искусство поможет сохранению исторической памяти народа.
Обращение Хамбо ламы поднимает важные вопросы о сохранении исторической памяти и необходимости объективного переосмысления сложных страниц истории Бурятии.
Противоречивые фигуры в истории: Нестор Каландаришвили и Абрам Смолин
Исторические фигуры Нестора Каландаришвили и Абрама Смолина, чьи имена увековечены в топонимике Бурятии, представляют собой сложный пласт революционного прошлого региона. Нестор Каландаришвили, чьим именем названы улицы в нескольких сибирских городах, включая Улан-Удэ, начал свой путь с службы в Русской императорской армии в 1895-1897 годах. Его политическая биография отражает сложность эпохи: с 1903 года он состоял в партии эсеров, затем в Революционной партии социалистов-федералистов Грузии, участвовал в первой русской революции и Гурийском крестьянском восстании. В 1917 году он примкнул к анархистам-коммунистам, создал в Иркутске эскадрон анархистов и активно участвовал в установлении советской власти. Его военная карьера включала командование отрядами войск Центросибири, руководство Верхоленским партизанским фронтом и Корейским революционным военным советом. Погиб в 1922 году в засаде при ликвидации якутских повстанцев. Память о нем сохраняется в памятниках в Иркутской области и Грузии, а также в художественном фильме «Сибирский дед».
Абрам Смолин, уроженец села Кукун Забайкальской области (ныне Бичурский район Бурятии), прошел путь от участника Первой мировой войны до одного из организаторов партизанского движения в Прибайкалье. Вернувшись на родину в 1918 году, он активно включился в революционную деятельность: отражал наступление семеновских карателей, организовывал вооруженные восстания, освобождал станицы Большая Кудара и Харауз. В 1920 году он был избран членом ЦИК Прибайкалья, руководил обеспечением партизанских отрядов и участвовал в переговорах с командованием американских войск в Верхнеудинске. После освобождения Забайкалья продолжал борьбу на Дальнем Востоке. Скончался от ран в военном госпитале Верхнеудинска в 1923 году в возрасте 29 лет. Его память увековечена в названии улицы в Улан-Удэ и памятной доске на доме №26 по улице Смолина, где указано, что он «трагически погиб в 1923 году».