Новый настоятель дацана на Лысой горе в Улан-Удэ популярно объяснил сложнейшее учение «Ламрим»

После ухода из земной жизни досточтимого геше-лхарамбы Еше Лодоя Ринпоче Багши, основателя дацана «Ринпоче Багша» в Бурятии, его преемником и продолжателем учения стал досточтимый геше-лхарамба Жамьянг Гедун.

Новый настоятель дацана на Лысой горе в Улан-Удэ популярно объяснил сложнейшее учение «Ламрим»

Жамьянг Гедун родился в 1982 году в Индии. Сейчас он доктор буддийской философии. На совместном великом собрании «Монлам Ченмо» трех Высших монастырских университетов утвердился как «Драгоценное украшение Учения, радующее мудрецов». Досточтимый Жамьянг Гедун любезно согласился на интервью «МК в Бурятии».

— Досточтимый Жамьянг Гедун Багша, кем был для вас лично Учитель Еше Лодой Ринпоче Багша?

— Уважаемого Ринпоче Багшу я встретил, когда был маленьким, он мне сразу посоветовал стать монахом, принять монашеские обеты. Для меня он — мой первый Учитель. От Ринпоче Багши я получил монашеское посвящение, посвящение в тантру трех Божеств — Гухьясамаджа, Чакрасамвара и Ямантака, посвящение защитников. Я продолжил свое обучение в монастыре Палден Дрепунг Гоманг, на юге Индии. В один период со мной связался ген Тензин лама (соратник Еше Лодоя Ринпоче Багши) и сказал, что Ринпоче Багша приглашает меня в Бурятию. В 2016 году я приехал в Бурятию и около месяца здесь гостил.

Если рассказывать о моем Учителе Ринпоче Багше, то родился он в Тибете, в провинции Кхам в местности Отог, расположенной довольно далеко от Лхасы. В этой местности находился одноименный монастырь, в котором преимущественно он и заучивал молитвы. Получив образование в Отоге, отправился в центральную часть Тибета в Лхасу, в монастырь Дрепунг Гоманг для обучения. После поехал через Бутан в Индию, где также прошел обучение и защитил ученую степень геше-лхарамбы (высшая буддийская ученая степень). Некоторое время работал в библиотеке в Дхарамсале, там он продолжал заниматься изучением буддийской науки. Затем по приглашению отправился в Монголию в качестве духовного наставника, ездил в Бурятию для учений, с которой у Ринпоче Багши возникла глубокая связь.

— Его Святейшество Далай лама… Кто он для вас?

— Я считаю, что есть два вида отношений к Его Святейшеству Далай ламе — со стороны верующих и со стороны светских людей. Его Святейшество для меня является воплощением Авалокитешвары (бодхисаттвы сострадания), тот, от кого я получал полные монашеские обеты.

Со стороны обычных людей Его Святейшество представляет собой того, кто заботится о благе, о мире для всех живых существ. Далай лама очень интересуется наукой и продвигает восприятие дхармы с научной точки зрения (до него у других его предшественников было мало проявлений к научному объяснению дхармы). Благодаря активности Его Святейшества в наше время стало возможным взаимодействие между буддийским учением и научным исследованием. Многие начинают понимать с научной точки исследования буддийскую дхарму. Тогда как в старые времена считалось, что учение это одно, а наука совершенно другое, поэтому многие разделяли их. Сейчас они друг друга дополняют.

Однажды Его Святейшество Далай лама сказал, что у него есть три плана, которые должен осуществить: «Первое, поскольку я являюсь духовным лидером, я должен восстановить полноту и сохранение буддийской дхармы. Второе, поскольку я являюсь человеком, то моя задача приобщить всех людей к любви и состраданию, чтобы в этом мире было спокойствие и благополучие». Третья надежда Его Святейшества: «Поскольку я являюсь монахом, моя задача возродить и сохранить линию обучения монастыря Наланды, чтобы люди могли изучать, практиковать и дальше нести обучение». Последняя цель Его Святейшества — сохранить национальность и культуру Тибета, поскольку он тибетец, именно сохранение культуры тибетского народа — это еще одна его цель.

— Что для вас сегодня самое важное как настоятеля Ринпоче дацана в Улан-Удэ?

— Говорить, что я настоятель, это довольно громко, поскольку таковым себя не считаю. Моя задача следовать пожеланию Ринпоче Багши, который в силу своего преклонного возраста попросил меня посодействовать передаче учения дхармы, наставлений — и моя основная задача выполнить его просьбу. Находясь в Индии, я занимался преподаванием. И в Бурятии, пребывая в монастыре, я продолжаю делать то же самое, чтобы помочь тем, кто нуждается в наставлениях.

— Вы обучаете величайшему труду Чже Цхонхапы «Ламрим», можно о «Ламриме» объяснить доступными словами?

— Первоначально самим термином «Ламрим» обозначали коренной труд ламы Атиши (982-1054), который назывался «Светильник на пути пробуждения». Если давать обозначение термина «Ламрим», который переводим как «Этапы пути», то это знания о том, как достигнуть состояния освобождения и в дальнейшем состояния просветления или всевидения. Все этапы, где перечисляются необходимые качества, знания и как достигать этих состояний, все расписано в труде, который называется «Этапы пути пробуждения», или «Ламрим». В буддийском учении очень большое значение придается опоре на духовного наставника. Очень много положений, которые касаются отношения ученика к своему духовному наставнику и тому, как духовный наставник должен взаимодействовать с учеником. В современном мире отношения между учителем и учеником имеют немного другую форму и в светском понимании мы проходим обучение через оплату и получаем знания. В духовном обучении другая ситуация. С 2006 года я начал преподавательскую деятельность и в те моменты никогда не брал плату за преподавание, даже не думал об этом. Я никогда не просил никаких подношений, и ученики также искренне относились к обучению, поэтому всегда у нас была гармоничная взаимосвязь между учителем и учениками. К чему я начал разговор про учителя и ученика, потому что первая тема «Ламрима» как раз отводится теме опоры на духовного наставника. Вторая значимая тема, это опора на Прибежище, то, каким образом нам нужно полагаться на Прибежище, чтобы быть настоящим буддистом. Почему мы должны хорошо усвоить Прибежище — поскольку мы пребываем в таком месте, которое называется Сансара. В Сансаре очень много страданий, чтобы достичь освобождения от страданий, нам нужно полагаться на такие объекты, как Будда, на то, что мы называем Тремя Драгоценностями. Основные темы «Ламрима» это опора на духовного наставника, опора на Прибежище, потом размышление об изъянах Сансары, круговерти и после этого мы переходим к развитию Бодхичитты (высшая ступень просветления), устремлению на вершину Пробуждения на благо других. Основная задача после возрождения Бодхичитты, это практика шести парамит, то есть все действия, которые уводят за пределы Сансары, это то, что называется шестью парамитами. В «Ламриме» первые четыре парамиты, например, парамита щедрости, нравственности, терпения, усердия, они очень коротко разъясняются и последние две парамиты, касающиеся сосредоточения, они раскрыты очень подробно. На самом деле мы воспринимаем «Ламрим» как руководство по достижению всех этапов к духовному Пробуждению. Это как рецепт — мы можем приготовить вкусное блюдо, так же «Ламрим» это руководство к тому, как достичь высшего состояния Пробуждения. В больших монастырях изучают разные темы. Первое начинается с Праманы, логики, парамиты изучаются и Мадхъямака, Дхарма, там все очень подробно, обширно изложено и можно немного растеряться. «Ламрим» объединяет все это в единую систему, благодаря которой мы в сжатом виде можем получить самую суть буддийского пути. Иногда может сложиться такое ощущение, что «Ламрим» легко можно понять, на самом деле это не так. «Ламрим» — очень глубокое произведение и его не освоить с первого раза.

— Во время обучения, когда люди приходят в дацан на лекции, насколько в Бурятии владеют в познаниях буддизмом? И какие вопросы верующие задают?

— Я считаю, что потенциал у людей очень большой, поскольку у них есть общее светское образование и поэтому то, что я даю, они легко это воспринимают, а в дальнейшем, я считаю, глубокие познания у них могут быть. Лекция идет два часа, затем мы обычно полчаса уделяем вопросам и ответам. Я стараюсь более доступным способом ответить на вопросы, объяснить. На самом деле люди в Бурятии и в Тибете они немного похожие — все переживания, мысли и поэтому вопросы похожи, но вера в дхарму очень сильная и я допускаю, что люди в Бурятии будут улучшать свои знания о буддийской дхарме. По плану, каждые выходные, в субботу и воскресенье, по два часа будем уделять время для обучения «Ламриму». До этого Ринпоче Багша давал очень подробно разъяснения по Бодхичитте, после этого мы продолжили, сейчас завершаем тему и идем дальше.

— Чем вам понравилась Бурятия?

— Очень хорошо здесь. Если некоторым кажется, что здесь холодно, для мне нормально. Тибет и Бурятия очень похожи и здесь я чувствую себя, как дома.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 15 октября 2025

Заголовок в газете: Жамьянг Гедун: «Буряты и тибетцы очень похожи»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру