В своем выступлении глава обратил особое внимание на некоторые аспекты региональной экономики и промышленного производства. Как и обычно, доклад Алексея Цыденова не был похож на зачитывание официальной статистики, это был живой и откровенный рассказ о том, как живет сегодня республика.
Он отметил, что инвестиции в бюджете Бурятии — это основной капитал.
— Если в 2020 году было в абсолютных цифрах 65 млрд, то в 2025 году ждем 143 млрд. Это, конечно, падение к уровню предыдущих лет, но тоже достаточно значимая цифра. Несмотря ни на что, мы все равно движемся.
Собственные доходы республики за 2025 год составят, по оценкам, 54 млрд рублей. Сюда входит один из основных источников — налоговые сборы.
— При этом налог на прибыль составит 9 млрд. В 2023 году налог на прибыль был 17 млрд, то есть у нас на 8 млрд рублей падение налога на прибыль, — отметил Цыденов. — В прошлом году — 10,5 млрд. Сейчас налог на прибыль самый маленький за весь период с 2021 года.
Зато растет показатель НДФЛ. Как пояснил Цыденов, рост идет за счет увеличения минимального размера оплаты труда (МРОТ).
— С 2020-го по 2025 год включительно МРОТ вырос на 85% по решению президента. Соответственно, у нас и НДФЛ растет за счет роста средней заработной платы. Также растет налог с добычи полезных ископаемых, в первую очередь, золота, поскольку цена на золото тоже растет.
— Прибыль, к сожалению, падает. И это сильно сказывается на сбалансированности бюджета, — отметил глава Бурятии.
Бизнес зарабатывает меньше и соответственно платит меньше налогов. Таким образом, рост показывают лишь два источника: налог на доходы физических лиц и поступления от недропользователей. Вот и получается, что бюджет региона держится на госрегулировании зарплат и мировой цене на драгметалл.
Глава Бурятии подробно остановился на истории с МРОТ. Он пояснил, что федеральный центр финансирует Бурятию исходя из устаревших данных, не учитывая реальное количество объектов или штатных единиц. Эта огромная разница — миллиардная дыра в бюджете, которую республике приходится латать самой. «Я этот вопрос уже поднимал на федеральном уровне», — сообщил глава.
Цыденов понимает, что есть разрыв между официальными статистическими данными по средней заработной плате и реальными доходами людей.
— Среднемесячная зарплата 79-70 тысяч рублей. А среднемесячный доход от трудовой деятельности 62,4. Видите, насколько сразу падает доход. То есть у мелкого бизнеса гораздо меньше доходов.
Он отметил, что большие цифры по зарплатам обеспечивает узкий сектор наемных работников в госструктурах и крупных компаниях (энергетических и добывающих), в то время как малый бизнес и самозанятые живут гораздо скромнее.
Государственный долг Бурятии к 2026 году достигнет 49 миллиардов рублей. Дефицит бюджета покрывается за счет кредитных средств. Основной причиной роста долговой нагрузки остаются расходы на заработную плату в бюджетной сфере. «Увеличение дефицита и этот разрыв связаны в первую очередь с необходимостью финансирования заработной платы», — пояснил Цыденов.
Но тяжелее всего приходится из-за правил софинансирования федеральных проектов. Раньше соотношение было выгодным для региона — «94 на 6», теперь же по аварийному жилью — «35 процентов наше, и по отдельным объектам 55 процентов наше». А ведь есть еще и скрытые затраты: «Внешнюю инфраструктуру не считают, дороги не считают, инженерию не считают. То есть мы это все делали за свой счет». Построить сад — это одно, а подвести к нему дороги и коммуникации — совсем другое, и эти миллиарды ложатся на плечи региона.
Отдельно глава упомянул и поддержку спецоперации. Эти средства не учитываются федеральным центром. Но, вполне вероятно, расходы на СВО регионам будут возмещены, отметил глава.
Самый стабильный рост демонстрирует сектор экономики, к которому относится добывающая промышленность.
— Здесь мы растем, у нас плюс 43% к прошлому году. Больше стали добывать угля, вырос объем вывоза по железной дороге, по золоту у нас рост, по урану рост, — отметил глава. — Хиагда у нас вышла на первое место в России по добыче урана. Сегодня мы основной производитель этого металла.
ГОК «Озерный» вышел в производство и начал добычу цинка. В следующем году стартует разработка Ермаковского месторождения, по словам Цыденова, это крупнейшая в России добыча бериллия, в целом будет вложено 14 млрд рублей, из которых инвестировано на сегодня 8 млрд, также будет создано 300 рабочих мест. Рост показывают и угольные компании. «Планируем в следующем году на 10,5 миллиона тонн выйти», — говорит глава.
Кроме того, в республике появились новые инвесторы в золотодобыче.
— К нам пришел новый крупный инвестор, компания ОКТО, они купили «Артель Старателей Западная» и «Рудное», и увеличивают объем добычи примерно на 20%. Даже на тех месторождениях, где уже велась добыча, увеличение идет за счет изменения технологии работы.
Улан-Удэнский авиазавод начал серийные поставки новейших вертолетов. «Вертолетов таких еще у нас и не было. Ну и в мире таких еще не было», — с гордостью сказал глава республики.
Ситуация в сельском хозяйстве складывается неоднозначно. С одной стороны — провал по зерновым. Причина — погодные условия.
— У нас в этом году урожайность в районе 11 центнеров с гектара. Ну понятно, что, по большому счету, никакая урожайность, — сказал глава, сравнивая с прошлыми рекордными 17-18 центнерами.
Но на смену традиционным культурам приходят высокотехнологичные проекты. Яркий пример — строительство тепличного комплекса площадью 10 гектаров. На слайдах, сделанных специально для совещания, видно, как идет остекление.
— В следующем году запускаются. И мы будем обеспечены своими овощами, — сказал глава и также отметил еще один факт: — У нас сегодня полное самообеспечение по свинине, что дало нам самый низкий рост цен на свинину практически за последние 4 года.
Кроме того, здесь стоит упомянуть, что Восточно-Сибирский свинокомплекс, который снабжает республику мясом, может обеспечивать сырьем проект по производству электроэнергии. В планах — организация на базе свинокомплекса переработки побочных продуктов производства в электроэнергию.
— Есть технология переработки газа в электроэнергию. Мы сейчас считаем цифры проекта, рассчитываем экономическую модель. Идет разработка последних технических параметров. Если все сложится, то мы сможем организовать на базе комплекса переработку отходов в электричество и тем самым минимизировать негативные последствия, включая неприятный запах.
Самым амбициозным и неожиданным направлением сельского хозяйства республики стало лекарственное растениеводство. Как отметил глава, это перспективное и весьма доходное направление, сейчас особенно актуальное: рядом открылся огромный рынок сбыта.
— Доход лекарственного растениеводства с одного гектара земли высокий, — сказал Цыденов. — В мае Китай открыл свою границу для завоза лекарственных растений, в списке 24 вида. Китай прямо назвал, что им надо.
Глава приводит в пример провинцию Шаньси, которая за 6 лет нарастила производство до 200 тысяч тонн. Бурятия намерена повторить этот успех, объединив усилия научных учреждений и бизнеса. Это направление решает сразу несколько задач: диверсификация АПК, вовлечение в бизнес малых площадей и большого количества людей по всей республике, а также выход на экспорт.
Бурятия активно воплощает мечты о становлении региона как крупного транспортно-логистического хаба. Одним из знаковых событий стало подписание соглашения с компанией Вайлдберриз.
— Это большой проект, 7 млрд инвестиций, 4 тысячи рабочих мест. Все наши производители, от мебели до мелких украшений, получат возможность. Для них открывается очень широкий рынок, — объясняет значимость проекта глава.
Еще одним проектом развития инфраструктуры хаба стал запуск таможенно-логистического терминала в Кяхте. Республика чувствует и положительный эффект от масштабной стройки на БАМе, в частности, от проходки второго Северомуйского тоннеля. Хотя этот проект федеральный, он улучшает транспортную связанность и создает косвенные возможности для местного бизнеса.
На фоне общероссийского кризиса на рынке недвижимости Бурятия демонстрирует относительную устойчивость.
— В среднем по стране падение объема продаж 50-53%. В Бурятии объем продаж упал на 30%. У нас самое маленькое падение во всей России, — отметил глава.
Несмотря на падение, строительство не остановилось — за 8 месяцев введено 499 тысяч квадратных метров жилья. Потребительский спрос также демонстрирует осторожный, но рост: «Поднимается розничная торговля. Один-два процента, но это все же рост. И это — за минусом инфляции», что, по словам главы, доказывает «платежеспособность населения».
Несмотря на все сложности, республика не только справляется с текущими вызовами, но и создает свое будущее: возводит теплицы, строит дома, привлекает инвесторов и запускает современные вертолеты в небо. Каждый реализуемый проект — вклад в стабильность и благополучие жителей. Опираясь на богатство природных ресурсов и поддержку жителей, Бурятия закладывает прочный фундамент для будущего процветания.