География как стратегия: России снова нужны свои карты, учебники и мощная промышленность

Не так давно в Москве прошел очередной съезд Русского географического общества, который подвел итоги прошедшего, очень не простого исторического времени и наметил планы на будущее. Его кульминацией стало выступление на пленарном заседании в Кремле Президента России, председателя Попечительского съезда общества В.В.Путина.

География как стратегия: России снова нужны свои карты, учебники и мощная промышленность

В своей речи президент напомнил, что одной из первых задач общества было стремление «собрать и направить лучшие молодые силы России на всестороннее изучение родной земли… Эта цель актуальна и сегодня, а патриотизм, чувство сопричастности судьбе России, ответственности за ее будущее рождается из знаний о ее истории и географии, культурном и природном наследии Отечества».

Более того, ранее на одном из заседаний Попечительского Совета он отметил, что «…приходится все время смотреть, чтобы нас никто не съел, оглядываться по сторонам. Посмотреть, что в природе происходит, очень полезно».

Необходимо помнить, что Россия остается самым большим по территории государством в мире и соседей, желающих «откусить» ее богатства, достаточно. Поэтому глава государства предложил 2027 г. объявить Годом географии, а сегодня надо заниматься и «уборкой Арктики», и созданием карт новых российских территорий, и учебников истории и географии, и музеев. Мы помним, что Русь начиналась и на Куликовом поле, и на Чудском озере, и в степях Новороссии.

И сегодня события на СВО так близки к знаменитому стихотворению А. Блока из цикла «Родина», образы которой и отражены в строках:

«И вечный бой!

Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль…

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль

И нет конца …»   

Как бы в продолжение проблем, обсуждаемых на съезде и в его кулуарах, в День народного единства опубликован документ по итогам Восточного экономического форума о поручении правительству разработать «Стратегию развития Дальнего Востока до 2036 г.», имеющий прямое отношение и к жизни Бурятии. В соответствии с этой директивой предстоит в ближайшее время определить вклад республики в будущее страны.

Западные санкции и события на СВО надолго закрыли тему, по которой многие наши «демократы» мечтали о том, что «запад нам поможет». Сегодня уже реальностью стало резкое сокращение поставок за рубеж угля, все меньше в мире желающих покупать и российскую нефть, и газ. И, как результат, с большим опозданием предстоит коренным образом менять всю экономическую политику государства и «сокращать сырьевую иглу» российского экспорта.

При отсутствии государственного планового управления достаточно сложно перестраивать систему российского транспорта, «заточенную» на эксплуатацию нефте- и газопроводов, где «хозяин» положения не производитель, а потребитель на «конце» трубы. В отличие от перевозки СПГ, при которой зарубежные газовозы могут менять свои маршруты, в зависимости от рынка, наши трубопроводы жестко привязаны к покупателю и не могут влиять на стоимость поставок сырья.

Весь этот экскурс свидетельствует о том, что новая «Стратегия…» должна принципиально отличаться от своих многочисленных предшественников. Более того, создаваемый документ должен учесть все многочисленные недостатки прошлого времени, когда мы с таким усердием и дешевыми сибирскими ресурсами развивали экономику Запада, а НАТО приближалось к нашим границам.

Поэтому современная геополитическая ситуация заставляет включать механизмы устрашения наших оппонентов. Не случайно В.В.Путин в одном из интервью говорит: «Зачем нам такой мир, в котором не будет России?». По отношению к стратегии развития экономики восточных российских территорий, эту фразу можно трансформировать в мысль о том, зачем нам пустые пространства Сибири и Дальнего Востока, если они не используются для экономического развития России, повышения ее стратегического потенциала и уровня жизни населения?

В этой связи, известный русофоб и наш политический оппонент З.Бжезинский в своей книге «Великая шахматная доска» прямо пишет: «Россия несет ответственность за крупнейшую в мире долю недвижимости. Эта доля охватывает 10 часовых поясов, и ее размеры в два раза превышают площадь США или Китая, перекрывая даже расширенную Европу». И далее он утверждает права США и остального западного мира на эту собственность.

Для достижения поставленных задач наши оппоненты провоцируют на наших границах «цветные революции», внедряют различные международные экологические организации, которые под флагом сохранения окружающей среды и с заботой создания «зеленой» экономики пытаются разрушить промышленный потенциал страны и расколоть российское общество.

По такому же сценарию и сегодня в стране продолжает развиваться деятельность отдельных социальных групп и даже властных структур под благими лозунгами сохранения Байкала, протестующих против хозяйственной деятельности местных жителей. Им запрещают заготовку дров, вводят ограничения на лов рыбы, расширение кладбищ и даже запрещают создание противопожарных полос вокруг населенных пунктов для защиты от лесных пожаров.

Между тем, эти права прописаны в российской Конституции и являются основой их традиционного быта. Однако противоречия и недостатки экологического законодательства создают на берегах Байкала многочисленные конфликты в сфере природопользования. Лишенные прав землепользования в центральной экологической зоне оз.Байкал, жители Ольхонского района Иркутской области, единственные в стране, не поддержали при голосовании новые изменения в Конституции страны.

На этом фоне отдельные представители Государственной Думы организуют специальные поездки по озеру с целью поддержать «зеленую» общественность в том числе в борьбе против проекта промышленного освоения Ошурковского месторождения апатитов. Им не так уж важно, что оно расположено в 150 км от Байкала, а технология использует новые экологобезопасные технологии добычи руды. Даже, положительный опыт такой деятельности инвестора из уст представителя малых народов Приамурья, живущего вблизи подобного объекта не убеждает протестующих, подогреваемых еще и приезжими активистами.

При обсуждении на местах таких конфликтных ситуаций общество отчетливо разделяется на местных жителей, отстаивающих свои жизненные права и «гостей», которым далеки интересы аборигенов. Даже, представители науки, которыми также прикрываются организаторы протестов, выдают свою позицию под различными обращениями в адрес Президента страны, как «байкальский патриотизм».  

Такая ситуация как в зеркале отражает уровень и российских парламентариев, и науки, которым значительно легче проявить свою активную деятельность экологическими протестами, чем на профессиональной ниве.

К сожалению, после известной реформы Российской академии наук, лишившей ее юридической самостоятельности, в правительстве и Федеральном собрании страны не осталось авторитетных представителей академической науки, а их стены заполнили спортсмены, артисты и другие медийные лица, собранные правящей партией. А как известно, основные беды российской власти определяются тем, что не все занимаются своим делом.

Сегодня нас поражают успехи Запада во многих отраслях экономики. И одна из причин отражена в речи Президента США Б.Обамы в Национальной академии наук США: «Некоторые говорят, что в такое трудное время мы не можем позволить себе инвестировать в науку, что поддержка научных исследований – это все-таки роскошь в те моменты, когда все определяется необходимостью. Я категорически не согласен. Наше процветание, безопасность, здоровье, экология и качество жизни сейчас более чем когда-либо зависят от науки (аплодисменты)».

Отсюда следует, что российская наука, которая в плановой экономике определяла мировое лидерство нашей страны, обязана вновь занять достойное место. И не может быть она в рядах протестного общества с лозунгами «не пущать», «запретить», а более всего должна сегодня решать самые сложные технологичные задачи.

Возвращаясь к основной теме разговора, следует еще раз напомнить о специфике нашего времени и необходимости консолидации общества. Россия вновь, как и накануне Второй мировой войны, в кольце своих противников. Тогда, даже в далекой Бурятии появились ныне орденоносные авиазавод, ЛВРЗ, мясокомбинат, а Джидакомбинат поставил вольфрам для каждого третьего советского танка. И именно они вынесли всю тяжесть военной экономики и победы над фашизмом.

К сожалению, прошедшие тридцать лет реформ новой России не привели к созданию каких-либо промышленных объектов достойных уровня ударных комсомольских строек недавнего прошлого.

И сегодня в новых геополитических условиях и глубокого бюджетного дефицита Бурятии, возникает необходимость поиска новых инвесторов для реализации планов стратегического развития восточных территорий России. При этом следует помнить, что те же апатитовые руды - основной источник получения фосфорных удобрений, столь важных для бедных сибирских почв, а решение проблемы продовольственной безопасности страны никто не отменял. Более того, сегодня есть глубокая необходимость держать «порох сухим», а как известно многие боеприпасы также производятся из продуктов переработки фосфорных руд.

Такие размышления возникают после съезда географов, представителей единственной науки изучающей взаимоотношения природы и общества, а также возможные пути освоения огромного пространства Северной Азии под названием Россия.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру