Столица «Великого чайного пути»: путешествие в прошлое и настоящее Кяхтинского района Бурятии

Сегодня, в рамках образовательного марафона «Краеведческие недели» «МК в Бурятии» расскажет о Кяхтинском районе - муниципальном образовании, история которого на протяжении веков определялась его уникальным географическим положением.

Столица «Великого чайного пути»: путешествие в прошлое и настоящее Кяхтинского района Бурятии

Кяхтинский район — муниципальное образование, расположенное на юге Республики Бурятия. Район был образован 12 декабря 1923 года в составе вновь созданной Бурят-Монгольской АССР. Административным центром района является город Кяхта, находящийся в 235 километрах от столицы республики — Улан-Удэ — по автомобильной дороге. Общая площадь территории Кяхтинского района составляет 466 325 гектаров.

С севера и северо-востока граничит с Селенгинским и Бичурским районами Бурятии, с востока — с территорией Забайкальского края. Южная и часть восточной окраин проходят по государственной границе Российской Федерации с Монголией, что определяет его как приграничное муниципальное образование. На западе Кяхтинский район соседствует с Джидинским. Такое географическое положение придаёт району стратегическое значение в сфере международной торговли, транзита и пограничного контроля.

Через его территорию с севера на юг проходят важные транспортные артерии федерального значения. Это автомобильная дорога Улан-Удэ — Улан-Батор протяжённостью около 600 километров и железнодорожная магистраль Улан-Удэ — Наушки — Улан-Батор. На территории города Кяхта расположен международный автомобильный и железнодорожный пограничные переходы в Монголию.

Исторически территория района развивалась как часть Троицкосавского уезда, образованного в 1872 году в составе Забайкальской области. После создания Бурят-Монгольской АССР в 1923 году уезд был преобразован в аймак и вошёл в состав автономной республики. В 1934 году произошло объединение города Троицкосавска с торговой слободой Кяхтой. В результате центр аймака был перенесён, а само поселение переименовано в город Кяхта. С этого момента за аймаком закрепилось наименование Кяхтинский.

В дальнейшем территориальная структура района претерпевала изменения. 22 ноября 1943 года в результате разукрупнения Кяхтинского аймака был образован Кударинский аймак. Однако уже 23 ноября 1959 года был упразднён, а его территория вновь включена в состав Кяхтинского аймака. 2 апреля 1963 года в рамках административной реформы упразднён Селенгинский аймак, семь его сельсоветов, а также рабочий посёлок Селендума, были переданы в Кяхтинский аймак. Городские поселения Наушки и Чикой вошли в состав Гусиноозёрского городского совета. Однако 13 января 1965 года Селенгинский аймак был восстановлен, и указанные территории возвращены в его состав.

В октябре 1977 года Кяхтинский аймак был официально переименован в Кяхтинский район, что соответствовало общесоюзной практике наименования административных единиц. С тех пор структура муниципального образования претерпевала изменения в рамках местного самоуправления, но основные границы и состав сохранились. Сегодня Кяхтинский район остаётся важным элементом южного приграничного региона Бурятии, сочетая в себе историческое наследие, транспортную значимость и многонациональный состав населения.

Великий чайный путь

К концу XVIII — началу XIX века Кяхта превращается в крупнейший торговый центр Восточной Сибири. Её значение определялось не только географическим положением, но и особой ролью в системе внешней торговли Российской империи с Китаем. Кяхтинская торговля, заложенная политикой Петра I и развитая при Екатерине II, получила официальное оформление после подписания в 1727 году Буринского договора. В июне 1728 года русский посол граф Савва Лукич Рагузинский заложил первый камень в основании торгового форпоста на реке Кяхта. Уже к концу того же года на месте будущего города был построен гостиный двор с 24 лавками и 32 купеческими избами. В это же время из Пекина вернулся русский караван, обменявший пушнину и другие товары на чай, шелк и китайские изделия. Этот момент считается началом регулярной Кяхтинской торговли и Великого чайного пути.

В 1743 году по указу Сената Кяхтинский форпост был преобразован в торговую слободу. Кяхтинский договор, закреплявший условия обмена, признали выгодным для российской казны. С 1772 года Кяхта становится единственным легальным пунктом русско-китайской торговли, что закрепило за ней монопольное положение на протяжении более чем столетия. В период с 1760-х по 1890-е годы город играл ключевую роль не только для Сибири, но и для всей Российской империи. Через Кяхту в Москву, Нижний Новгород, Казань и другие центры поступали чай, шелковые ткани, шелк-сырец и другие восточные товары. В обратном направлении отправляли сукно, ситцы, плис, кожу, металлические изделия и ппрочие продукты отечественной промышленности. В 1860–1870-е годы многие московские и владимирские фабрики работали преимущественно на кяхтинский рынок.

К 1830–1840-м годам объём торговли достиг 16 миллионов рублей, а в период расцвета, во второй половине XIX века, оборот вырос до 30 миллионов рублей. Кяхта приобрела международную известность, её торговые связи простиралась до Лондона и Америки. Однако после открытия Суэцкого канала в 1869 году и развития морских маршрутов, а также с переходом на железнодорожные перевозки, значение Кяхты как главного транзитного пункта стало сокращаться. К 1880-м годам она утратила статус основного центра русско-китайской торговли.

Помимо ярмарочной торговли, в Кяхте и Троицкосавске существовали промыслы и ремесла. На протяжении всей истории города действовало около десяти заводов, из которых большинство — кожевенные. Основной причиной слабого развития фабрично-заводской промышленности было отсутствие дешёвой рабочей силы и высокая стоимость доставки оборудования и материалов из европейской части России. Вблизи Кяхты в течение пяти лет работал первый в Сибири стеариновый, мыловаренный и химический завод, однако он не получил дальнейшего развития.

Ремесленное производство в городе не было широко распространено, поскольку основная часть населения была занята в сфере торговли. Горожане специализировались на операциях с чаем: его зашивке, чистке, упаковке в цибики и транспортировке. В период расцвета Кяхты купечество активно участвовало в благоустройстве города. Благодаря их пожертвованиям строились общественные здания, дороги, сады и бульвары. Кяхта отличалась чистотой, широкими ровными улицами и обилием зелени. Архитектурными доминантами города были Воскресенский собор, Троицкосавский собор и Гостиный двор, возведённые при участии купцов. Некоторые купеческие усадьбы, такие как дома А.М. Лушникова и М.А. Коковина, выделялись красотой фасадов, удобством планировки и обширными дворовыми постройками.

XIX век стал «золотым веком» Кяхты. В середине столетия в городе действовало 54 торговые фирмы. Успехи Кяхтинской торговли были известны в Лондоне, Париже, Стокгольме и других европейских столицах. Доходы от торговли активно вкладывались в культурную жизнь. На средства купцов строились церкви, содержались хоры певчих, организовывались музыкальные и литературные вечера. Купеческое собрание регулярно устраивало балы, салоны и концерты с участием приезжих артистов.

Особую роль в культурной жизни Кяхты сыграли декабристы, в том числе М.А. и Н.А. Бестужевы, И.И. Горбачевский, К.М. Торсон. Они активно участвовали в купеческих собраниях, называя город «забалуй-городком». Н. Бестужев, обладавший артистическим талантом, исполнял сцены из «Ревизора» Гоголя, вживаясь в образы нескольких персонажей одновременно. В праздники устраивались иллюминации, фейерверки, танцы — дамы в меховых шубах и мантильях исполняли лансье.

В 1859 году в Кяхте был открыт Купеческий дом — центр общественной и культурной жизни. Здесь проводились литературные вечера, балы, приём приезжих артистов. В записках современников описывается роскошная обстановка: швейцар с булавой у входа, музыканты в боковой комнате, сервированные столы с цветами и серебряными холодильниками для шампанского. Праздники отмечались часто — от начала торгового сезона 14 апреля до наступления весны 1 мая, Масленицы, Нового года и заключения крупных сделок. В 1853 году в Кяхте выступал итальянский певец Доменико Феррари, а также пианистка М.Ф. Кнауф-Каменская и певица Э.Ф. Марелли. Эти гастроли свидетельствовали о высоком уровне культурной жизни города.

Население и традиционные промыслы

Население Кяхтинского района исторически формировалось из двух основных этнических групп — русских и бурят. На протяжении XIX — начала XX века в районе также проживали семейские старообрядцы, небольшие группы евреев, цыган, а также временно находившиеся в Кяхте китайские купцы и ремесленники. Смешение русского и бурятского населения происходило в основном через браки и сожительства, что привело к появлению нового этнокультурного типа, известного под местным названием «кармы». Этот тип, по наблюдениям этнографов, ближе приближался к бурятскому облику как по внешним признакам, так и по бытовым особенностям. Исключением из этой тенденции стали семейские старообрядцы, которые сохраняли обособленность, не вступали в смешанные браки и не сближались ни с бурятами, ни с коренными сибирскими русскими общинами.

Бурятское население района традиционно было занято в сфере ремесел и промыслов. Одним из основных источников дохода была скупка скотской кожи, которая в прошлом широко использовалась для обшивки чайных ящиков в Кяхте. Помимо этого, буряты активно занимались плотничеством, столярничеством, слесарным делом и кузнечным ремеслом. Преобладающим видом деятельности среди них было плотничество, востребованное при строительстве жилых и хозяйственных построек. В горных и предгорных районах буряты занимались промыслом тарбагана (сурка), который использовался как источник мяса и шкур. Рыболовством они занимались в меньшей степени, несмотря на близость рек Селенга и Чикой.

Особое место в культуре бурят занимало изготовление серебряных изделий. Образцы ювелирных и утилитарных изделий бурятских мастеров — дарханов — хранятся в Кяхтинском краеведческом музее им. В.А. Обручева и составляют значительную часть этнографической коллекции. Эти экспонаты отражают высокий уровень художественного вкуса и технического мастерства, позволяя проследить развитие материальной культуры бурятского народа. В XIX веке изделия бурятских дарханов были известны за пределами Забайкалья и поставлялись на ярмарки по всей России.

Традиционное питание бурят было основано на продуктах животноводства. Основу рациона составляли мясо, кирпичный чай, сваренный с молоком, хлеб, испечённый в золе или в русской печи в городских условиях, а также молочные продукты — творог и варёные пенки, известные как «урумхэ». Чай, приготовленный с молоком, иногда дополняли поджаренной мукой, получая напиток, называемый «затуран». Из молока также перегоняли слабоалкогольный напиток — архи, который употреблялся в больших количествах. Зимой буряты готовили ватрушки из толчёной черемухи с косточками, известные как «сибирские черемуховые шаньги». Одежда шилась из бязи или английских тканей, закупаемых у китайских купцов. Более состоятельные представители носили бельё из ситца и цуямбы — лёгкой хлопчатобумажной ткани, импортируемой из Китая через Кяхту.

Русское население района в основном занималось скотоводством и, в меньшей степени, земледелием. Однако земельные наделы не являлись показателем благосостояния, поскольку климатические и почвенные условия не способствовали интенсивному землепашеству. Основными промыслами русских были выжигание извести и добыча мрамора, что использовалось в строительстве. Также были развиты плотничество, столярничество и слесарное дело. Среди мелких промыслов — добыча кедрового ореха, рыболовство и охота. Русские изготавливали глиняную и деревянную посуду, а также берестяные ёмкости — «туязья», применявшиеся для хранения продуктов и транспортировки мелких грузов.

Питание русского населения включало сибирские пельмени, русские булочки, кирпичный чай и самодельные наливки. Как русские, так и буряты отличались гостеприимством, хлебосольством и отзывчивостью, что являлось неотъемлемой чертой сибирского быта. Эти качества формировали устойчивые традиции добрососедства и взаимопомощи, особенно в условиях удалённости и сурового климата.

Материальная и духовная культура Кяхтинского района складывалась под влиянием многонационального состава населения, географического положения и торговой специализации региона. Традиции, сложившиеся в XIX — начале XX века, оставили заметный след в современной культуре района. Некоторые из них утрачены, но при условии творческого осмысления могут быть востребованы в современных условиях — как в рамках этнокультурного туризма, так и в развитии локальных промыслов. Сохранение и адаптация этих традиций могут иметь не только культурное, но и экономическое значение для Кяхтинского района.

Современное состояние экономики

Экономика Кяхтинского района всегда формировалась и до сих пор формируется под влиянием географического положения, транспортной инфраструктуры, исторического наследия и внешнеторговых связей с Монголией и Китаем. В последние годы наблюдается постепенное восстановление и переориентация экономики, хотя регион сталкивается с рядом структурных проблем.

Основой экономики района остаётся транзитный потенциал. Кяхта — один из важнейших пунктов пропуска на российско-монгольской границе. Через Кяхтинский пограничный переход проходят автомобильные и железнодорожные грузопотоки между Россией и Монголией. Железнодорожная станция Наушки, расположенная на территории района, является крупнейшим железнодорожным пунктом пропуска на границе с Монголией. Через неё идёт основной объём экспорта угля, нефтепродуктов, стройматериалов, оборудования и импорта монгольского угля, сельхозпродукции и потребительских товаров.

В 2020–2023 годах отмечен рост грузооборота через Наушки, особенно на фоне увеличения экспорта российских товаров в Монголию и Китай. Это связано с изменением логистических маршрутов из-за санкционных ограничений и переориентации внешней торговли России на страны Азии. В районе обсуждаются проекты по модернизации инфраструктуры Наушек: строительство новых складских комплексов, расширение сортировочных мощностей, создание логистического центра.

Кяхта также имеет автомобильный пункт пропуска, через который осуществляется мелкогабаритная и пешая торговля. Однако его пропускная способность ограничена, а инфраструктура требует модернизации.

Основные предприятия — это предприятия пищевой промышленности, перерабатывающие местное сельхозсырьё: молочные, мясные и хлебопекарные производства. Есть небольшие предприятия по производству строительных материалов.

На территории района расположены месторождения строительных материалов — песка, гравия, глины. Ведётся добыча для нужд местного строительства. Также известны проявления руд цветных металлов, но их разработка не ведётся в силу отсутствия экономической целесообразности и инфраструктуры.

Сельское хозяйство — один из традиционных и наиболее устойчивых секторов экономики района. Основные направления — животноводство и растениеводство. Преобладает овцеводство, крупный рогатый скот и коневодство. 

Развивается производство молока, мяса, шерсти. В последние годы наблюдается интерес к экспорту бурятской шерсти и кожевенного сырья. Также ведётся выращивание ячменя, овса и картофеля, хотя масштабы растениеводства ограничены климатическими условиями.

Туризм — один из перспективных направлений развития. Кяхта обладает уникальным историко-культурным наследием: это Великий чайный путь, памятники архитектуры, музеи, памятник исследователям Центральной Азии. В последние годы растёт интерес к краеведческому и познавательному туризму.

Развиваются маршруты по следам чайных караванов, экскурсии в Кяхтинский краеведческий музей, посещение Сиреневого бульвара, Гостиных рядов, дома Лушникова. Проводятся фестивали, посвящённые чайной культуре. 

Воссоздаётся исторический облик города, проводятся фестивали, посвящённые чайной культуре. В 2020 году на Сиреневом бульваре был установлен памятник исследователям Центральной Азии, многие из которых начинали свои экспедиции из Кяхты. Маршрут Великого чайного пути включён в туристические карты Бурятии, разрабатываются пешие, велосипедные и автотуристические маршруты по следам караванов.

Сегодня Кяхта — это не только памятник торговой истории, но и символ культурного моста между Россией, Китаем и Монголией. Хотя Великий чайный путь больше не функционирует как торговая артерия, его наследие живёт в архитектуре, музеях, традициях и памяти местных жителей. Восстановление и популяризация маршрута могут стать основой для устойчивого развития региона, объединяя прошлое, настоящее и будущее в едином историческом потоке

Достопримечательности

Кяхтинский район обладает богатым историко-культурным наследием, связано это с его особой ролью как центра русско-китайской торговли в XVIII–XIX веках. Город Кяхта, бывший Троицкосавском, сохранил множество архитектурных, мемориальных и музейных объектов, представляющих интерес для туристов, исследователей и местных жителей. Эти достопримечательности отражают многослойность истории региона — от международной торговли до развития образования, культуры и науки.

ГАУК РБ «Кяхтинский краеведческий музей им. акад. В.А. Обручева» основанный более 135 лет назад, располагает уникальными коллекциями, посвящёнными истории Кяхтинской торговли, этнографии бурят, археологии Забайкалья и исследованиям Центральной Азии. Его фонды включают редкие документы, предметы быта, ювелирные изделия бурятских дарханов, коллекции чая и торговых документов. Музей регулярно включается в туристические маршруты по Республике Бурятия и за её пределами. Экскурсии проводят квалифицированные гиды, что делает посещение доступным и информативным. Благодаря масштабу и значимости собраний музей получил неофициальное название «Эрмитаж на Востоке».

Центральной площадью Кяхты традиционно считается пространство, где сосредоточены основные административные и исторические здания города. Здесь расположены памятники, связанные с расцветом российско-китайской торговли, а также здания, построенные в XIX веке на средства купечества. Площадь служит не только как административный, но и как культурный центр города.

Недалеко от Храма Воскресения Христова находится Сиреневый бульвар — место, изначально разбитое купцами-меценатами в период расцвета чайной торговли. На его территории были высажены различные сорта сирени, в том числе завезённые из-за границы. В 2020 году, в год открытия памятника исследователям Центральной Азии, бульвар был официально благоустроен и открыт для посещения. Сегодня он является популярным местом прогулок для туристов и жителей.

Памятник исследователям и первооткрывателям Центральной Азии установлен по инициативе президента Русского географического общества и приурочен к 175-летию РГО. Он выполнен в виде триумфальной арки на четырёх колоннах, украшенных барельефами выдающихся путешественников — Н.М. Пржевальского, Г.Н. Потанина, П.К. Козлова, Г.Е. Грум-Гржимайло, Б.А. Громбчевского и других. Выбор Кяхты как места установки памятника обусловлен её исторической ролью как «ворот в Азию» — именно через этот город в XVIII–XIX веках проходили торговые караваны, а многие исследователи начинали свои экспедиции из Кяхты.

К числу архитектурных памятников федерального значения отнесен дом купца А.М. Лушникова. Построенный в середине XIX века, он стал одним из первых каменных домов с мезонином в Кяхте. Второй этаж — деревянный — был надстроен позже. Фасад дома украшен рустовкой, а каменная ограда с трёхчастными воротами подчёркивает его статус. Алексей Михайлович Лушников был купцом первой гильдии, общественным деятелем, инициатором создания типографии, женской гимназии, сиротского дома и библиотеки. В его доме бывали декабристы — Н.А. и М.А. Бестужевы, И.И. Пущин, С.П. Трубецкой, С.Г. Волконский, а также путешественники и учёные — Н.М. Пржевальский, Г.Н. и А.В. Потанины, Д.А. Клеменц.

Здание бывшего Алексеевского реального училища, ныне — МБУ «Кяхтинская СОШ № 4», является памятником истории регионального значения. Училище было основано в 1881 году и стало одним из лучших образовательных учреждений Забайкалья. Его создание связано с визитом в Забайкалье Великого князя Алексея Александровича, сына императора Александра II. Здание строилось при поддержке купеческих династий — Коковиных, Немчиновых, Урманчеевых, Второвых, Сибиряковых, Лушниковых. Оно отражает высокий уровень инвестиций в образование со стороны купечества.

На улице Ленина (бывшей Большой) расположен дом, в котором в 1830–1833 годах жил Д.П. Давыдов — педагог, краевед, поэт, автор известной песни «Славное море, священный Байкал». Здание имеет статус памятника истории регионального значения. В настоящее время в нём размещён волонтерский центр «Прометей».

Памятник Савве Лукичу Рагузинскому установлен в честь основателя города. Рагузинский, дипломат сербского происхождения, возглавлял русское посольство в Китай и в 1728 году заложил первый камень в основание торгового форпоста, названного Кяхтой. Он сыграл ключевую роль в установлении русско-китайских торговых отношений и стал символом дипломатического и экономического прорыва на востоке империи.

Гостиные ряды — памятник архитектуры федерального значения, построенный в первой половине XIX века. Это комплекс из двух прямоугольных корпусов, расположенных один внутри другого, с внутренним двором. Здание использовалось для подготовки и хранения товаров, идущих по Великому Чайному пути. Главные фасады украшены массивными аркадами, боковые — глухими арками. Здесь совершались крупные сделки, и объект остаётся важной частью торгового наследия Кяхты. Экскурсии проводятся с участием гидов.

Здание «Универмага» в Кяхте ранее принадлежало торговой фирме «Второвъ и сыновья» и является памятником истории регионального значения конца XIX — начала XX века. Архитектура здания отражает стиль коммерческих построек эпохи расцвета торговли.

Здание мэрии Кяхты — бывший дом купца Сибирякова, построенный во второй половине XIX века. Сегодня это административное здание, но его архитектура сохраняет черты купеческого особняка. Объект включён в реестр памятников истории регионального значения.

Центральная аптека Кяхты размещается в бывшем торговом доме купца Урманчеева — ещё одном памятнике регионального значения. Здание сохранило свою историческую планировку и архитектурные особенности.

Музей Российско-монгольской дружбы расположен в доме, который в конце XIX — начале XX века принадлежал провизору О.Х. Рудзиту. В 1920-е годы в нём размещалось консульство Советской России в Дальневосточной Республике. Сегодня здание является памятником истории регионального значения.

Здание бывшей почтово-телеграфной конторы связано с событиями революции 1905–1906 годов. Служащие конторы участвовали во Всероссийской октябрьской стачке и революционных выступлениях в Троицкосавске. Здание включено в реестр объектов культурного наследия регионального значения.

Гостиный двор — ещё один памятник федерального значения, построенный в XIX веке для оптовой торговли и хранения товаров, в первую очередь чая. Как и Гостиные ряды, он представляет собой два замкнутых прямоугольных корпуса, объединённых вокруг внутреннего двора. Здесь товары готовились к отправке в европейскую часть России и за её пределы.

Церковь Воскресения Христова, построенная в 1830–1838 годах на пожертвования купечества, является одним из важнейших памятников православной архитектуры Забайкалья. Расположена на границе с Монголией, она символизировала духовное присутствие России в регионе. Храм построен в классическом стиле с элементами неорусского направления.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, возведённая в 1884–1888 годах, также является памятником русской архитектуры XIX века. Её строительство финансировалось купцом-меценатом Я.А. Немчиновым. Церковь отражает традиции позднего классицизма и сохранила свою архитектурную целостность.

Природные достопримечательности

Одной из характерных природных особенностей района является долина реки Чикой. Эта река берёт начало в горах Хамар-Дабана и впадает в Хилок, образуя часть бассейна Селенги. Долина Чикой отличается умеренным климатом, плодородными почвами и богатой растительностью. Вдоль реки расположены сосновые и лиственничные леса, луга и степные участки, что создаёт уникальный ландшафтный переход от тайги к степи. В долине встречаются редкие виды растений, в том числе, занесённые в Красную книгу Бурятии.

На территории района расположен источник «Кяхтинский» — минеральный родник с лечебными свойствами. Как отмечается в исследовании о благоустройстве местных аршанов, «Кяхтинский» родник относится к слабощелочным гидрокарбонатным водам с содержанием ионов натрия, кальция и магния. Наличие сульфатов, гидрокарбонатов и других солей придаёт воде определённые лечебные и столовые качества, которые исторически ценились местным населением. В 2019 году в рамках проекта «Живи, Аршан, — священный родник!» местными властями и общественными организациями была начата работа по благоустройству и сохранению ряда источников. Для источника «Кяхтинский» был проведен химический анализ воды, который официально подтвердил её состав.

В районе также встречаются термальные и тёплые источники, хотя они менее изучены и не оборудованы для массового туризма. Некоторые из них используются местными жителями в бытовых целях и для оздоровления. В будущем эти источники могут стать основой для развития экотуризма и оздоровительных программ.

В предгорьях Хамар-Дабана находятся истоки реки Селенга — одной из главных водных систем Восточной Сибири. Хотя основной исток Селенги образуется слиянием рек Идер и Делгер-Мурэн в Монголии, её верховья и притоки, такие как река Джида, берут начало на территории Кяхтинского района. Эти территории покрыты смешанными лесами и альпийскими лугами, где встречаются редкие виды флоры и фауны.

На северо-востоке района, вблизи границы с Мухоршибирским районом, расположены лесные массивы с кедровыми соснами. Здесь ведётся сбор кедрового ореха — традиционный промысел местного населения. Кедровые леса выполняют важную экологическую функцию: они защищают почву от эрозии, сохраняют биоразнообразие и являются местом обитания для бурого медведя, лося, соболя, соболя и других животных.

Особое природное явление — горные перевалы Хамар-Дабана, через которые проходили торговые караваны по Великому Чайному пути. Перевалы, такие как Кяхтинский и Монголо-Омирский, находятся на высоте более 1000 метров над уровнем моря. В летний период они открыты, а зимой закрываются из-за сильных снегопадов. Пейзажи перевалов — скалистые склоны, альпийские луга, редкие сосны и виды на монгольскую степь — привлекают туристов и автопутешественников.

Хотя Кяхтинский район не входит в состав крупных природных заповедников, его территория включает участки, имеющие высокую экологическую ценность. Сохранение природных ландшафтов, рациональное использование природных ресурсов и развитие экологического туризма могут стать важными направлениями для устойчивого развития региона.

Выдающиеся уроженцы Кяхтинского района 

Кяхтинский район — родина многих выдающихся личностей, чья деятельность оставила заметный след в науке, образовании, литературе и обороне Отечества. Эти люди стали известны далеко за пределами родного края, внося вклад в развитие страны.

Игумнов, Александр Васильевич (1761—1834) — востоковед, переводчик, просветитель. Родился в Кударинской крепости на территории современного Кяхтинского района. Составитель первого в России «Большого монгольско-русского словаря», основатель школы монгольского языка в Иркутске. Много лет служил переводчиком, внёс вклад в урегулирование пограничных вопросов с Китаем.

Иринчинов, Дондок Гуржапович — забайкальский казак, проводник и переводчик знаменитого исследователя Николая Пржевальского. Уроженец улуса Цаган-Челутай. Участвовал во всех четырёх центральноазиатских экспедициях Пржевальского, не раз своими действиями спасал отряд в сложных ситуациях, за что был награждён медалями Русского географического общества.

Дамбаев, Георгий Цыренович (род. 1942) — выдающийся учёный-медик, доктор наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук. Родился в селе Холой. Заведующий кафедрой в Сибирском государственном медицинском университете, директор НИИ медицинских материалов. Автор более 300 научных работ и 60 изобретений, его разработки в области хирургии и имплантологии известны и применяются в медицинской практике.

Дмитрий Николаевич Прянишников — основоположник российской агрохимии, родился 7 ноября 1865 года в городе Кяхта (тогда Троицкосавск). Его детство прошло в семье служащего, но уже в юности проявились интерес к естественным наукам. Окончил Московское сельскохозяйственное училище, затем продолжил образование в Германии, где работал в лаборатории знаменитого химика Юстуса фон Либиха. Вернувшись в Россию, Прянишников стал профессором Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева. Он заложил основы агрохимии как науки, доказав, что растения усваивают неорганические формы азота, фосфора и калия, и разработал систему применения минеральных удобрений в сельском хозяйстве. Его работы легли в основу современной агрономии. Прянишников впервые в России начал исследования по фосфорному питанию растений, установил значение фосфоритной муки как удобрения. Он был избран академиком Российской академии наук в 1917 году. Его имя носит Институт агрохимии РАН.

Бямбын Ринчен (настоящее имя — Ринчин-Доржи Раднажапович Бимбаев) — выдающийся учёный, писатель, переводчик, первый академик Монголии, родился в 1905 году в селе Большой Луг Кяхтинского района. Бурят по происхождению, он с ранних лет проявил интерес к языкам и культуре. Окончил Иркутский педагогический институт, затем переехал в Улан-Батор, где стал одним из основателей монгольской науки и литературы. Ринчен внёс огромный вклад в развитие монгольской письменности, лингвистики и фольклористики. Он собрал и опубликовал сотни устных народных преданий, сказок, песен, став первым учёным, систематически изучавшим устное народное творчество монголов. Написал более 100 научных работ и книг, в том числе фундаментальные труды по грамматике монгольского языка. Также был переводчиком — перевёл на монгольский язык произведения русской классики: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Чехова. В 1946 году стал первым академиком Академии наук Монгольской Народной Республики. Лауреат Государственной премии Монголии. Его труды оказали влияние не только на монгольскую, но и на бурятскую и тувинскую науку.

Павел Николаевич Баннов — Герой Советского Союза, родился в 1914 году в селе Новодесятниково Кяхтинского района. Работал слесарем на заводе в Ленинграде, затем служил в Красной Армии. В 1941 году, в первые дни Великой Отечественной войны, был направлен на фронт. Стал командиром орудия 82-мм миномёта в составе 364-й стрелковой дивизии. Отличился в боях под Воронежем, где его расчёт уничтожил до 150 солдат и офицеров противника, подавил несколько пулемётных точек и орудий. 16 июля 1942 года в бою за высоту у деревни Лог под Воронежем Павел Баннов, будучи тяжело раненным, продолжал командовать расчётом до последнего. Погиб в бою. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 октября 1943 года присвоено звание Героя Советского Союза. Его имя увековечено на мемориалах в Кяхте и Воронеже. В селе Новодесятниково установлен бюст Героя, его личные вещи хранятся в Кяхтинском краеведческом музее. 

Иван Степанов — уроженец села Шазога (ныне Шазагай), входящего в состав муниципального образования «Тамирское» Кяхтинского района. Родился в 1920 году. В 1941 году был призван в Красную Армию. Участвовал в боях на Западном, Брянском и 1-м Украинском фронтах. Отличался храбростью и стойкостью. Награждён четырьмя медалями «За отвагу» — за уничтожение вражеских огневых точек, умелое ведение разведки и выполнение боевых заданий в условиях сильного сопротивления противника. Такое количество медалей «За отвагу» — редкость, что подчёркивает особую доблесть воина. После войны вернулся в родное село, работал в колхозе. 

Намсарай Жигжитов — выходец из села Большой Луг, родился в 1922 году. В 1942 году призван в армию. Сражался на 1-м и 2-м Прибалтийском фронтах. Участвовал в освобождении Прибалтики и боях за Латвию и Литву. Отличился в ходе наступательных операций: проявил мужество при штурме укреплённых позиций, уничтожил несколько вражеских пулемётных гнёзд, спас жизнь раненому командиру. Награждён четырьмя боевыми наградами, в том числе двумя орденами «Красной Звезды» — за личное мужество и образцовое выполнение боевых задач. После войны вернулся в Бурятию, работал в сельском хозяйстве. 

Балков, Ким Николаевич (1937—2020) — известный российский писатель, лауреат Большой литературной премии России и государственной премии Бурятии. Родился в селе Большая Кудара. Выпускник Иркутского госуниверситета, учился вместе с будущим классиком Валентином Распутиным. В своём творчестве, начав с тем природы и сибирского села, позднее обратился к крупным историческим романам, таким как «Байкал — море священное» и «Иду на Вы».

Банзаракцаев, Виктор Владимирович (род. 1985) — российский борец вольного стиля, мастер спорта. Уроженец села Алтай. На протяжении карьеры был бронзовым призёром чемпионата России (2010) и обладателем других наград всероссийского уровня. После завершения активных выступлений стал чемпионом России среди спортивных ветеранов.

Дамбаев, Георгий Цыренович (род. 1942) — выдающийся учёный-медик, доктор наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук. Родился в селе Холой. Заведующий кафедрой в Сибирском государственном медицинском университете, директор НИИ медицинских материалов. Автор более 300 научных работ и 60 изобретений, его разработки в области хирургии и имплантологии известны и применяются в медицинской практике.

Данзанов, Аюша Бимбаевич (1936—2015) — заслуженный артист Российской Федерации, обладатель «королевского» баритона. Родился в селе Хилгантуй. Выпускник Киевской и Новосибирской консерваторий, долгие годы был солистом Бурятского государственного ансамбля песни и танца «Байкал». Песня «Тоонто нютаг» в его исполнении стала настоящей визитной карточкой артиста.

Думнова, Елена Дмитриевна (род. 1970) — российская биатлонистка и лыжница, мастер спорта международного класса. Родом из села Хоронхой. Чемпионка Европы 1994 года в эстафете, двукратная чемпионка Универсиады 1993 года в биатлоне и бронзовый призёр в лыжной эстафете. Участница этапов Кубка мира по биатлону.

Сергей Попов — первый советский спортсмен, ставший чемпионом Европы на марафонской дистанции. Родился в 1930 году в селе Хоронхой Кяхтинского района. Прославил страну на международной арене, продемонстрировав выдающуюся выносливость и волю к победе. 

Сергей Доржитаров — выдающийся российский бурятский самбист, мастер спорта международного класса. Родился 22 мая 1976 года в селе Бурдуны Кяхтинского района Бурятской АССР. Двукратный чемпион мира по боевому самбо, обладатель титулов чемпиона Европы и России. Доржитаров не только добился высот в спорте, но и внес значительный вклад в подготовку молодых спортсменов, став примером для подражания в родном регионе.

Александр Очирович Цоктоев — заслуженный мастер спорта России по вольной борьбе. Родился 5 января 1992 года в селе Мурочи Кяхтинского района Республики Бурятия. Многократный чемпион России, победитель Чемпионата Европы 2011 и 2015 годов, бронзовый призёр Чемпионата мира 2012 и 2016 годов. Цоктоев известен своей дисциплиной, тактической грамотностью и умением выигрывать в напряжённых поединках. 

Любовь Андреевна Филиппова — ветеран труда, заслуженный работник культуры Бурятской ССР. С августа 1975 года работала в Кяхтинском краеведческом музее: сначала в должности старшего научного сотрудника, а с 1982 года — заведующей Музеем художественного творчества народов Забайкалья. Внесла огромный вклад в развитие музейного дела в регионе: создавала крупномасштабные экспозиции, разрабатывала тематические выставки, активно занималась просветительской и экскурсионной деятельностью. Её работа способствовала сохранению и популяризации культурного наследия народов Забайкалья, а личный вклад отмечен признанием коллег и жителей республики.

Анатолий Владимирович Щитов — уроженец города Кяхты, по профессии инженер-мелиоратор, но судьба привела его в литературу. Поэтический путь начал ещё в студенческие годы. Его стихи, отличающиеся лиризмом, глубиной чувств и вниманием к родной природе, публиковались в коллективных сборниках молодых поэтов Омска, а позже — в литературных изданиях Улан-Удэ. Щитов остался верен слову, сочетая научную профессию с творческим призванием. Его творчество — это размышление о человеке, родине, времени, выраженное в сдержанной, но выразительной поэтической форме.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру