В Улан-Удэ борцов выводят из зоны комфорта брейк-дансом

На неожиданный эксперимент решились тренер Григорий Кожевников и танцор Эдуард Пунцуков

Вечер субботы, Улан-Удэ, улица Бабушкина

— Саня, ну потерпи, родной, научишься, — говорит тренер Григорий Кожевников.

На неожиданный эксперимент решились тренер Григорий Кожевников и танцор Эдуард Пунцуков
Президент федерации брейк-данса Бурятии Эдуард Пунцуков работает с борцами уже несколько месяцев. Фото: из личного архива.

Саня — многократный чемпион Бурятии и победитель российских соревнований по вольной борьбе Александр Раднаев. Прямо сейчас он пробует развернуть свое тело, перебирая на полу ногами. Такой вот прием из брейк-данса. Собственно, Саня в данный момент времени и занимается брейк-дансом. Как и остальные члены спортивного клуба «Хобой» по вольной борьбе. Спортсмены танцуют брейк? Кто позволил? Зачем?

Позволил главный тренер и основатель «Хобоя» Григорий Кожевников. Григорий в совсем недалеком прошлом — победитель международных и российских соревнований, чемпион Сурдлимпийских игр. После завершения спортивной карьеры он занялся тренерством и разработал собственную программу подготовки молодых ребят. В программе (кроме вольной борьбы) — брейк-данс, шахматы, нарды, стретчинг. Подопечные Григория ведут собственные дневники, в котором по дням и часам расписывают свой режим — что делали и сколько раз. Если не заполнил или не выполнил весь план — получил двойку.

— Зачем вот это все вашим пацанам? — прямо спрашиваю я Кожевникова. — Это же борцы. Показываешь им приемчики и блоки. Да и хватит! Разве нет?

— Я хочу своих ребят вывезти на Олимпиаду 2024 года в Париж, — отвечает Григорий. — Сейчас, чтобы побеждать, мало иметь хорошие мышцы. Ты должен быть всесторонне развит. И в теле, и в сознании.

Есть свобода, есть неожиданность

Кожевников с детства любил танцевать, в школе часто выступал с бурятскими и эстрадными танцами. Брейк-данс был для него недостижимой мечтой. До села Черноруд Иркутской области (там вырос Григорий) тренеры по брейку, естественно, не доезжали.

— Когда я начал заниматься вольной борьбой, понял, что у нее с брейком много общего, — признается глава «Хобоя». — Борьба же — вольная, там есть свобода, неожиданность, неизвестность. Все как в брейке. Но я смог соединить эти два вида спорта (а я считаю брейк-данс видом спорта, который пора включить в олимпийскую программу) только когда занялся тренерством.

Несколько месяцев назад Кожевников договорился с президентом федерации брейк-данса в Бурятии Эдуардом Пунцуковым о цикле занятий. Не все почитатели вольной борьбы отнеслись положительно к этому эксперименту.

— До сих пор некоторые коллеги Григория посмеиваются: «Ну какие танцы в борьбе!», — делится в разговоре с нами Эдуард. — Но мы-то видим — прогресс есть. Ребята-борцы становятся раскрепощеннее, они готовы к падениям и умеют из них выйти.

Григорий Кожевников разработал целый комплекс упражнений, которые обозначаются своими хобойскими иероглифами.
Все спортсмены клуба ведут дневники. Не заполнил — получил двойку.
Приемы брейк-данса помогают борцам.

Ананда Дашиев — один из членов команды «Хобой». Этот 19-летний парнишка, который совсем недавно стал серебряным призером российского чемпионата, — настоящая надежда бурятской вольной борьбы. Ананда стремительно учится брейку и в восторге от него.

— Тебе как брейк помогает в борьбе? — интересуюсь я.

— В любой ситуации надо чувствовать свое тело, — задумывается Ананда. — Брейк помогает. Вот случился прием, и оба борца летят на пол. Я буду ощущать себя в этом случае в пространстве лучше, чем мой соперник. Я более подготовлен к неожиданностям. И показал мне это именно брейк-данс.

«Мне надо вывести ребят из зоны комфорта»

Занятия по брейку в «Хобое» проходят несколько раз в неделю. Эдуард Пунцуков рассказывает о том, что борцов ему тренировать интересно.

— Они физически подготовленные, у них хорошая выносливость, крепкие мышцы, — говорит танцор. — Они молодые, но осознанные. И гораздо быстрее все схватывают, чем детишки, например.

А самая большая сложность на занятиях — это вывести борцов из зоны комфорта. Они уже привыкли тренироваться по определенной схеме, знают, что там и как. Тут же — совершенно новая история. Да, некоторые элементы в борьбе и в брейке похожи. Но и очень много разного.

— После моих тренировок у ребят непривычные места начинают болеть, — смеется Эдуард. — Ведь другие мышцы задействованы. Но от этого борцы даже кайф получают. Понимают — тело развивается все больше и больше.

На официальном открытии клуба «Хобой» в марте группа борцов выступила с танцевальным брейкерским номером. Я видела этот выход — в инстаграме. Ну что сказать. Молодые спортсмены буквально порвали зал. Они делали кульбиты и кувырки, танцевали, были настоящими брейкерами. И при этом — оставались борцами.

Мужская вольная борьба в Бурятии сейчас переживает не лучшие времена. Многие говорят о стагнации этого вида спорта. Хоть на последнем турнире Baikal Open в Улан-Удэ наши борцы и взяли четыре золота, все понимают — на смену Александру Богомоеву и Даши Шарастепанову должны прийти молодые ребята. Мощные, дерзкие и свободные. Кажется, Григорию Кожевникову вполне по силам таких воспитать.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 29 мая 2019

Заголовок в газете: В Улан-Удэ учат основам брейк-данса

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру