Обоснованный тариф
В минувший четверг депутаты утвердили предельный тариф на общественном автомобильном транспорте, ставший единым как для муниципальных, так и для частных перевозчиков независимо от вместимости автобусов. После опубликования сессионного решения в официальном печатном органе стоимость одной поездки составит здесь 15 рублей с человека. Это значительно меньше, чем хотели сами перевозчики, поэтапно, но судя по всему неубедительно торгуясь за тариф сначала в размере 27 рублей, затем 20-ти, а под конец — до 18-ти. Сошлись на 15, которых, по мнению депутатов, достаточно, чтобы со временем окупить затраты на покупку новых автобусов. Напомним, что с 1 января 2013 года вступает в силу федеральный закон, согласно которому с улиц городов должны исчезнуть все несертифицированные «маршрутки», подобные «грэйсам» и «истанам».
Перевозчики и власти договорились вернуться к рассмотрению экономически обоснованного тарифа в следующем году.
Вынужденная пауза
Неопределенность осталась только в отношении электрического транспорта. Депутаты Улан-Удэнского городского совета большинством голосов отклонили проект решения об увеличении стоимости проезда в трамваях до 14 рублей. И дело не только в стремлении депутатов сохранить этот вид общественного транспорта доступным для социально незащищенных категорий граждан. «Мы с вами понимаем, кто пользуется сегодня услугами трамваев, и если стоимость проезда повысится до 14 рублей, вопросы, прежде всего, будут задавать нам», — отметил председатель Улан-Удэнского городского совета Александр Голков на пресс-конференции, прошедшей по итогам сессии.
Проблема в том, что даже перспектива роста стоимости поездки не решит всех проблем электрического транспорта, где реальный экономически обоснованный тариф по данным МУП «Управление трамвая» должен составлять более 35 рублей с человека. Повышение до 14 рублей лишь оттянет агонию предприятия, заставив город возвращаться к этой задаче вновь и вновь.
Проблему могла бы решить компенсация выпадающих доходов из вышестоящих бюджетов. Однако, передав муниципалитетам полномочия по регулированию тарифов на городской общественный транспорт, федеральные и региональные власти «забыли» эти полномочия финансово сопроводить, то есть обеспечить деньгами разницу между «социальным» тарифом и экономически обоснованным. Впрочем, республиканский бюджет такую компенсацию предусмотрел — в размере... 2 тысяч рублей в год. Этих денег едва хватает, чтобы организовать проверку обоснованности тарифов. А реальная сумма компенсаций должна исчисляться многими миллионами рублей.
Превентивные меры
Александр Голков отметил, что в настоящее время МУП «Управление трамвая» пытается решить проблему в арбитражных судах, но проиграло две инстанции. Третья инстанция — Восточно-Сибирский федеральный арбитражный суд неожиданно вернул дело на новое рассмотрение, чем обеспечил слабую, но все-таки надежду на успех.
В свою очередь Улан-Удэнский городской совет вышел с законодательной инициативой в Народный Хурал Бурятии о наделении местного самоуправления отдельными полномочиями по компенсации выпадающих доходов перевозчикам. Естественно, за счет республиканского бюджета. И хотя инициатива уже получила отрицательную оценку министерства финансов Бурятии, законопроект может быть вынесен на ближайшую сессию республиканского парламента для процедуры первого чтения. Кроме того, депутаты договорились побывать в МУП «Управление трамвая» и изучить ситуацию на месте, с тем, чтобы вернуться к этому вопросу в октябре.
Коммунальщикам предложили ужаться
Среди отложенных вопросов — несостоявшееся утверждение инвестиционной программы ООО «Байкальские коммунальные системы» по комплексному развитию коммунальной инфраструктуры Улан-Удэ. За внешне привлекательным названием скрывалось стремление коммунальщиков установить надбавки к тарифам за холодную воду и водоотведение, начиная с 10 копеек в нынешнем, 2012 году, заканчивая почти тремя рублями за кубометр в 2017-м. Депутаты посчитали инвестиционную программу слишком растянутой по времени — аж на 5 лет, и дорогой для потребителей. И порекомендовали ООО «БКС» ее переработать и сделать трехлетней. Комментируя на пресс-конференции ситуацию, Александр Голков отметил, что важно избежать резкого повышения цен на услуги коммунальщиков, сделать их плавными. Других претензий к инвестиционной программе, направленной на увеличение надежности, экономичности и эффективности системы водоснабжения в Улан-Удэ, у депутатов нет.
Любовь Волосова станет «Почетным гражданином»
Один из самых приятных вопросов в повестке сессии было внесение изменений в положение о звании «Почетный гражданин города Улан-Удэ». Поводом для этого стали Олимпийские игры в Лондоне, где впервые за всю историю вольной борьбы Бурятии наша спортсменка Любовь Волосова завоевала призовое место — бронзовую олимпийскую медаль. Отныне улан-удэнским спортсменам, выступавшим на Олимпийских играх от Бурятии и завоевавшим олимпийскую медаль, будет присваиваться звание «Почетный гражданин города Улан-Удэ». Счет открыла заслуженный мастер спорта, двукратная чемпионка России, чемпионка Европы, многократный призер чемпионатов мира и, наконец, бронзовый призер Олимпийских игр в Лондоне Любовь Волосова.
В ожидании закона
На прошедшей после сессии горсовета пресс-конференции Александр Голков вновь не избежал вопроса о так называемом институте сити-менеджера, который, согласно уставу Улан-Удэ, должен будет прийти на смену всенародной выборности мэра в 2013 году. Председатель горсовета заявил, что закон о прямых выборах российских городов еще не принят, находится в состоянии проекта, а потому говорить о нем, как о свершившемся факте преждевременно. «Таких проектов гуляет тьма тьмущая. Как только что-то появится в законе — тогда можно о чем-то говорить», — отметил Александр Голков, давая понять, что вопрос исчерпан.