Сергей Степашин: «Здесь ведь тоже люди живут!»

Монголия и Россия договорились решать экологические проблемы совместно

О том, что вот уже 18 лет Россия и Монголия совместно решают вопросы экологии на трансграничных участках главного притока Байкала – Селенги, наверное, забывают иногда даже те, кто эту работу в двух странах призван курировать.

Монголия и Россия договорились решать экологические проблемы совместно

И хотя все обязательства сторонами формально были выполненными, достаточными их назвать нельзя. Экологическая ситуация с тех пор не только не улучшилась, она ухудшилась, как на территории Монголии, так и на территории Бурятии.

Об этом в минувший понедельник говорилось в правительстве республики на совместном заседании Счетной палаты России и Совета Генерального аудитора Национального управления по аудиту Монголии. Высокие гости оценивали эффективность государственного регулирования в области охраны окружающей среды на приграничных территориях двух стран.

За последние годы Монголия сильно продвинулась в экономическом плане, что не замедлило сказаться на экологии главного притока Байкала. «Нас, конечно, беспокоит угроза экологической безопасности этого природного объекта», - заявил глава Счетной палаты России Сергей Степашин.

По данным экспертов в бассейн Селенги ежегодно сбрасывается более 25-ти тонн загрязняющих веществ. Свою грязную лепту в Байкал вносит не только Бурятия, но и горнорудная и легкая промышленность Монголии, дающие устойчивое загрязнение селенги ртутью. «Мы понимаем, что ртуть попадает к нам как раз из-за некачественной очистки воды на золотых рудниках, где вода Селенги используется в большом количестве», - отметил глава Бурятии Вячеслав Наговицын.

Много вопросов вызывают планы соседей по строительству канала в Гоби из притока Селенги – Орхона. По мнению российских учёных это может привести к обмелению Селенги на одну треть. Более того, согласно озвученным в ряде федеральных СМИ планам, монголы собираются построить на Селенге гидроэлектростанцию с водохранилищем, что, по мнению экспертов, подорвёт популяцию водной фауны.

Ситуацию усугубляет физически и морально износившиеся очистные сооружения, давно не справляющиеся с задачей. Как следствие, из 533-х проб воды, взятых в Селенге в 2011 году, больше половины не соответствует гигиеническим нормам, а 14 процентов - микробиологическим. В реке отмечено превышение нормативов по содержанию железа и взвешенных веществ. И так далее и тому подобное. Вот почему на фоне этих драматических событий таким неубедительным и нелепым кажутся две совместные встречи международной комиссии по экологии, проведенные за 18 лет сотрудничества.

Впрочем, ни Россия, ни Монголия не против вплотную заняться защитой экологии Селенги, о чем вполне конкретно записано в итоговом документе – меморандуме. Стороны договорились повысить статус совместной деятельности, переведя ее из разряда межведомственной в разряд межправительственной. Унифицировать стандарты, трактующее качество трансграничных вод и ряд иных экологических показателей, и выработать единые рекомендации по результатам совместных экологических исследований.

Сергей Степашин затронул и другую проблему, не связанную непосредственно с обсуждаемой темой. Речь идет о запретах, включая ловлю рыбы жителями прибрежной зоны Байкала. «Нам нужно посмотреть все, что касается законодательства в этой сфере. Мы должны вернуться к теме национальных парков, рыболовства, развития», - сказал глава Счетной палаты. Проблема в том, что Тункинский национальный парк в Бурятии расположен в границах одноименного муниципалитета, что создает проблемы местному населению. А запрет на рыболовный промысел в Забайкальском парке привел к угрозе безработицы в прибрежных поселениях. «Если мы будем все ограничивать, здесь не выгодно будет жить и работать. Здесь ведь тоже люди живут», - подчеркнул Сергей Степашин и пообещал, что Счетная палата РФ посвятит этой проблеме аудит, результатом которого, «наверное, станет записка главе государства».

В свою очередь Вячеслав Наговицын, удовлетворенный результатами встречи, заявил, что «только сейчас об экологии Байкала заговорили серьезно»: «Наконец-то мы переходим от любви к практическим действиям. Раньше мы говорили только о любви к Байкалу и практически ничего не делали. Сегодня мы переходим к реализации федеральной целевой программы о защите Байкала, которая стоит почти 68 миллиардов рублей», - сказал он.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру