Ближе к людям

Новая система выборов в республиканский парламент может дать маленьким партиям фору

Выборы депутатов Народного Хурала отныне будут проходить немного по-иному.

Новая система выборов в республиканский парламент может дать маленьким партиям фору

На последней сессии республиканские парламентарии утвердили схему, которая весьма усложнила процесс попадания избранных в депутатское кресло. Если все понимать так, как прописано в документе, то государство желает, чтобы наши многочисленные партии пошли в народ, попробовали с ним разговаривать, заручились его поддержкой и доверием. Иного выхода нет. Любая партия, желающая участвовать в выборах, помимо традиционного списка по одномандатным округам должна выдвинуть один общереспубликанский список и не менее 11 территориальных. Сколько партия наберет голосов в процентах, столько и получит мест в парламенте. Однако если с общереспубликанским списком, куда должно войти не более 5 человек, трудностей возникнуть не должно, то с территориальными — совсем иное дело. Главная проблема состоит в том, что люди в этих списках должны быть реальными. Если хотя бы один из оказавшихся в списке будет снят, с дистанции автоматом снимается вся партия, даже если это окажется сама «Единая Россия». Как ни возмущалась на сессии оппозиция, но и она в лице коммуниста Сергея Будажапова вынуждена была признать: закон соответствует реалиям сегодняшнего дня, а реалии таковы, что партиям пришла пора измениться.

Отчего негодует Игорь Бобков

Согласно сведениям о региональных отделениях политических партий, зарегистрированных на территории Бурятии по состоянию на 30 сентября 2012 года, таких партий у нас сегодня 15. Чтобы каждой из них сформировать не менее 11 территориальных списков, партиям необходимо будет усилить влияние на местах, если, конечно, оно у нее там было. 8 партийных отделений из 15 вышеуказанных возникли только этим летом и широкой общественности практически не знакомы. Что касается остальных, то не есть большой секрет, что и их деятельность за редким исключением концентрировалась исключительно в Улан-Удэ. Здесь же, как правило, проживает и подавляющее большинство партийных лидеров всех мастей.

Теперь концентрацию сил придется существенно поменять. Сформировать сразу все 33 территориальных списка на сегодня по силам разве что «Единой России» и, возможно, коммунистам. Остальным предстоит распахать поле в любых 11 территориальных округах, где доселе о большинстве партийных боссах, боюсь, даже не слышали. Как ни крути, а проведение партийных конференций из неких полупраздничных торжеств превращается в весьма сложное дело, и только этим можно объяснить столь ярое неприятие нового закона руководителем фракции ЛДПР в Народном Хурале Игорем Бобковым. Ведь именно фальсификация избирательных документов легла в основу уголовного дела, возбужденного в отношении него в 2010 году и прекращенного, по некоторым данным, по истечении срока исковой давности, то есть по нереабилитирующим основаниям. Как поясняли тогда в следственном управлении следственного комитета РФ по РБ, чтобы выдвинуть кандидатов от партии, требуется провести конференцию с делегатами, бюллетенями и публичным голосованием. Ни в Заиграевском, ни в Мухоршибирском районах ничего этого сделано не было, однако в избирком документы о выдвижении от партии ЛДПР троих кандидатов на должности глав местного самоуправления тогда каким-то образом поступили, что и вызвало справедливые вопросы следствия.

За прозрачные выборы и ответственных депутатов

Сложность новой системы выборов в Хурал состоит еще и в том, что в начале партийных списков не будет «паровозов» типа Наговицына и Айдаева. Там будут стоять Ивановы и Сидоровы, которых в деревнях, где сегодня трудно выбрать непьющих глав сельских поселений, еще нужно найти, и людям эти Сидоровы должны быть знакомы, иначе они просто откажутся за такие списки голосовать. Кроме того, новая система призвана также сделать выборы более прозрачными, поскольку «цена» рейтингового места в таком списке возрастет многократно. Теперь каждому потребуется объяснить, почему определенные люди оказались на определенных местах.

— Когда мы участвовали в рейтинговом голосовании по партийным спискам в Народный Хурал, то было заметно: человек набирал 90 процентов голосов и оказывался на 20-м месте, в то время как набравший намного меньше попадал в пятерку лидеров, и почему так произошло, однопартийцам потом никто не объяснил, — рассказывает депутат Народного Хурала, член партии «Единая Россия» Анна Найканчина.

Просматривая последние партийные списки, нельзя не заметить, что масса фамилий (Раиса Пшеничникова, Олег Харахинов, Баир Гармаев, Александр Маслов и другие) упоминаются как в единых списках, так и в списках по одномандатным округам. Так называемые подстраховщики заняли места сразу в двух списках в надежде увеличить шансы на прохождение в парламент. Новые правила тоже не воспрещают этого делать. Проблема в том, что в общереспубликанском «проходном» списке может быть не более 5 человек — все остальные должны будут сложить вещички в сумочку и ринуться покорять районы, где их непременно спросят: а что, дорогой товарищ, нам будет за такое к тебе доверие?

Даже если кандидату и удастся найти нужные слова, просто так отсидеться потом в депутатском кресле уже не получится. Партиям придется искать ходы — возможно, зарегистрировать кандидата в данном сельском поселении и тем пополнить скудный сельский бюджет, а, возможно, и пойти на куда более дорогостоящие акции. В любом случае второго депутата Немчевского, который уже год не ходит на сессии, больше быть не должно. Депутат Народного Хурала IV созыва Валерий Немчевский, избранный по единому избирательному округу от партии «Единая Россия», он же бывший начальник Улан-Удэнского отделения ВСЖД ОАО «РЖД», был переведен на другую работу, но сложить полномочия не пожелал. Вот уже год как его кресло пустует, и отобрать мандат у безответственного депутата никто не в силах. Проще говоря, Светлана Хабаркова могла бы оказаться в парламенте еще год назад и не будучи пенсионеркой, а вместо улетевшей на Сахалин Виктории Плюсниной пришла бы следующая по партийному списку Агнесса Трошина.

Все — в районы!

Если разобраться, то новая система выборов в Народный Хурал может качнуть политические весы не в пользу партии власти. Притом что высшая политическая лига из четырех партий сохранит свое преимущество, каждая партия получила отныне право на политическую деятельность, а это значит, к следующему сентябрю в нашем парламенте все может очень сильно поменяться.

Конкуренция среди партий возрастает. Помимо КПРФ на местном политическом небосклоне появилась партия «Коммунисты России» и не факт, что граждане левых убеждений не проголосуют именно за них. Если по данным последних выборов в Госдуму в Муйском и Северобайкальском районах при отсутствии какой-то суперактивной работы на северах ЛДПР набрала больше процентов голосов, чем в других районах, это значит, у Игоря Бобкова есть шанс побороться за места в парламенте именно здесь. Скорее всего, могут выиграть от нового закона те же коммунисты (не зря Сергей Будажапов был столь благосклонен) и прочие партии. «Российская партия пенсионеров за справедливость» уже провела в Джидинском районе свою первую районную учредительную конференцию и по всем признакам останавливаться на этом не собирается.

Как пояснили в избиркоме Бурятии, выдвигать свои списки партии должны начать где-то за 100 дней до единого дня голосования, то есть уже в начале июня 2013 года. Территориальные списки хоть и могут содержать лиц, не зарегистрированных на данном округе и даже не являющихся членами партии, однако их все равно должны выбрать люди, проживающие на данной территории, а значит, с этими людьми пора начинать работать. В любом случае политический сезон-2013 готовит много сюрпризов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру