«Наваристые» тендеры

Новые подробности того, как чиновники Бурятии «откатали» школьные автобусы на 46 миллионов рублей

Напомним, что темой недавних материалов «МК», вызвавших широкий общественный резонанс, стали три тендера на поставку партий школьных автобусов и машин «скорой помощи»,

Новые подробности того, как чиновники  Бурятии «откатали»  школьные автобусы на 46 миллионов рублей

проведенные в 2012-2013 гг., и в результате которых выявились многочисленные нарушения законодательства со стороны поставщиков автобусов и местных чиновников. Дальнейшее расследование схем, по которым проводились данные тендеры, выявило массу коррупциогенных факторов.

Как мы уже сообщали, на Сахалине поставщик автобусов из Нижнего Новгорода ООО «Промышленные технологии», зарегистрированный по адресу: Нижний Новгород, ул. Переходникова, 1д., был внесен Сахалинским УФАС в реестр недобросовестных поставщиков. А в Бурятии фактически та же фирма ООО «Промтех» (у фирмы только сократили название), зарегистрированная по тому же адресу по ул. Переходникова, д. 1 — поставила в Бурятию партию машин «скорой помощи». Причем выяснилось, что Сахалинское УФАС не зря запретило нижегородской фирме работать в сфере госнужд. Их «клон» поставил Улан-Удэнской станции «скорой помощи» автомобили с такими недоделками, что врачи просто были вынуждены поставить четыре машины на прикол, поскольку эксплуатировать их посчитали делом небезопасным. Как сообщил один из работников улан-удэнской станции «скорой помощи», недоделок у новых автобусов масса, однако инженер с завода, который приезжал в Улан-Удэ, исправить их не смог. Сегодня эти машины стоят в отдельном боксе на ответственном хранении. Более того, станция «скорой помощи» вынуждена готовить иск в Арбитражный суд по этому поводу.

А вот мне кажется, что здесь что-то не так. Ведь сопоставить адрес исключенного Сахалинским УФАС поставщика с «новым» поставщиком, это, как говорится, минутное дело. Или это не входило в планы уполномоченного по госзакупкам органа? Почему врачи «скорой помощи», вместо того, чтобы возить на купленных за бюджетный счет автомобилях больных, вынуждены не только охранять поставленные нижегородцами недоделанные машины, но и еще подавать иск в суд с целью возврата этой партии поставщику? Дело врачей — лечить людей, а не заниматься разматыванием клубков мутных откатных схем с бюджетными деньгами. И здесь, в госзакупках, как говорится, поле непаханое — только копни…

Вот, например, совсем «свежий» тендер, проведенный 30 сентября 2013 г. по поставке автобусов для перевозки школьников на 23,1 млн. рублей. И снова мы видим «победителя», который находится все по тому же адресу — Нижний Новгород, ул. Переходникова, д. 1 — ООО «Управляющая Компания «Бизнес-Основа»!

Как выяснилось, это ООО было создано в 2010 году с уставным капиталом в 10 тыс. рублей. Основной вид деятельности: «консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления». Причем, что интересно, когда конкурс на поставку уже шел, фирма поменяла учредителя. Кроме того, за два года своего существования фирма в органы статистики бухгалтерскую отчетность не представляла. О чем это говорит? О том, что фирма эта проявила «признаки жизни» лишь под конкретную бурятскую сделку с бюджетными деньгами. И как эта фирма в течение всего периода будет обеспечивать гарантийный ремонт школьных автобусов в Бурятии? Впрочем, это лишь лирика. Вернемся к публикации «Школьный распил», где мы сообщили о первом тендере по программе модернизации образования на покупку 30 автобусов «Пежо» за 46 млн. рублей, который выиграло ООО «Алабуга» из Татарстана. Недавно выявились новые подробности этой весьма мутной схемы. Оказалось, что это ООО было создано всего лишь два года назад с уставным капиталом в 17 тысяч рублей. Причем одним из учредителей ООО «Алабуги» было частное лицо, учредившее ООО НПФ «Галант-Авто» — нижегородская фирма, занимающаяся поставкой катафалков (?!) и которая участвовала в тендере на поставку школьных автобусов в Бурятии. И хотя тендер признали несостоявшимся и единственным поставщиком было названо ООО «Алабуга», изначально можно было говорить о сговоре между одними и теми же аффилированными компаниями! Налицо явное нарушение 135-го федерального закона «О защите конкуренции» и весьма странно, почему уполномоченный орган в Бурятии, готовивший обоснование торгов, пропустил этот важный момент?

Дальше-больше. Так, согласно госконтракту, автобусы в Бурятию должны были поставить 1 ноября 2012 года. Однако, все мыслимые сроки поставки эта «оошка» провалила и, видимо, чтобы прикрыть мягкие части тела, один из сотрудников минобразования РБ летал в г. Елабуга (Татарстан) для того, чтобы подписать акты приема-передачи автобусов. Документы были подписаны 14 декабря 2012 года. На самом же деле школьные автобусы начали поступать в республику в феврале, оставшиеся дошли до Бурятии только в апреле 2013 года! Видимо, понимая, что сроки контракта были сорваны, чиновники пошли на то, чтобы «легализовать» просрочку с исполнением тендера на полтора месяца и вчинили неустойку в размере 520 тысяч рублей ООО «Алабуга». Хотя по закону неустойка должна была предъявляться до дня окончания выполнения контракта (поставке последнего школьного автобуса в апреле). То есть вместо 180 дней просрочки (неустойка более 2 млн. рублей), доброе министерство образования предъявило поставщику просрочку за 41 день — на 520 тысяч рублей. Непонятно, почему неустойка оказалась в четыре раза меньше реальной суммы ущерба для бюджета? Причем у нас имеется информация, что директоров школ в районах со стороны одного из чиновников минобразования РБ просят подтвердить даты получения школьных автобусов в декабре 2012 года, хотя они были поставлены только в следующем году — весной! Однако, вряд ли директора пойдут на подлог, поскольку терять должность и отвечать за чужие махинации охотников будет немного.

В связи с этим возникает ряд вопросов, которые «МК» адресует широкому кругу чиновников. С какой целью сотрудник министерства летал в Елабугу (видимо, за бюджетный счет) и кто будет восполнять эти потери, поскольку местом приемки автобусов по контракту был определен Улан-Удэ, а не Татарстан? Почему поставщик, грубо нарушивший сроки исполнения госконтракта, не был признан недобросовестным и не включен в реестр? Будут ли контролирующие органы обращаться в суд и признавать сделку по поставке партии школьных автобусов на 46 миллионов рублей ничтожной, со всеми вытекающими последствиями вплоть до возврата денег в бюджет? Почему не был использован такой прописанный в законе механизм, как удержание обеспечения гарантийных обязательств в доход бюджета в размере 10%.

Или данные гарантии оказались липовыми и их получить невозможно? Хотя они должны действовать три года! В этой ситуации удивляет то, что информация о том, что на покупку автобусов государство выделит деньги, стала известна еще в мае 2012 года. Если бы все было прозрачно и честно, а сроки поставок, цены и марки автобусов были реальными, то возникла бы конкуренция, где бы участвовали и официальные дилеры автозаводов, а не какие-то странные ООО, которые потом и поставить автобусы в срок не могут, и гарантию обеспечить. Когда придумываются различные замысловатые схемы, всегда есть опасность выхода ситуации из-под контроля. Ведь от официального дилера, который выиграл конкурс без отката, всегда можно добиться выполнения своих обязательств. С фирмы, которая действует в рамках «откатной» схемы, чиновники, с которыми «решили вопрос», ничего толком и потребовать не могут, не говоря уже о потерях бюджета и неизбежном переходе ситуации в уголовную плоскость.

Дмитрий РОДИОНОВ.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру