Старое – на новое

С 1 января 2014 года Улан-Удэ ждет транспортный коллапс. Если водители не успеют обновить свои автобусы

На 1 декабря в Улан-Удэ назначена забастовка владельцев южнокорейских микроавтобусов, эксплуатация которых на маршрутах запрещается с 1 января 2014 года.

С 1 января 2014 года Улан-Удэ ждет транспортный коллапс. Если водители не успеют обновить свои автобусы

Судя по всему, часть водителей, за которыми стоят неофициальные теневые «крыши», вместо обновления транспорта собирается заставить власти отказаться от замены автотранспорта.

С нового года в Улан-Удэ вполне вероятен транспортный коллапс, поскольку, по данным управления транспорта мэрии, на 1 октября 2013 года обновлено лишь 52% транспорта. Почему за оставшийся месяц с небольшим обновление автотранспорта в Бурятии затормозилось, хотя в соседних регионах обновление давно прошло? И такой проблемы, как замена старых, неудобных, не предназначенных для перевозок пассажиров и несертифицированных «Истан» на новые и вместительные автобусы, там просто не существует. Ответственные власти в других регионах ее решили. У нас — нет. И вот почему. Проблема в том, что рынок пассажирских перевозок в Улан-Удэ коррумпирован сверху донизу. Ни в одном регионе теневики и «крышующие» их чиновники не имеют такого влияния на маршруты, как у нас. Теневым «владельцам маршрутов» невыгодно обновление транспорта, поскольку для этого понадобится привлечение кредитных ресурсов и нужно будет показывать свои реальные доходы. Проще купить по дешевке старые «газели» из других регионов и поставить их на маршруты, но это в лучшем случае. Сегодня же они продвигают идею о продолжении использования старых «Истан» на маршрутах, пока они не сойдут с линии естественным путем. Существует две причины, почему не все водители могут обновить транспорт: во-первых, кредиты неподъемны, а, во-вторых, качество новых автобусов оставляет желать лучшего. Проблема действительно есть. Простые водители оказались в тяжелейшей ситуации. С одной стороны, с них каждый день вымогают деньги «держатели маршрутов». С другой стороны, не все водители рискнут брать кредиты под более дорогие автобусы. Хотя, по данным мэрии города, при замене нынешних дешевых 12-13-местных «Истан» на дорогие, но более комфортные для пассажиров автобусы «Фиат», «Форд», «Пежо» и «Хундай», вмещающих от 15 до 28 пассажиров, число «микриков» сократится с 1875 до 1495. Автобусов станет меньше, а перевозить они будут больше. Но зато взявшие кредиты водители смогут быстрее окупить машины при большей загрузке. В этом и заключается драматичный конфликт — ускоренная выплата кредитов возможна лишь за счет сокращения конкурентов. А это означает одно — часть водителей может оказаться не у дел.

Причем и со стороны властей нет политической воли для замены транспорта. Недавно глава РБ Вячеслав Наговицын заявил: «Ждать, что закон отменят — не нужно». И предложил маршрутчикам приобрести новые машины с помощью бюджетной поддержки. В то же время мэр Александр Голков дал понять водителям маршрутных бригад, что «Истаны» как перевозили пассажиров, так и будут перевозить в новом году, ничего, мол, не изменится. Подобная многоголосица в таком важном вопросе, как транспорт, дезориентирует водителей, тем более, что теневые «держатели» маршрутов усиленно продвигают идею оставить все как есть. И фактически вместо защиты водителей оказывают им медвежью услугу. Обновлять-то все равно придется, но в более худших условиях. Между тем власти Бурятии наступают здесь на две грабли одновременно, с диапазоном в несколько месяцев. Дело в том, что обновление автотранспорта неизбежно и тянуть с этим вопросом — значит, загонять водителей в еще большую долговую зависимость. Так, с 1 января 2014 года минпромторг РФ досрочно завершит программу льготного кредитования на маршрутные автобусы стоимостью до 750 тысяч рублей.

— Кредитная ставка начинается от 6,9% годовых в рублях, что делает эти кредиты доступными для широкого круга предпринимателей, однако с 1 января 2014 года эта программа завершится, — сообщил «МК» управляющий филиалом «Русфинанс Банка» Евгений Прокопьев.

По его словам, времени остается немного, а с нового года кредиты будут уже по обычной ставке. При этом, если оттянуть решение вопроса до января, то заводы в центре России обычно сокращают производство и новые оплаченные автобусы в лучшем случае поступят в Бурятию через несколько месяцев. А ездить-то нужно уже сегодня. Кроме того, существуют различные лизинговые программы, например, с беспроцентным приобретением автобусов при авансе 50% от стоимости транспорта. Однако все эти программы в Бурятии работают со скрипом, поскольку «держателям» маршрутов это не нужно.

Более того, по информации «МК», в Бурятию собираются завезти несколько крупных партий «бэушных» отечественных автобусов из других регионов. Там они полностью выработали свой ресурс и их по дешевке скупают, чтобы поставить на маршруты в Улан-Удэ. Однако здесь властей подстерегают вторые грабли. По данным Госавтодорнадзора по Бурятии и Иркутской области, в Госдуму поступили предложения о запрете эксплуатации старых автобусов (5-7 лет). И если сегодня Бурятия снова «переварит» весь автомобильный хлам из других регионов, то спустя год власти вновь будут созывать чрезвычайные совещания как бы не допустить транспортного коллапса. А думать об этом надо уже сегодня.

Дмитрий РОДИОНОВ.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру