Шумак: на перепутье двух дорог

Что лучше — романтика дикого края или элитный туризм

Публикация о наметившемся противостоянии между туристами, каждый год отдыхающими на Шумаке, и обосновавшимся там с некоторых пор иркутским предпринимателем Олегом Грейзе (статья «Шумак: территория любви», №29, 2014 г.) вызвала отклики.

Что лучше — романтика дикого края или элитный туризм

Мнения разделились. Одни уповали за цивилизацию и порядок в наших охраняемых природных территориях, другие – за полюбившийся многим дикий туризм, с романтикой песен у костра и заглядывающими в палатку бурундуками. Выяснилось также, что некоторые детали происходящего сегодня на Шумаке не совсем таковы, как их попытались представить герои нашей прошлой публикации.

 

Сергей Кузнецов: “Отдых за колючей проволокой – это не по-нашему”

– Я профессионально занимаюсь спортивным туризмом, несколько раз был на Шумаке, в том числе и в этом году. Ситуация на Шумаке с приходом частного бизнеса действительно изменилась. Действительно были построены надежные металлические мостики взамен деревянных, там есть таблички с указанием, кто их строил. Открылся магазин, где всегда можно купить все необходимое. Другой вопрос, какие в этом магазине цены. Раньше на Шумак раз в неделю товары привозил вертолет. Пожалуй, на этом плюсы совместного существования на Шумаке бизнеса и диких туристов заканчиваются.

Представьте, что вы вырвались из города, из душных офисов, привычной атмосферы, идете в горы, на край земли, туда, где ничего этого нет. Приходите и видите забор из сетки и колючей проволоки. Спрашивается, зачем? Во всем заборе есть только одно место, где поставлена «вертушка» для прохода людей. Кони там не пройдут, но там не пройдут и другие животные. Между тем охотники рассказывают, что зимой к источникам и грязям, которые зимой не замерзают, приходят дикие животные. А как теперь будут они?

Честно говоря, и вопрос о лошадях у меня вызвал некоторое недоумение. Сколько был на Шумаке, никогда не слышал, чтобы эти лошади кому-то досаждали. На самом деле все источники на Шумаке огорожены досками, и по этой причине лошади в них никогда не попадали. По прибытии на Шумак лошадей уводили на грязи, которые их лечили, и вот эти-то грязи теперь и огородили. Работники Бурприроды на Шумаке живут. Почему предприниматель Грейзе их никогда не видел, непонятно. Нетрудно заметить и другое. Все годы на Шумаке стояла хорошая общественная баня, подаренная Шумаку, кажется, бывшим мэром Слюдянки. Это было единственное место в парке, где туристам можно было помыться. Очередь в бесплатную общественную баню была круглые сутки. В прошлом году эта баня отчего-то сгорела, причины до сих пор неизвестны. Зато известно, кому этот пожар принес выгоду. Помыться в турбазовской бане пару лет назад стоило 3 тысячи рублей, а сегодня, если память мне не изменяет, 5 тысяч рублей. Почти та же история на радоновом источнике. Там стоял деревянный домик для всех отдыхающих. Рядом с ним сегодня Грейзе построил каменный домик для своих туристов, где радоновые ванны те, видимо, принимают за плату. И что вы думаете? Деревянный домик начал рушиться на глазах. Я не удивлюсь, если завтра он исчезнет совсем, как исчезли два балагана на Шумаке.

Несмотря на то, что на Шумак приходят люди со всего света, там никогда не было случайных людей. Здесь туристы оказываются в таких условиях, что становятся почти как родня. Некоторые ходят на Шумак каждый год. Шумак для них – это край нетронутой природы, целительных источников, возможность реально оторваться от цивилизации, и они любят Шумак именно за это. Никто не против турбазы, но когда прошедшие сотни километров дикой тайги упираются в забор с колючей проволокой, это не есть хорошо. Когда вместо звуков леса на стоянке то и дело слышится гул прилетающего вертолета, это уже не Шумак. Сегодня здесь появилась колючая проволока, завтра – асфальтированные дорожки, послезавтра все вокруг обнесут двухметровым забором и поставят шлагбаум с входным ценником.

Олег Данилов: “Дикие туристы не мусорят на Шумаке”

– Я был на Шумаке три раза, последний – в прошлом году. Могу сказать, что за это время туристов там стало значительно больше, и они сегодня резко различаются. Те, кто прилетает на вертолете и живет на турбазе, – ходят сами по себе, высоко подняв голову. Пришедшие пешком обязательно здороваются друг с другом, делятся впечатлениями, советами и вообще готовы во всем помочь друг другу. Значительно больше стало на Шумаке мусора, но кто оставляет этот мусор? Турист, идущий три дня по горным тропам, не понесет с собой пластиковые бутылки, железные банки. Купить это все в магазине по силам не каждому. Бумага, обертки, картон – все это легко сжигается в печках. Железные банки обжигаются. Огромные пакеты с мусором – это скорее мусор, который оставляют цивилизованные туристы.

Чтобы понять, какие туристы прилетают на Шумак, достаточно сказать, что в прошлые годы турбаза предлагала туристам 2-часовую экскурсию на вертолете. Стоимость экскурсии была 80 тысяч рублей, и редко какой день этот вертолет не поднимался в воздух. С недавнего времени работниками Бурприроды за нахождение на Шумаке введена плата в 150 рублей, которая идет на уборку территории. Возле каждого домика и каждой стоянки Бурприрода оставляет специальные пакеты для мусора, потом эти пакеты собирает. Ни разу, сколько был на Шумаке, не видел там пьяных. Что касается коней, то они не ходят, где попало. Их всегда привязывают, а к вечеру уводят пастись подальше, и за этим, насколько известно, тоже следит Бурприрода. Вообще обстановка среди туристов, пришедших в такую даль своим ходом, очень доброжелательная. Многие знают друг друга по именам. Мы встречали иностранцев из Польши, Германии, Чехии. Много туристов из Красноярска. На вертолете прилетают преимущественно из Иркутска. Удивительно, но из Бурятии на Шумак ходят совсем немного туристов, однако это никому не дает право превратить уникальный природный парк в место для богатых.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру