Экс-хамбо-лама Чой-Доржи Будаев: «Бурятия не готова к визиту Далай-ламы!»

Экс-хамбо-лама Бурятии (кенсур) Чой-Доржи Будаев известен в Бурятии тем, что открыто высказывается о путях развития буддизма в стране,

не скрывая при этом никаких недостатков в деятельности местных буддийских организаций.

В частности, он один из немногих в республике, кто последовательно добивается визита Его Святейшества Далай-ламы XIV в Бурятию, несмотря на откровенно холодное отношение к этому Сангхи России и лично Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева.

Экс-хамбо-лама Бурятии (кенсур) Чой-Доржи Будаев известен в Бурятии тем, что открыто высказывается о путях развития буддизма в стране,

Полгода назад в интервью «МК» кенсур Чой-Доржи Будаев высказал надежду, что в августе этого года Далай-лама в ходе поездки в Монголию посетит и Улан-Удэ, и благословит буддистов Бурятии. Сегодня мы решили еще раз вернуться к этой теме.

— Уважаемый Чой-Доржи, что изменилось за это время?

— Очень многое. К сожалению, визит Его Святейшества к нам сегодня невозможен. Хотя еще в декабре 2013 года, когда Далай-лама принял меня в Индии, произошло неожиданное освобождение Михаила Ходорковского и у меня зародилась надежда, что началось потепление и Владимир Путин может смягчить свою жесткую позицию также и по визиту к нам Далай-ламы. Тогда я направил в адрес президента России прошение разрешить нашему духовному лидеру неофициальный визит для освящения храма «Ламрим» и ряда буддистских храмов в Бурятии, Калмыкии и Тыве. Перед этим я написал на тибетском языке, с соблюдением всех канонов официальное прошение Далай-ламе посетить нашу страну и освятить храм «Ламрим».

Но все изменило обострение ситуации на Украине, санкции западных стран к России и разворот страны к Китаю, который выступает против визита Далай-ламы в Россию. Кстати, в скором времени в Монголии ожидается встреча лидеров России и Китая, и в этих условиях отменили даже визит в августе Далай-ламы в Монголию, чего раньше никогда не наблюдалось. Далай-лама всегда свободно приезжал в Монголию. Поэтому даже частный визит в Бурятию Его Святейшества в настоящее время имеет очень серьезные препятствия к осуществлению.

— Несколько лет назад в интервью одному из местных СМИ вы говорили о том, что в Бурятии строятся очень маленькие по размерам храмы, не сравнимые с дацанами Калмыкии. И что у нас нередко строят храмы «для галочки». Быть может, дело не в Украине?

— Да. В Бурятии, несмотря на общее стремление буддистов увидеть Далай-ламу, имеются серьезные внутренние и внешние причины, которые не дают этому намерению свершиться. Мы ведь сегодня просто не готовы принять Его Святейшество по целому ряду причин. Их много. Ну вот, например, недавно ко мне приезжали мои московские друзья и сказали, что обратили внимание на ветхость многих зданий Иволгинского дацана и отсутствие там элементарных удобств. Понятно, что ламы не будут просить душа, удобств, но ведь мы живем в 21-м веке и пора бы все привести в нормальное состояние, чтобы не испытывать неловкость перед большими гостями, которых так любят принимать у нас. Наши маленькие дацаны очень проигрывают калмыцким и индийским дацанам...

— На все необходимо соответствующее финансирование…

— У нас ведь как в Бурятии — нельзя подвергнуть сомнению высказывание Хамбо ламы. И многие вещи не обсуждаются, хотя давно бы пора нам, буддистам, высказаться по многим вопросам. Например, по официальным данным Института Пандито Хамбо ламы Итигэлова, Иволгинский дацан за годы после создания института посетило около 3 млн. человек. Реально, конечно же, больше. Так вот, не стоит считать деньги в чужом кармане, но ведь с пустыми руками в дацан не приходят, тем более, что среди гостей мы регулярно видим высших руководителей государства и крупнейших корпораций. Понятно, что для них миллионы рублей это вполне посильный вклад, хотя на сегодня в среднем меньше 500 рублей не дают, такая вот сложилась практика. И, по самым минимальным подсчетам, за это время там могло быть собрано более 1,5 миллиарда рублей! На эти деньги можно было три новых иволгинских дацана построить! У нас же привыкли прибедняться и ходить с протянутой рукой.

— Но ведь в буддистской традиции просить подаяние это не грех…

— Если бы просить. Бизнесмены, которые тайком приходят ко мне, чтобы не вызвать недовольства со стороны руководства Сангхи, жалуются, что отношение к ним стало как к дойным коровам. Я знаю несколько очень известных фирм, которые ежегодно перечисляют по нескольку миллионов рублей. И отказаться, говорят, невозможно…

— Боятся проблем «кармического» характера?

— Боятся. Но глупости все это, это я вам как кенсур могу сказать. Даяния должны идти без какого-либо нажима. А в людях почему-то вселился страх, причем кому я открыто говорю эти простые, в общем-то, вещи, например, журналистам, они потом начинают взгляд отводить. И чиновники до ужаса боятся. Уволят человека из госструктур, а он бежит жаловаться в Сангху. Там берут трубку и звонят, требуют восстановить немедленно. И ведь восстанавливают. Но куда это годится? Зачем так вмешиваться в государственные вопросы? Понятно, что многие тревожатся о каких-то небесных «санкциях». Однако наш духовный учитель Далай-лама говорит, что большая часть наших страхов является творениями нашего собственного ума, и больше ничего!

— А на какие средства был вами построен дацан «Ламрим» возле поселка Горький?

— Там не было ни рубля спонсорских средств, исключительно за счет кредитов и развития своего дела. Поэтому на собственном опыте знаю, что у предпринимателей не такая легкая жизнь, как это может показаться со стороны. И зачем с них тянуть деньги помимо их воли? Да и предприниматели, зная о моих сложных отношениях с Дамбой Аюшеевым, не горели особым желанием помогать, тоже боялись. Поэтому строительство дацана шло так долго. Причем мне непонятно, куда идут средства, которые Сангхе жертвуют люди? Что-то не слышал о воскресных школах, помощи детям, женским приютам, больницам, бесплатных кухнях для бездомных, что я наблюдаю в благотворительной деятельности Улан-Удэнской и Бурятской епархии РПЦ.

Если же мы получаем большие пожертвования, то почему мы сами не столь последовательны на пути Бодхисаттв — материальном даянии людям, облегчении их страданий? Или в строительстве больших и красивых дацанов, помощи хуваракам, обучающимся в тяжелых климатических и материальных условиях в Индии? Поэтому когда на словах проповедуется смирение и отказ от материальных благ с постоянными просьбами о пожертвованиях, а на службу потом летают на вертолете иркутского миллиардера, то возникает определенная двойственность. И мы, буддисты, должны открыто обсуждать все эти вещи!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру