Синдром неудачников

Одним из стандартных вопросов, который задают мне, является: «Неужели ничего нельзя было сделать для сохранения промышленных предприятий Бурятии?»

Можно понять, что тогдашние директора не были готовы к переменам, что рынок был диким, но разве руководство республики не отдавало себе отчет о неизбежных социально-экономических последствиях краха львиной части экономики?

Одним из стандартных вопросов, который задают мне, является: «Неужели ничего нельзя было сделать для сохранения промышленных предприятий Бурятии?»

Как можно было стоять в сторонке и безучастно смотреть за тем, как умирают заводы и фабрики, исчезают рабочие места, растет безработица?

Конечно, не все было так просто. Формально правительство предпринимало усилия в рамках стандартных процедур в условиях чрезвычайного по сути положения в экономике. У нас тогда вводились всякие режимы управления Бурятией, активно применялись методы антикризисного управления предприятиями. Вот только эффекта они не дали. В чем же причина хронических неудач, спросите вы?

В тот период, когда разрушилась вся существовавшая ранее при СССР система организации промышленности, сбыта, производственной кооперации, практически все наши предприятия одномоментно оказались выброшенными за борт. Помимо сугубо материальных трудностей на голову свалилась приватизация, открытие границ для безудержного импорта всего и вся. Естественно, что в этих условиях даже самое устойчивое предприятие начнет лихорадить. Единицы из них по всему бывшему Союзу тогда остались на плаву.

С остальными начали разбираться по условиям сурового рыночного времени. Как только предприятие достигало порога финансовой устойчивости (и неважно, по какой причине: сбой в платежах, банальное воровство или рейдерская атака), в действие вступал порядок введения внешнего управления с назначением антикризисных управляющих.

Сейчас, конечно, очевидно, что во многих случаях эти алгоритмы использовались для ускоренного захвата особенно тех предприятий, которые не удалось взять под контроль через обеспечение контрольного пакета акций. Но многие предприятия оказались в роли случайных жертв этого «цунами». И таких по всей России были тысячи. Наша Бурятия здесь не стала исключением.

Я сам тогда читал курс по антикризисному управлению при ВСГУТУ для будущих внешних управляющих. Вглядываясь в их лица, нетрудно было понять, что ими движет. Конечно, некоторые искренне верили, что какое-то предприятие удастся сохранить на плаву, переформатировать его, даже остаться работать на нем в будущем. Но таких были единицы. Подавляющее же большинство шли туда, реально осознавая, что останки живых еще производств, составлявших некогда экономическую мощь Бурятии и России, для них лишь объект для разграбления.

Основным источником дохода этих так называемых управляющих были, помимо официальной «белой» зарплаты из бюджета умирающего предприятия, средства, которые удавалось добыть за счет продажи халявных активов по заниженной цене. Действовавшее на тот момент законодательство РФ давало антикризисным управляющим все мыслимые и немыслимые полномочия. Именно этим объясняется сверхбыстрое формирование в нашей стране финансово-промышленных групп с крайне сомнительной историей. Естественно, что самые «вкусные» предприятия не могли попасть в руки кого попало.

Неудивительно поэтому, что во всю историю антикризисного управления в Бурятии на памяти автора нет ни одного предприятия, выжившего после таких «оздоровительных» процедур. Металл — китайцам, здания — в аренду под торговлю, людей — на улицу. Таков нехитрый алгоритм развала нашей промышленности, поставленного на поток приватизаторами той недалекой эпохи. При этом по факту стоимость продажи активов была на многие порядки ниже восстановительной стоимости этих производств. Таким образом продали разграбленное имущество за копейки и за считанные годы, а вот чтобы возродить такие предприятия понадобятся уже десятилетия неимоверного труда, неисчислимые усилия и средства.

Конечно, не везде уничтожение промышленности шло так гладко, как в Бурятии. В целом ряде регионов, где нашлись думающие руководители (Татарстан, Якутия, Иркутская область и др.), за каждое предприятие шла борьба. И даже при всех спускаемых сверху нормативных документах местные власти находили пути для спасения градообразующих предприятий, не давая ликвидировать основу жизнедеятельности региона. Зато сейчас у них есть опора собственного развития, источники доходов не только бюджета, но и населения, основа внутреннего рынка, наконец. Этим регионам не нужно постоянно оглядываться в поисках трансфертов из Москвы. Конечно, они от них не отказываются, но и без них они не умрут.

Синдром неудачников сопровождает нашу республику и сейчас. И это неудивительно, если взглянуть на состав нашего правительства... Баланс прироста предприятий у нас все такой же — отрицательный. Мы практически потеряли только за последнее время «Амту», «Макбур», переживают трудности ЛВРЗ, «Стальмост». Наша экономика уменьшается на глазах одного поколения как шагреневая кожа. Сокращение первичных доходов неумолимо сказывается на объеме рынка, продаж, падении покупательной способности перегруженного кредитами населения. Начинает работать маховик цепной реакции, эффект домино...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру