Что ждет пригородное сообщение в Бурятии?

Есть народная мудрость: «Хочешь сделать человеку хорошо, сделай ему плохо. А потом — как было».

Более точного описания ситуации, которая сложилась вокруг железнодорожного транспорта, «катающего» людей из пригородов в города нашей необъятной родины (и обратно), кажется, и не придумаешь.

Есть народная мудрость: «Хочешь сделать человеку хорошо, сделай ему плохо. А потом — как было».

«Вы что, с ума сошли, что ли?»

Бурятия, как и вся страна, отучалась от проворных электричек постепенно. Но разлука оказалась болезненной. Нарыв назрел давно, и лопнул на днях — на совещании правительства России неделю назад. Вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что из-за новых принципов договорных отношений между Р-ЖД и регионами ситуация с пригородным сообщением в стране оставляет желать лучшего: отменены маршруты электричек по десяткам направлений. «Эту проблему планируется решить в течение месяца», — подчеркнул он. Чем, собственно, и вызвал гнев Владимира Путина.

— А что, у нас министерства транспорта не существует, что ли? По-моему, вы курируете эту отрасль. Что происходит? Мы понимаем, насколько это серьезно. Это же не один автобусный маршрут отменили... Вы что, с ума сошли, что ли? — возмутился глава государства. — Пригородное железнодорожное сообщение должно быть восстановлено, и немедленно…

Дважды повторять не пришлось. Дабы выполнить данное поручение за максимально короткие сроки, вице-премьер России пообещал предложить финансовые решения, а руководство ОАО «Р-ЖД» — вернуть отмененные электрички, используя согласование графиков и расконсервацию подвижного состава. И хотя Бурятия не входит в топ-22 регионов, где этот вопрос стоит, что называется, ребром, мы решили выяснить, каким образом он разрешится для нас.

Финансы поют романсы…

Корреспондент «МК» обратился в филиал ОАО «Р-ЖД» — ВСЖД, где его клятвенно заверили: ситуация с пригородным сообщением у нас критического уровня еще не достигла. Если, например, в Вологодской области творятся поистине страшные вещи, то в Бурятии вполне решаемые проблемы — благо местные власти и железнодорожная компания постоянно «держат контакт».

— Конечно, хочется, чтобы электрички здесь бегали так же резво и часто, как в советское время. Но финансирование, увы, не позволяет, — посетовал пресс-секретарь иркутского отделения ВСЖД Евгений Хохряков.

Между тем именно объем финансирования, выделяемого заказчиком (то есть правительством Бурятии), определяет объем услуг, выполняемых перевозчиком (то есть ОАО «Байкальская ППК»). Ежемесячно первое от имени министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства отправляет второму заявки на размеры движения пригородных поездов, где четко указаны количество маршрутов, периодичность следования и даже число вагонов в составе (все показатели вычисляются исходя из потребностей населения).

— В то время как регион устанавливает доступную стоимость билетов и компенсирует компании выпадающие расходы, компания вычисляет экономически обоснованный уровень тарифа и предъявляет региону свои расчеты ожидаемого финансового результата, — пояснила корреспонденту «МК» пресс-секретарь «БППК» Кристина Унденбрег.

Надо сказать, что сегодня Бурятия имеет перед «Байкальской ППК» задолженность размером около 105 млн. рублей, скопившуюся с начала 2011 года. Естественно, накопленные долги властей вкупе с низкой рентабельностью электричек не могли пройти бесследно для пассажиров. Сбежавшие электрички

Если в 2013 году на территории «таежной, озерной, степной» курсировало 18 пригородных поездов, то в 2014 — всего 10. Были сокращены электрички по 12 популярным направлениям. Но при этом, отмечает председатель комитета по развитию транспорта, информатизации и связи минтранса РБ Юрий Сажанов, местные жители не оказались в положении «ни уехать, ни приехать»:

— Оптимизация пригородного железнодорожного сообщения проводилась поэтапно. Там, где есть автомобильные дороги, его заменили автобусным, а там, где нет — воздушным, — сообщил он.

Сейчас правительство Бурятии заключает с ОАО «Байкальская ППК» договор на транспортное обслуживание населения в 2015 году. «При наличии 10 пригородных поездов необходимая субсидия на первые 3 месяца составляет 8,6 млн. рублей», — отметили в компании. Причем закрывать движение поездов и уменьшать количество маршрутов пока не планируется. «А уже отмененные электрички вернут, если поступит соответствующее указание «свыше», — добавил Сажанов. Что ж, остается ждать и верить.

Впрочем, то же самое можно сказать и о тарифообразовании.

Тариф, ты что, с ума сошел?

В этом плане ситуация с пригородным сообщением у нас, чего уж греха таить, патовая. Как сообщили корреспонденту «МК» в ОАО «Байкальская ППК», в Бурятии тариф на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом начиная с 2012 года повышался несколько раз, достигнув максимального уровня. Последний (крайний) раз это случилось в январе 2015 года — согласно приказу республиканской службы по тарифам (РСТ).

— В 2011 году стоимость проезда в электричке на расстояние до 10 километров составляла всего 21 рубль, а в 2015 году стала уже 108 рублей, — подчеркнула пресс-секретарь «БППК». — Всего же за четыре года тарифы увеличились в пять раз — более чем на 500 процентов! Будет ли их повышение или понижение в 2015 году, сказать сложно. Все зависит от решения РСТ…

…Это история о том, как одна сакраментальная фраза породила десятки риторических вопросов и поставила на уши целую страну, приковав всеобщее внимание к проблеме отмены электричек. И не исключено, что после путинского «вы что, с ума сошли, что ли?» крайне спорную реформу, сводящуюся к перекладыванию финансирования пригородных поездов с Р-ЖД на регионы, все-таки упразднят. А железнодорожный транспорт начнет с удвоенным рвением бороздить российские просторы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 11 февраля 2015

Заголовок в газете: Пока Путин не рявкнет – электрички не вернутся

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру