Из-за роста безработицы стоимость рабочей силы в Бурятии может стать дешевле китайской

Высокий рост численности безработных в республике - до 47,2 тыс человек, зарегистрированный Бурятстатом в декабре 2015 года, свидетельствует о серьезных изменениях на рынке труда в республике, который будет заметно отличаться от других регионов. Вопрос в том, смогут ли власти и бизнес кардинально изменить ситуацию в этой сфере или использовать ее в интересах Бурятии?

По данным Бурятстата, в декабре общая численность безработных в республике впервые за многие годы перевалила за 10,4% от экономически активного населения. Тем не менее, в Республиканском агентстве занятости населения считают, что ситуация не столь тяжела, судя по тем данным, которыми оперируют чиновники.

«Согласно программе социально-экономического развития Бурятии на 2011-2015 годы средний показатель общего уровня безработицы рассчитывался на 9,5%, сегодня он составляет 9,2%», - сообщила руководитель агентства Светлана Зайцева. По ее словам, на показатель безработицы сильно влияет сезонный фактор, так в марте прошлого года показатель безработицы был выше - 9,6%, а в сентябре он снизился до 8,2%. Однако в целом ситуация в прошлом году отличается от ситуации предыдущих лет, убеждены в ведомстве.

«Кадровая политика предприятий в Бурятии была направлена не столько на найм новых специалистов, сколько на раскрытие внутренних резервов. Работодатели закрывали непрофильные направления, пересматривали стратегии развития и систему мотивации, отказываясь от набора персонала. При этом, массовых сокращений в прошлом году не было», - подчеркнула Светлана Зайцева.

Тем не менее, в ведомстве признают, что в 2015 году, все-таки, сокращены 8,2 тыс человек, что на 12% больше показателей 2014 года. В этом году подали в центры занятости населения уведомления о планах увольнения 1196 человек более 130 предприятий. Уже сокращено 248 человек, причем из них перешли на другое место работы 201. В Республиканском агентстве занятости говорят, что каждый второй, обратившийся в центр занятости в прошлом году, был трудоустроен.

«Это фундаментальный процесс - увольнения кадров в период кризисных явлений в экономике. Крупные предприятия Бурятии будут и дальше сбрасывать численность персонала, и этот процесс может затронуть все наши флагманы индустрии, в том числе ЛВРЗ, Улан-Удэнский авиазавод, Селенгинский ЦКК. ЛВРЗ к 2017 году сменит собственника, на первый план для частного инвестора выйдут задачи создания холдинга, специализация и кооперация. А повышение эффективности и производительности труда сразу же отразится на числе занятых», - считает экономический эксперт Юрий Кравцов.

Более менее хорошо, по словам экономиста, будет себя чувствовать Приборостроительное объединение, которому улыбнулась удача - он вошел в госкорпорацию Ростех с гарантированным пакетом заказов. В тоже время строительный бизнес Бурятии валится в пике, поскольку в условиях снижающихся цен на квадратные метры и дороговизну кредитования желающих инвестировать в падающий рынок пока нет.

Что касается сельского хозяйства, то, по мнению Юрия Кравцова, «импортозамещение не слишком поможет ему повысить экономическую эффективность, поскольку возможности и присутствие государства на селе крайне малы, а без него, как показывает мировой опыт, сельское хозяйство убыточно». Хотя при этом эксперт отметил, что, если в переработку сельхозпродукции «вложить средства на данном этапе, то это даст ощутимый эффект, в том числе и в вопросе занятости населения».

Малый же бизнес Бурятии, в связи с уменьшением рыночных ниш также будет стагнировать. Доходы населения падают, что негативно отражается на доходах торговли и сферы услуг, которые также будут оптимизировать численность.

Как сообщила директор улан-удэнского кадрового агентства «Ваша работа» Валентина Левашова, в прошлом году в сфере торговли тенденция к уменьшению числа вакансий значительно усилилась. «Мы работаем по прямым заявкам компаний, и прошлый год оказался худшим за всю историю работы нашей организации по такому показателю, как потребность сотрудников среднего и высшего звена в сфере торговли», - говорит она.

Как отметил владелец сети магазинов «СемьЯ» Михаил Гергенов, в прошлом году его предприятие в связи со спадом на рынке оптимизировало численность персонала. Но дальше сокращать кадры он не планирует.

«Сегодня многие мои коллеги переходят на временный найм работников, поскольку не уверены в стабильном покупательском спросе, а регулировать численность персонала так легче, - отмечает предприниматель. - В тоже время мы проходили уже не один кризис и привыкли к тому, что за каждым спадом следует подъем. Правда, в этот раз спад продлится подольше, чем в кризис 2008 года».

Именно поэтому работодатели отмечают, что на многих предприятиях Бурятии руководители предпочли снизить зарплату персоналу или перевести его на неполную рабочую неделю, чем увольнять. Поскольку, когда в будущем возникнет движение вверх и, соответственно, потребуется больше хороших специалистов, то их найти будет трудно. Эту позицию двумя руками одобряли власти всех уровней, ведь массовое увольнение рабочих вызывало у чиновников почти генетический испуг, корни которого уходят в не так давнее историческое прошлое.

Поэтому существовала неформальная договоренность, что власти закрывают глаза на ужесточение условий труда, неполный рабочий день и задержку зарплат, лишь бы предприятия сохраняли численность работающих. Однако не так давно против директоров крупных предприятий (последний пример «Икат-Плюс») начали возбуждать уголовные дела по задержкам зарплат. Это может означать, что прежние договоренности уже нарушены. Сейчас каждый директор будет думать, прежде всего, о том, сможет ли он гарантированно избежать задержек заработной платы при высокой численности персонала? Рисковать никто не хочет...

Поэтому на первый план в период кризиса выходит вопрос - куда направить внимание и деньги властей?

«Правительству Бурятии сегодня нужно думать не о планах строительства Мокской ГЭС или урановых рудников в отдаленных районах Бурятии, а о том, как поддержать малый бизнес и инвестиционную привлекательность Улан-Удэ, где живет половина экономически активного населения», - убежден Юрий Кравцов. По его словам, «рост безработицы в Бурятии временно прекратится лишь к летнему сезону, когда потребуются рабочие руки на остающихся крупных стройках и проектах с выездом рабочих на вахты».

В тоже время, рост безработицы и, как следствие - ускоренное удешевление рабочей силы в Бурятии даст положительный эффект в виде сокращения затрат предприятий и повышения их конкурентоспособности на рынке. Рабочая сила Бурятии, которая сегодня уже заметно дешевле китайской, может стать одним из факторов привлечения инвестиций в республику. Особенно в секторы, где без большого количества рабочих рук не обойтись. Например, в швейное производство, которое в Бурятии сегодня переживает бум заказов в связи с удорожанием китайского импорта.

Другой вопрос, что свободных рыночных ниш в Бурятии остается не так много. Сообщает "Байкал Финанс".

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру