Компания «Бурятские авиалинии» просит власти обратить на нее внимание

Коллектив авиапредприятия обратился с письмом в правительство республики

В 2009 году было образовано ООО «Авиационная компания «ПАНХ» с уставным капиталом 60000 рублей. Парк воздушных судов авиакомпании составляли самолеты Ан-2, ранее принадлежавшие республиканскому ДОСААФ.

Коллектив авиапредприятия обратился с письмом в правительство республики

В первое время даже эти Ан-2 компания не могла внести в свой сертификат эксплуатанта и пришла к нам за помощью. Мы взяли эти суда в свой сертификат, приняли к себе в штат технический состав, и что получили в итоге? А получили мы авиационное происшествие с аварийной посадкой Ан-2 в Баунтовском районе…

«В 2012 году минтранс Бурятии предложил «ПАНХ» подобрать самолеты для грунтовых взлетно-посадочных полос на севере Бурятии», пишет одно из СМИ. Тогда опыт работы компании составлял 3 года. Что же так привлекло к ней наших чиновников? Только то, что владельцем является местный житель? И опять цитируем вышеупомянутое СМИ: «В 2013-2014 годах компания «ПАНХ» приобрела в лизинг 3 самолета Cessna для регулярных авиарейсов по местным планово-убыточным направлениям. Поскольку самолеты меньше 50 посадочных мест не приносят дохода, правительство республики обязалось оказывать «ПАНХу» господдержку, возмещая часть лизинговых платежей. Поначалу поддержка, действительно, оказывалась. Федеральное правительство частично возместило авиакомпании первый взнос по лизингу в 93 миллиона. А республиканское два года субсидировало авиакомпании по 24-27 миллионов рублей для обслуживания сделки. В 2014 году для Северобайкальского и Муйского районов компания «ПАНХ» приобрела в лизинг еще два небольших самолета — чешские L-410». 

Честно, когда мы увидели эти цифры, просто перехватило дыхание. Мы в 2011 году заключили соглашение с минпромторгом Бурятии о частичной компенсации процентов по кредитному договору для оснащения воздушных судов системами раннего оповещения. Сумма этой компенсации составляла чуть больше 6 миллионов рублей и растянута на 5 лет.

Еще один факт из новейшей истории авиации Бурятии. Когда образовалось предприятие ОАО «Международный аэропорт Улан-Удэ», то в его состав входили аэропорты Улан-Удэ, Нижнеангарск, Таксимо и Багдарин. В 2004 году при перепродаже аэропорта новые владельцы не захотели иметь убыточные северные аэропорты. Тогда возникло новое предприятие — ОАО «Аэропорты Бурятии» с тем же владельцем, что и наша авиакомпания. На протяжении 8 лет, до 2012 года, эти аэропорты существовали только благодаря авиакомпании.

В конце 2012 года «Аэропорты Бурятии» вошли в ту же группу компаний,что и «ПАНХ». По итогам 2013 года был получен убыток в сумме 10,93 млн рублей, в 2014 году — 7,8 млн руб. С 20 мая 2016 года аэропорты Нижнеангарск и Таксимо потеряли статус аэропортов и были переведены в посадочные площадки. «Вместе с долгами по лизингу «ПАНХ» несет убытки и на другом дочернем предприятии — на обслуживании авиалиний. Из-за нерегулярных перевозок местные аэропорты ежемесячно уходят в убыток на 1,8 миллиона. Таких затрат требует содержание сотрудников, аэропортов и самолетов. Чтобы снизить растущий долг, авиаперевозчики решили перевести аэропорты Нижнеангарска и Таксимо в статус посадочных площадок (цитата «Байкал-Daily»)».

За три года такого управления местные аэропорты потеряли все. При этом суммы задолженности по налогам и перед поставщиками тоже измеряются в миллионах. И вот небольшой штрих к этой истории. При переводе в посадочные площадки право садиться на таких аэропортах (площадках) имеет только техника малой загрузки, т.е. самолеты «Сесна» и Л-410 (были до последнего времени в республике только у «ПАНХ») и вертолеты. В общем, нашей компании «не светит» летать по этим направлениям. Но 10 мая гендиректор «ПАНХ» просит в аренду наш старый Ан-24, чтобы выполнять регулярные полеты от имени «ПАНХ». При этом ни о каком переводе аэропортов в площадки разговор уже не ведется. Получается, что нам нельзя летать на наших самолетах, а нашему самолету, но в руках «ПАНХ», можно?

В очередной раз цитируем то же СМИ: «На фоне происходящего в «ПАНХ» напомнили, что не по своей инициативе выкупили планово-убыточные самолеты». Действительно, эти самолеты малой вместимости являются убыточными, но тогда возникает вопрос: зачем было покупать их? Выходит, жителям северных районов республики придется пересесть на оленей и лошадей и «мы поедем, мы помчимся…»?

Недавно нам стало известно, что компания «ПАНХ» просит помощь в размере 1,2 миллиарда рублей. Вдумайтесь в эти цифры. Какое еще предприятие республики претендует на такие средства? Чем это предприятие лучше других, чем заслужило такое доверие правительства? Тем, что, имея государственную поддержку, добилось ареста воздушных судов за задолженность по лизинговым платежам?

В связи с этим хочется привести несколько фактов и цифр. Согласно годовому плану, на 2016 год объем затрат на поддержание летной годности 3-х воздушных судов Ан-24 (48 пассажирских мест) ОАО «Авиакомпания «Бурятские авиалинии» составляет около 30 миллионов рублей. По озвученной генеральным директором компании «ПАНХ» информации, в статье «У авиации Бурятии выросли расходы» («Байкал-Daily»), сумма лизинговых платежей в месяц только за 3 воздушных судна Cessna Grand Caravan (9 пассажиров) — 4,5 миллиона рублей, т.е. 54 миллиона рублей в год. И это без стоимости ремонта агрегатов, запчастей и затрат на сертификацию. Сумма равна затратам на поддержание летной годности 3-х 48-местных воздушных судов Ан-24 за 2 года!

Многие авиакомпании, эксплуатирующие воздушные суда в течение ряда лет, так и не смогли создать свою производственную базу, т.к. создание и поддержание ее в соответствии с требованиями по затратам сопоставимо с покупкой нескольких новых воздушных судов.

Авиакомпания «ПАНХ» не имеет ничего и, следовательно, не несет затрат на поддержание инфраструктуры технической базы. Все эти годы авиакомпания «ПАНХ» пользуется производственной базой нашей авиакомпании.

Мы (коллектив ОАО «Авиакомпания «Бурятские авиалинии»), работающие в республике 15 лет, но имеющие за плечами 90-летнюю историю авиации Бурятии, просим правительство Бурятии признать факт нашего существования, оценить наш профессионализм, усилия по поддержанию компании на плаву, ее социальное значение и помочь пережить нам это трудное время!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 25 мая 2016

Заголовок в газете: ПАНХ или пропал

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру