Сделано в Бурятии: от экологических дров до семейного лука

Что и как производится на баргузинской земле

Баргузинский район, расположенный в 300 километрах от Улан-Удэ, — фактически в сердце Бурятии, — по праву считается обладателем богатейшего природного потенциала.

Что и как производится на баргузинской земле
Цех деревообработки ООО «Байкаллес».

Чистые воды, плодородные почвы, редкая флора и фауна, сосредоточенная в Улюнском и Баргузинском заповедниках — и это лишь малая толика огромного списка.

Однако наличие уникальных природных ресурсов вкупе с охраной озера Байкал как участка мирового природного наследия ЮНЕСКО накладывает серьезные экологические ограничения на интенсивное экономическое развитие этой территории — одно введение водоохранной зоны наделало немало шума в свое время! Тем не менее местные власти и население как могут «поднимают» свой муниципалитет — чаще всего делают это благодаря собственным предприятиям, на которых побывал корреспондент «МК».

Чудеса из леса

И первым из них стало ООО «Байкаллес» в поселке Усть-Баргузин — некогда лесной завод, а ныне — лесопромышленная компания, которая занимается заготовкой сырья (сосну, а иногда — и ель) в здешних зеленых массивах, производством струганых изделий и их релизацией. Начальник цеха деревообработки Валентина Васильева, работающая здесь уже четвертый год и посвятившая лесу всю свою жизнь, рассказывает:

— Сначала древесина идет на распилование, потом — на сушку и затем — на переработку, то есть к нам. Контроль качества осуществляется по ГОСТам — на выбраковке стоит мастер. Делаем вагонку, плинтус, брусовку, опанелку, блокхаус, половую рейку. Опилки сжигаются в котельной, а стружка используется для брикетов, так называемого евротоплива, которое пусть и стоит дороже, но выгоднее и экологичнее. Принимаем заказы не только из Баргузинского района, от местных жителей, которые строят дачи в Максимихе, но и из Улан-Удэ, от строительной компании, а также из Иркутской области, Хабаровского края, Китая, Монголии и даже Японии.

Начальник цеха хвастается: «Техника у нас — чудо!» и демонстрирует сушилку с двумя камерами, дисковую и ленточную пилорамы (производственность первой под названием «Алтай» в три раза выше, чем второй), и, наконец, делительный, строгальный и упаковочный станки японского и немецкого производства. Показывает, как на них изготавливается и обрабатывается будущий отделочный и строительный материал. И между делом признается: теперь объемы производства в несколько раз ниже, чем раньше — сказалась реорганизация. Тем не менее в 2013 году они принесли 20 млн рублей, в 2014-м — 22, а в 2015-м — 21. «Мы гордимся своей продукцией и ее востребованностью в Бурятии, России и даже за рубежом», — подчеркивает Васильева.

Евротопливо.

Сейчас в «Байкаллесе» — более десяти рабочих мест. Так, Павел Темников работает на «Алтае» и вместе с коллегами перепиливает от 24 до 40 куб.м за смену. На зарплату не жалуется — впрочем, как и другая сотрудница — теперь уже бывшая беженка. Когда на Украине началась война, Наталья Коляка вместе с семьей уехала из Луганска, где трудилась на пивоваренном заводе — была солодовщиком, и приехала к родственникам в Улан-Удэ, а после нашла работу в Усть-Баргузине и вот уже около месяца занимается деревообработкой. «Снимаем квартиру, ребенок ходит в местный лицей. Пока никуда не собираемся. Все нравится. По сравнению с тем, что мы пережили на родине, это настоящий рай».

Имени косолапого

КФХ «Медведь» — единственное в селе Малое Уро и одно из 28 во всем Баргузинском районе. Оно существует уже без малого десять лет и специализируется на выращивании зерновых и кормовых культур и разведении крупного рогатого скота. Свое название получило неслучайно — будучи 13-летним подростком, его глава Федор Разуваев вместе с отцом пошел на охоту, подстрелил там хозяина тайги и получил в память об этом ружье. А в 2007 году взял большой кредит в одном из банков на льготных условиях и открыл предприятие «имени косолапого».

Сегодня здесь чувствуется хозяйская рука — почти 24 часа в сутки трудится небольшая семья из пяти человек. На огороде выращиваются перец, картофель, сахарная свекла, из которой после делается домашний квас, и семейный лук, у которого из одной головки получается до 14! А в помещении изготавливаются молоко, творог, сметана. Вся продукция реализуется в своем муниципальном образовании — продается местному населению и поставляется в психоневрологический диспансер. В 2013 году объемы производства дали 613 тыс. рублей, в 2014-м — 778, а вот в 2015-м — 591 (повлияла засуха). Но сейчас прогнозы радужнее, да и перспективы грандиозны.

«Овощная плантация» в КФХ «Медведь».

— По предложению администрации Баргузинского района мы участвовали в республиканском конкурсе семейных ферм и, как оказалось, не зря, — рассказывает Разуваев. — В этом году получили господдержку — 8,8 млн рублей, вложили свои 6 млн рублей. Купили трактор, косилку и пресс-подборщик и теперь строим ферму, где будет 20 голов обычных и 50 — племенных коров молочного направления, стойла и родильное отделение. Уже положили фундамент и к зиме запустим скот.

Вскоре фермеры приобретут ванну для пастеризации, а в будущем — комбайн, увеличат кормовую базу, и, следовательно, все поголовье. Пока же они оформляют в собственность 180 га земли и регулярно докладывают о своей деятельности. «Два годы мы будем отчитываться по использованию «целевки» и каждый квартал — по развитию предприятия. И, конечно, станем создавать рабочие места. К этому обязывают не только условия гранта, но и личная необходимость», — подытоживает глава КФХ.

Из совхозников — в предприниматели

Еще два предприятия — ООО «Водолей» и СПОК «Вариант» в селе Читкан. Они функционируют уже девять лет и один год соответственно и занимаются производством мяса и молока и их переработкой.

— Когда совхоз распался, я узнала, что могу оформить крестьянско-фермерское хозяйство, — вспоминает руководитель ООО «Водолей» Любовь Малыгина. — Сначала пошла в администрацию нашего района, а потом — и тогдашнего пре-зидента Леонида Потапова. Он подписал мое заявление, выдали 150 тыс. рублей. Выращивали овощи, сдавали в учреждения бюджетной сферы, а райфинотдел перечислял деньги. В общем, справились.

Дальше — больше. В 2006 году предпринимательница взяла кредит — 3,5 млн рублей в банке с возмещением 7%. В 2007-м организовала вышеупомянутое общество. А год назад вместе с дочерью организовали СПОК «Вариант», выиграли грант 2,4 млн рублей, закупили технику и оборудование, включая прицеп для молока с охладителем и теперь управляют своей империей. Помогает и старший внук — к 14 годам он уже стал настоящим «мужичком».

Переработка молока в СПОК «Вариант».

— Сейчас у нас есть 300 гектаров посевных площадей, 170 голов молочного и 80 — мясного направления симментальской породы, между тем как в 2000 году было всего 8 голов, — продолжает Малыгина. — Производим сельскохозяйственную, молочную и мясную продукцию — творог, сливки, сметану, буузы, котлеты, голубцы, пирожки, чебуреки, пельмени и реализуем ее в Баргузинском районе и Улан-Удэ, на базе отдыха «Байкал» и в бутике «Крестьянского рынка». Развозим во флягах.

Технолог Ирина Елшина проводит небольшую экскурсию — показывает молочное оборудование — емкость приемки, ванну длительной пастеризации, заквасочник с моющей ванной, узел подогрева перед сепарированием. «Выполняем показатели, имеем прирост по молоку. Получали поддержку на произведенный литр — 6 рублей, а с этого года будем получать на переработанный закупленный — 16 рублей. И вообще планируем расширяться», — добавляет руководитель ООО «Водолей». И напоследок советует: «Не надо ничего бояться. Надо просто поставить цель и добиваться ее».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 24 августа 2016

Заголовок в газете: От экологических дров до семейного лука

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру