Месяц назад поступила информация, что между комитетом городского хозяйства г. Улан-Удэ и ООО «Научно-технический центр «Сейсмострой» заключен муниципальный контракт по дополнительному обследованию указанных домов. Пока неизвестно, к чему привело дополнительное обследование, как мэрия видит дальнейшую судьбу стареющего жилого массива ПВЗ. Мы попросили архитектора Бронислава Михайлова высказать свою точку зрения на проблему.
— Когда мы ведем речь о жилом поселке паровозоремонтного завода в Улан-Удэ, мы должны понимать, что это целостный градостроительный ансамбль довоенного времени, которых в стране сегодня осталось не так много. Не случайно тогда их называли соцгородками. Они на самом деле были похожи на городки, красивые и величественные, символы новой жизни. Представьте себе довоенное время, когда из бараков и дощатых домиков рабочие гиганта всесоюзного значения — паровозовагоноремонтного завода попадали в эти дома, где комнатки были пусть и небольшие, но благоустроенные. Первые этажи специально спроектированы под соцкультбыт, то есть магазины, парикмахерские, обувные мастерские. Все было продумано, все было сделано для трудового человека, и сама архитектура того времени — величественные здания красного кирпича, встроенные арки, ведущие во внутренние дворики, колонны, закругленные входные группы, винтовые лестницы — все провозглашало торжество советского строя.
Ни в Иркутске, ни в Чите таких соцгородков нет. Наш соцгородок на ПВЗ, спроектированный по единому замыслу и в едином архитектурном стиле, не является объектом культурного наследия, но совершенно точно мы можем отнести эту застройку к уникальным градостроительным ансамблям. Согласно 73-ФЗ, под ансамблем понимаются четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений какого-либо значения. В нашем случае это довоенная архитектура социалистического классицизма, где доминантой служит Дворец культуры ЛВРЗ. Поэтому нам сегодня надо не просто вести речь о сохранении соцгородка, а биться за каждый его объект. Рассматривать все варианты по реконструкции жилых домов, их перепрофилированию, возвращению былого облика и сохранению исторической памяти. Есть смысл организовать по этому поводу «круглый стол», куда пригласить представителей городской администрации, архитектурного сообщества, краеведов, историков и сообща подумать, как сохранить соцгородок ПВЗ.
Справка.
Паровозовагонный завод начали возводить восточнее города Улан-Удэ в начале 30-х годов одновременно со строительством соцгородка для него. Непосредственно соцгородком занимался начальник 2-го участка Рябоконь, который вел строительство жилого фонда и объектов социально-культурного назначения. Заместителем начальника участка работал Михайлов, прорабом Козлов. После смены руководства в августе 1934 г. начальником строительства 2-го участка, в том числе ДК ЛВРЗ, был назначен Самарский, его заместителем Калугин, прорабом Карпов М.И., десятником Карпов И.С. Проект градостроительного ядра жилого поселка, Дворца культуры ЛВРЗ разрабатывали в архитектурной мастерской управления строительства ПВЗ архитекторы П.Т.Фабристов и Н.А.Шматько. Строительство ДК ЛВРЗ было начато в апреле 1934 г., в октябре 1935 г. закончена театральная часть с одним из лучших в городе концертным залом, а ровно через год — клубная часть. ДК ЛВРЗ сначала так и именовался «клуб-театр». В июле 1936 года тем же Фабристовым был разработан проект пьедестала памятника Ленину, который венчал лестницу в ДК. Высота памятника 7 метров, фигура В.И.Ленина делалась в Москве и достигала трех метров.
На базе клуба был организован оркестр духовой музыки, без которого не обходилось ни одно мероприятие. В клубе-театре также работали сеансы кино. К 1937 году при «клубе-театре» действовало 13 кружков самодеятельного творчества, проводились новогодние вечера, детские утренники, бал-маскарады и множество различных мероприятий. Главный корпус со зрительным залом был одним из лучших концертных залов с очень хорошей акустикой.