На что в рамках фестиваля бурятского кино было потрачено почти 14 миллионов рублей

Первому фестивалю бурятского кино не суждено кануть в лету

Первому фестивалю бурятского кино, случившемуся в Улан- Удэ в самый канун Нового года, похоже, не суждено кануть в лету. В отличие от похожего культурного мероприятия под названием «Конкурс красоты» за 8,5 млн рублей, организаторам фестиваля бурятского кино начали задавать вопросы еще задолго до того, как он вообще начался.

Первому фестивалю бурятского кино не суждено кануть в лету
Председатель оргкомитета фестиваля Солбон Лыгденов представляет почетного гостя Александра Панкратова-Черного.

Ни приезд в Улан-Удэ столичных гостей, ни вручение почетных наград и победоносные заявления о создании в Бурятии собственного союза кинематографистов вопреки ожиданию не сняли этих вопросов, если не сказать наоборот.

Если отставить в сторону сугубо вкусовые пристрастия, то ключевой темой для развернувшейся в кулуарах дискуссии стала невероятная по нынешним временам цена праздника, вылившаяся в 13 млн 900 тысяч бюджетных рублей. Не то чтобы народ впал в ступор от новости, что эту сумму местные киноманы подвязались потратить в три зимних дня. Разговоры о бурятском кино разгорелись еще жарче, когда общественность благодаря выложенным согласно конкурсу сюжетам в Интернете воочию увидела, на что собственно организаторы бухнули такие деньги. Хотя финансовый отчет о проведенном фестивале пока в открытом доступе не появился, а значит, неизвестно, были ли подписаны (и соответственно оплачены) на сегодня разные виды оказанных в рамках фестиваля работ и услуг, некоторые документы вызывают любопытство уже сегодня.

Где претензии к заказчикам фестиваля

Техническое задание открытого конкурса гласит, что заказчиком фестиваля бурятского кино, посвященного 350-летию столицы Бурятии, определено муниципальное автономное учреждение «Центр культуры и досуга Улан-Удэ» в лице директора Натальи Завьяловой. Как можно было понять из документа, в функции заказчика, он же «держатель» кассы в 13 млн 900 тыс. рублей, входило принять все заявки от потенциальных участников открытого конкурса, оценить их и определить победителя, которому он в конечном итоге и должен был отдать деньги. Отдать не просто так, а предварительно убедившись, что работы выполнены в строгом соответствии с техзаданием. Например, при получении счета заказчик должен был оплатить сначала 30 процентов от суммы договора, а уже затем остальные 70, причем только в том случае, если у него не возникло претензий и замечаний по количеству, а главное качеству оказанных услуг.

Вся проблема свалившегося на нас, как снег на голову, кинофестиваля состояла в том, что конкурс на его проведение выиграла телерадиокомпания «Тивиком», чью связь с муниципалитетом Улан-Удэ никому специально доказывать не требуется. Достаточно было еще 12 декабря увидеть пресс-конференцию, устроенную в мэрии по случаю фестиваля, чтобы понять, что никаких претензий по его проведению у заказчиков не возникло ни до, ни после. Несмотря на то, что официальным заказчиком фестиваля выступила директор МАУ «Центр культуры и досуга Улан-Удэ» Наталья Завьялова, а исполнителем и получателем денег — директор телекомпании «Тивиком» Антон Пластинин, которые и должны были ответить на все насущные вопросы, миссию спикера на всем протяжении мероприятия отчего-то взял на себя руководитель пресс-службы мэрии Юрий Сибиряков. Именно он на правах «самого главного» в этом деле больше всех упрекал излишне назойливых журналистов в предвзятости и разъяснял подробности предстоящих расходов, в которые был посвящен удивительно подробно.

Актер Амаду Мамадаков дает мастер-класс молодым коллегам.

На что ушли миллионы

Если следовать далее по конкурсной документации на 13 млн 900 тыс. рублей, то видимые расходы на проведение первого бурятского кинофестиваля таковы. Помимо тех, кто пришел на фестиваль из любопытства и живого интереса, за деньги исполнителям требовалось пригласить не менее 10 творческих коллективов Улан-Удэ, очевидно, тех, кто встречал гостей в аэропорту и пел-плясал на площадках в отдаленных домах культуры.

В этот же список попали не менее 2 приглашенных «гостей из числа современных режиссеров, актеров, продюсеров и прочих деятелей кинематографической индустрии России». Как известно, такими героями кинофестиваля стали актер прошлого Панкратов-Черный, а также актеры настоящего Амаду Мамадаков и Юлия Ауг. Хотя Панкратов-Черный и начал свое выступление с чистосердечного признания, что ни одного современного бурятского кино он до сего дня не видел, тем не менее за гонорар вместе с Мамадаковым не только отработал в Улан-Удэ мастер-класс для юных коллег, но и лично записал видеопоздравление мэру Александру Голкову, чего доселе не делал здесь никто.

Не меньшее удивление вызвала и другая гостья мероприятия, представленная как директор и режиссер кинофестиваля REC (Санкт-Петербург) Ксения Пронина. На той самой пресс-конференции Ксения заявила, что в Санкт-Петербурге очень любят такие фильмы режиссера Солбона Лыгденова, как «Решала» и «На Байкал». Причем все присутствующие в зале наверняка смотрели и «Решалу» (режиссер Роман Асхаев), и «На Байкал» (режиссеры Михаил Козлов, Сергей Никонов), но ни у кого в зале, включая самого Солбона Лыгденова, не нашлось смелости поправить гостью, потому что «поправки», дискуссии и споры в программу фестиваля явно не входили.

Дело в том, что практически все сидящие в тот день в президиуме мероприятия, согласно тому же техзаданию, сами вошли в когорту оплачиваемых лиц фестиваля, а именно оказались включены в число «не менее 10 бурятских современных режиссеров, актеров, продюсеров и других деятелей кинематографической индустрии Бурятии». Судя по тому, что в кинофестивале приняли участие практически все местные режиссеры, за исключением Баира Дышенова, они все, то есть творцы киностудий «МонУла Филмз», «Пятый элемент», «101 творческое объединение», Синема +», «Азия Филмз», продакшн-студия «DoubleST» и другие получили на фестивале свой гонорар. Сюда же надо добавить созданный в рамках фестиваля оргкомитет в количестве не менее 5 человек, а именно директор (он же председатель Солбон Лыгденов), режиссер по открытию и закрытию фестиваля, менеджеры, администраторы и другие.  

Ну и, наконец, самая многочисленная (не менее 100 человек) группа «заработавших» в эти три счастливых дня — из тех, кто вел фестиваль, занимался записью роликов, сюжетов, изготавливал рекламную и полиграфическую продукцию, сувениры, покупал рамки для благодарственных писем, кто размещал гостей в гостиницах, организовывал их трансферт и обеспечивал прочий развоз участников фестиваля по тем самым отдаленным домам культуры. Именно на их важную составляющую в общей миссии первого фестиваля бурятского кино уповал Юрий Сибиряков, когда говорил, что благодаря кино огромное количество людей 15-17 декабря 2016 года получили в Улан-Удэ работу. Тогда собственно с какой целью зимой, в страшной спешке организовали в Улан-Удэ бурятский кинофестиваль? Ждем ответа.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 11 января 2017

Заголовок в газете: Три счастливых дня

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру