Отставка зампреда правительства по экономике Александра Чепика происходила частями

Сначала забрали сельское хозяйство, потом – лесное, а затем и все остальное

Первые кадровые назначения врио главы Алексея Цыденова произвели должный эффект. Вопреки обещанному тайм-ауту, то есть фактически не дожидаясь, когда команда прежнего главы как-то проявит себя, а самое главное, не дожидаясь выборов, ставленник Кремля начал преобразования в регионе с «головы», то есть c отставки зампредседателя правительства Бурятии по экономическому развитию Александра Чепика.

Сначала забрали сельское хозяйство, потом – лесное, а затем и все остальное
Александр Чепик.

Интересно, что 17 февраля Чепик съездил в Москву, вслед за чем появились усиленные слухи о назначении его врио главы на исторической родине — Рязанской области. 28 февраля последовала отставка Чепика, а буквально на следующий день, 1 марта, врио Республики Карелия назначил Чепика своим замом по стратегическому развитию. Никогда республиканские СМИ не писали о Чепике столько, сколько написали за эти три недели.

Александр Чепик: выпьем за масштаб!

С одной стороны, на местную публику произвела впечатление скорость, с которой произошел «переход» Чепика из одного региона в другой, тогда как в отношении его шефа Вячеслава Наговицына ничего подобного не случилось. Стремительность, с какой Чепик переместился в российском политическом пространстве, а именно за 6 тысяч километров от Улан-Удэ, навеяла в памяти кадры из популярного некогда фильма «Облако-рай», снятого, кстати, в столице Карелии — городе Петрозаводске.

Показанный в фильме с высоты птичьего полета российский городок образца 1990 года мало чем отличался от тогдашнего Улан-Удэ. В фильме морально и физически деградирующие жители называют его болотом и маются от безделья. Все это приводит к тому, что главный персонаж — простой парень Коля, чем-то, кстати, похожий на Александра Чепика, от нечего делать говорит, что уезжает к морю, на другой конец страны. Потрясающая новость в мгновение ока превращает Колю в героя. После того как друзья раздобыли где-то глобус и нашли на карте точку, куда собирается переместиться Коля, увиденное было сформулировано в одно слово — «масштаб», за который все торжественно и выпили. Противиться всему этому Коля был уже не в состоянии, и вечером того же дня молодого человека вопреки его воле впихивают в автобус навстречу новой жизни.

Кто собирал тревожный чемоданчик Александру Чепику, доподлинно неизвестно. Известно только, что произошло сие не в первый раз. В 2007 году нашего героя в возрасте Христа точно также десантировали в Бурятию, где он ни разу не был, ни с кем из местных никогда не встречался, равно как и с Вячеславом Наговицыным. Снимать человека, к появлению которого в Бурятии Вячеслав Наговицын собственно не имел никакого отношения, новый врио Алексей Цыденов не мог, а потому вопрос был решен технически правильно и даже анонсирован в соцсетях самим Чепиком.

Даже если бы московским покровителям (а по некоторым данным, это мэр Москвы Сергей Со-бянин) удалось продвинуть Чепика на должность первого заместителя врио главы Карелии, для карьеры нашего «парашютиста» это можно расценить как понижение. В нынешней Карелии живет всего 600 тысяч человек, бюджет почти в два раза меньше бурятского, а улицы, где снимался фильм «Облако-рай», в отличие от улан-удэнских, мало чем изменились, о чем уже сообщили вездесущие журналисты. Собственно говоря, и в самой Бурятии чиновничий путь Александра Чепика складывался совсем не так гладко, как может показаться на первый взгляд.

Александр Чепик и   Даба Чирипов

Назначенного в правительство Бурятии на пост зампреда по экономическому развитию в декабре 2007 года Александра Чепика представили депутатам Народного Хурала как знатока сельского хозяйства (с отличием окончил сельскохозяйственную академию по специальности «бухгалтерский учет и аудит»), практика в промышленной сфере (с 2005 по 2007 годы — директор по стратегическому развитию УК «Промышленно-металлургический холдинг»), а также человека, «имеющего контакты в различных органах госвласти». Поскольку Бурятия на тот момент все еще воспринималась как аграрная республика, в полномочия зампреда Чепика был отдан, помимо минпрома, минстроя и минтранса, — минсельхоз. Специально для выезда на поля и фермы Александр Чепик приобрел костюм цвета хаки и принялся за работу.

Он действительно ездил на поля и подходил близко к коровам. Из самых известных сельскохозяйственных стараний нового зампреда запомнились скандал с «Ралик» и уголовные дела бывшего министра сельского хозяйства Александра Манзанова. Хотя формально никакого отношения к этим злоключениям Чепик не имел, тем не менее в 2015 году Вячеслав Наговицын заявляет о реформах в системе органов исполнительной власти и выводит из-под Чепика все сельское хозяйство, с которым было связано столько надежд и без которого Александру Чепику, прямо скажем, делать в правительстве было нечего.

Вопреки повсеместным разговорам об эффективности использования бюджетных средств и тому подобных вещей, тогдашний глава республики учреждает для себя еще одного, седьмого зама по агропрому и развитию сельских территорий. Этим замом стал бывший глава Курумканского района, он же министр сельского хозяйства Даба-Жалсан Чирипов.

Во-первых, варягу Чепику фактически открыто глава противопоставил сугубо местную кандидатуру, прибывшую из сельскохозяйственного района, где 70 процентов населения составляют буряты. Во-вторых, сельское хозяйство у Чепика отобрали, несмотря на то, что он к тому времени защитил кандидатскую диссертацию по экономике, связанную как раз с сельскими муниципалитетами.

Отставка Чепика началась еще в 2015 году

Пикантность ситуации заключается в том, что, согласно созданной конструкции, Чирипов, перейдя на новую работу, сохранил за собой и старую, что в истории Бурятии вообще-то уже было и закончилось не самым лучшим образом. Смысл конструкции «министр-зампред» заключается в том, что руки министра тратят деньги, а зампред смотрит за руками министра. Совместить этих двух людей нельзя, так как контролировать самого себя невозможно по определению.

Двадцать лет назад Леонид Потапов убедился в этом в полной мере, когда в 1996 году назначил 36-летнего Бато Семенова одновременно и министром сельского хозяйства, и зампредом правительства по аграрным делам. Не прошло и двух лет, как первый президент Бурятии вынужден был указать Бато Семенову на дверь, признавшись где-то, что это была его самая большая кадровая ошибка.

Но если во времена Потапова в Бурятии было 2 миллиона овец, сотни га пахотных земель, десятки крупнейших колхозов и совхозов, то сегодня говорить об особом статусе агропромышленного комплекса в республике как-то не приходится, потому как сельского хозяйства у нас не осталось. Эта ли простая мысль повлияла на реформирование системы управления в Бурятии или открытое недовольство «засилием» варягов, только в 2015 году из полномочий зампреда по экономическому развитию Наговицын вывел не только сельское хозяйство, но и координацию борьбы с лесными пожарами, передав их другому зампреду — по инфраструктуре.

— Агентство лесного хозяйства подчинялось Чепику. При нем была создана комиссия по тушению пожаров в обычном режиме, когда в республике не действует режим ЧС. Но когда ЧС объявляют, вся «власть» переходит к Зубареву, поскольку он является председателем комиссии по ЧС. Две комиссии начали выяснять, кто главнее, и поэтому одну из них я ликвидировал, а потом вообще передал агентство лесного хозяйства Зубареву, — объяснял тогда свое решение глава республики так, что иные головы предположили, что дни Чепика в Бурятии сочтены.

Сотворив такое с Чепиком и следуя дальше своей логике, Вячеслав Наговицын должен был отправить Чепика куда подальше, как сделал бы на его месте Потапов, но ничего такого не произошло, и начатая реформа потеряла всякий смысл.

Чепик и Карелия: когда важно хорошо уйти

Тот факт, что место первого зама в правительстве национальной Республики Карелия для Александра Чепика не состоялось, говорит о том, что с этим назначением, по всей видимости, могли возникнуть проблемы.

Если знать, что первого зама Карелии, как и Бурятии, утверждает местный парламент, и взглянуть на членов уже работающего правительства Карелии с фамилиями Ирина Ахокас (финансы), Евгений Жирнель (минэкономразвития и промышленности), Ерванд Хидишян (здравоохранение), Алексей Лесонен (культура) и другие, то за догадками далеко ходить не приходится. Указом нового врио Карелии Александр Чепик был назначен на должность зампреда по вопросам стратегического развития, созданной буквально под него точно так же, как когда-то в правительстве Бурятии под прибывшего политтехнолога Андрея Полосина была создана должность зама.

Возможно, через какое-то время в правительстве Карелии станет на одного карела больше и у этого карела будет фамилия Чепик. Возможно, должность нового зама по стратегическому развитию, не имеющего пока в подчинении ни одного министерства и ведомства, скоро исчезнет так же, как и появилась. В то время как одни республиканские СМИ пишут о том, что «в Карелии появился стратег», другие выражают сомнение в эффективности новой фигуры, в данном случае для Александра Чепика важно только то, что из Бурятии он ушел хорошо — без скандала, разоблачений и уголовных дел. Судя по всему, пока уголовных дел в отношении команды Вячеслава Наговицына у нас не будет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 8 марта 2017

Заголовок в газете: Облако – рай

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру