В Баргузинском районе Бурятии будут выращивать страусов и индюшек

За что мужчина не возьмется, все в дело идет

Страусиная ферма, индюшки, кони и крупный рогатый скот – так выглядит будущее хозяйство Николая Маргасова, прозванного за свои планы «макарининским барином».

За что мужчина не возьмется, все в дело идет
С такими перьями и сибирские морозы не страшны. Фото: vk.com/zabstraus

Заимка, выстроенная с Евдокимычем по старинке, да 24 огороженных забором гектара земли. В мыслях — обеспечить всю республику экологической индюшкой не хуже американской, страусиными яйцами как в Австралии, и рабочими местами всех своих нуждающихся земляков. О наполеоновских планах фермера из Баргузинского района Бурятии узнавал корреспондент «МК».

Никто, кроме нас

Особой расположенности к фермерству у Николая вроде бы не было. Он вообще из органов. После армии ушел в полицию, прослужил там 20 лет, затем были место начальника военной базы, служба в спецназе ГРУ снайпер-разведчиком. Хотя, по словам нашего героя, заканчивал он Иволгинский техникум по специальности «механик сельскохозяйственных машин» и дело как бы шло к полям, а не к окопам. Сейчас Николай на пенсии, времени много, отчего бы и не заняться фермерством.

— Я ведь все свое детство провел в селе Макаринино Баргузинского района. У меня бабушка там жила, Татьяна Ивановна. Всю жизнь в колхозе проработала, в клубах пела, эстрадная артистка местного значения, тогда у каждой организации свой коллектив был. Мы с братом на каждые праздники приезжали, наверное, с тех пор я и люблю старые песни. В те годы в селе жизнь кипела. А сейчас наши села да деревни стареют вместе со своими жителями. Вся молодежь в город перебирается, потому как работы нет. А откуда она возьмется, когда все стоит? Они же не будут жить на бабушкину пенсию. Единственная работа у нас это пилорамы, а лес закончится, куда молодежь пойдет? Это вообще сложный вопрос, крестьянские хозяйства должны возрождаться. Деревня должна город кормить — это закон природы. Мы должны питаться не из-за бугра американской курицей, а своей.

Николай Маргасов.

25 килограммов живого веса

О своей будущей ферме Николай Маргасов, глава крестьянско-фермерского хозяйства, говорит с большим увлечением и жестами показывает, какими станут его подопечные индюшки через пять месяцев. По словам заводчика, не менее 25 килограммов живого веса.

— У меня сейчас инкубатор стоит на 100 яиц, вот-вот должны вылупиться. Я по первости посмотрю, как дело пойдет, если хорошо, то еще одну машину возьму, но уже на 200 мест. Вот смотри, 29 дней яйца находятся в инкубаторе. После вылупления за ними неделю надо ухаживать как за младенцами. Кормить, поить, чуть ли не над каждым птенцом стоять. Для них это самый важный период, выживают сильнейшие. А потом через 4 месяца при правильном уходе они до 25 килограммов вырастают, лучший возраст на забой. Мясо вкусное, нежное — это порода такая «Хайнц Бриц». Можно, конечно, и до 40 продержать, но уже качество ниже будет.

Александр Конев ( слева) и первые рабочие фермы.
Заимка выполнена в старинном стиле.

Кроме индюшек главными претендентами на всеобщее внимание сельчан станут макарининские страусы. Как рассказал Николай, эту идею он перенял у читинского фермера: «В Читу мы тогда с супругой к другу ездили отдохнуть. Вот Константин нам и предложил: «Не хотите на страусов посмотреть?». Я удивился сильно, откуда у нас в Сибири страусы, холодно же. А оказалось, что это целая ферма, «Страусы Забайкалья» называется. И что меня поразило, так это услуги, которые там предоставляют — не только на самих страусов посмотреть, но и блюда из них попробовать. Вот тогда-то я и загорелся этой идеей, ведь в одних климатических условиях живем, отчего бы и у нас в Бурятии такую ферму не открыть». К слову, именно с этой фермы должны в этом месяце прийти 10 страусиных яиц для вывода птенцов.

Фото: vk.com/zabstraus
Яйцо страуса заменяет 60 куринных яиц.

К новому делу Николай подходит основательно. Читает литературу, смотрит видеоролики других фермеров в Интернете, перенимает опыт. В феврале окончил курсы крестьянских фермерских хозяйств. «Курсы хоть и короткие, всего 36 часов, но знания там дают, как дело открыть, как получать урожай и как его продать, все в этом духе», — говорит фермер. Все финансовые расчеты помогает делать жена Екатерина, она по профессии бухгалтер, предварительные подсчеты обнадеживают, если птица приживется, дело пойдет.

— Страуса брать резон есть, — говорит Николай. — Он хоть и дорогой, 250 тысяч рублей один птенец, но себя окупает. Во-первых, это вкуснейшее мясо и чем-то на телятину похоже, а стоит более 1500 рублей за килограмм, весит взрослая особь порядка 150 килограммов. Во-вторых, яйца. Одно страусиное заменяет 60 куриных и весит от 2 кг. Ну и, наконец, — птица сама по себе красивая. Буду туристов водить. Конечно, сейчас есть риск, что все, кого заказали, окажутся мальчиками, но буду надеяться на лучшее. А взрослых перевозить невыгодно. Тут машина специальная нужна, чтобы птицу в подвешенном состоянии везти, они же на месте не сидят, задавят друг друга в дороге.

До страусиной фермы Николай планировал заниматься КРС, лошадьми да баранами. Но только не сложилось. Местность в Макаринино заболоченная, с покосами проблемы. Не фермерство, а русская рулетка. Прежде на этих землях колхоз стоял с необычным названием «Путь Ленина». Мужики сеяли рожь, ловили рыбу в реке Баргузин, заготавливали лес, охотились. Прадед Николая Гаврил был в свое время кулаком. Пришло время, все поголовье лошадей в колхоз отдал, так сказать, на общие нужды. Возможно, эта самая хозяйственная жилка и передалась макарининскому барину.

Землю крестьянам

За грантами и субсидиями Маргасов ни к кому не обращался, все тянет на себе. Где-то друзья помогают, тоже фермеры, но уже из далекого Ростова. Где-то глава Баргузинского района Алексей Балуев поддержит. «Если бы не глава, то я, наверное, еще целый год провозился с оформлением земли», — говорит фермер.

У фермера четверо работников, проходят испытательный срок. Зарплаты пока нет, все на добровольных началах.

— Сейчас они со мной на чистом энтузиазме работают. После того как цыплята вылупятся, мне рук не хватит за всем уследить.

Есть у Николая свой животновод Александр Конев, он же и есть тот самый Евдокимыч. При советах Конев работал в Оргодинском колхозе, и как все после перестройки любимую работу потерял. Долгое время мечтал возродить производство, да все не получалось к делу перейти, и годы уже не те — 60 стукнуло! А сейчас на ферме получил должность управляющего. «Мы с Александром, когда два года назад сговаривались, он сам хотел хозяйство открывать. Я говорю: давай вместе, я буду строить, а ты над всем шефство возьмешь. А дед строить может по старинке, в «лапу», это такой способ бревна меж собой скреплять. Вот заимку с ним и сложили. В день по одному бревну».

Маргасов и в самом деле то ли барин из истории, то ли князь из сказки. До чего дотянется, за то и берется. Сосны на погорелых участках высаживает, рыб в речке прикармливает, пирс строит, чтобы будущих туристов по речке катать и красоту здешних мест показывать…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №19 от 3 мая 2017

Заголовок в газете: Макарининский барин

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру