Несмотря на все заверения, обещанную аккредитацию этого направления вуз до сего дня получить так и не смог. Чтобы представить масштаб произошедшей катастрофы, достаточно сказать, что студенты экономического направления составляли не просто большую часть всего контингента обу-чающихся в вузе, но и основной источник внебюджетных средств.
Практически все места экономического направления в вузе были коммерческими, как очного, так и заочного характера, в рамках ускоренных курсов и каких-то иных форм подготовки. Если, по некоторым данным, в прошлом году к выпуску на экономическом факультете готовились около 1000 студентов, каждый из которых в год оплачивал в среднем по 30 тысяч рублей, то нетрудно подсчитать, о каких потерях в целом может идти речь.
Миллионы на ветер
Как можно было понять из публикаций, еще в октябре 2015 года Рособрнадзор России предупредил вуз о выявленных нарушениях, которые по нормам должны были быть устранены в течение месяца со дня оглашения результатов. Вместо положенного месяца надзорный орган не принимал решения о продлении, приостановлении или лишении аккредитации в течение 8 месяцев (!), очевидно, надеясь на адекватные меры со стороны руководства. Неизвестно, принимались ли эти меры, поскольку весть о том, что вуз не получил аккредитацию по направлениям «Экономика», «Менеджмент», «Государственное муниципальное управление», «Бизнес-информатика», то есть выдать дипломы государственного образца по всем этим направлениям не получится, студентам сообщили буквально за несколько дней до сдачи государственных экзаменов.
Справедливости ради скажем, что для 200 выпускников-экономистов руководству вполне оперативно удалось организовать сдачу ГЭКов на базе БГУ, там, где аккредитация на экономическое направление имела место быть. Еще около 300 студентов отправились сдавать ГЭКи в Иркутский аграрный институт, что также вызвало немало сложностей, выразившихся в том, что соседям пришлось заказывать дополнительные бланки дипломов, решать вопросы с нагрузкой преподавателей. Кто-то из студентов отправился сдавать экзамены в вузы Красноярска и Оренбурга, и им также потребовалось оплатить дорогу. Само собой, что педагоги из других вузов не ринулись организовывать экзамены для «чужих» студентов только потому, что изо всех сил захотели помочь коллегам из Бурятии. За выдачу дипломов государственного образца на «чужой территории» БГСХА, по некоторым данным, пришлось заплатить примерно 5-6 миллионов рублей, которые подорвали и без того неважную экономическую ситуацию в вузе.
Третья волна сокращений
Трагизм ситуации заключается еще и в том, что известие об отсутствии аккредитации по экономическому направлению автоматом вызвало панические разговоры в сельских районах республики, откуда традиционно и поступала сюда основная часть абитуриентов. Пошли даже слухи о закрытии вуза. К процессу как нельзя «вовремя» подключились иркутяне с идеей сделать из БГСХА филиал Иркутского аграрного университета. Местные власти в очередной раз запустили разговоры об объединении вузов и присоединении сельхозакадемии к ВСГУТУ.
В то время, как на страничке экономического факультета БГСХА руководство приглашает абитуриентов получить качественное образование на первом экономическом факультете в Восточной Сибири, факультете, когда-то давшем мощный фундамент экономическому образованию всего региона, массовый отток студентов из стен старейшего вуза продолжается. В течение всего учебного года забирали документы в основном те, кто обучался на 2 и 3 курсах экономического направления, неоднократно заходил в деканат, но так и не смог добиться ответа на вопрос, что с ними будет. Доподлинно неизвестно, насколько все это сократило потоки абитуриентов, а вот как сократилось за последний год бюджетное финансирование, «идущее за студентом», почувствовал на себе в академии уже всякий.
Ввиду урезания учебной нагрузки полным ходом идут реорганизация кафедр, сокращение зарплат, профессорско-преподавательского состава и вспомогательного персонала академии. Говорят, академия переживает уже третью волну сокращений, разворачивающуюся на фоне уголовных дел, судов и скандалов, связанных с безуспешными попытками выбрать в коллективе ректора. Все это удивительнейшим образом сочетается с тем, что еще совсем недавно именно сельхозакадемия оказалась единственным вузом Бурятии, попавшим в так называемый рейтинг эффективности вузов.