Независимый характер веры Бахаи, не являющейся направлением или сектой любой другой религии, признан правительствами государств, а Организация Объединенных Наций присвоила мировому сообществу Бахаи высокое звание «Посол мира».
Бахаулла учит, что Бог един, а все религии — выражение «неизменной веры в Бога, вечной в прошлом, вечной в грядущем». Его видение человечества, как единого народа, и Земли, как общей родины, становится сегодня центром надежды всех людей. Обращение, которое он адресовал политическим лидерам своего времени, не было воспринято ими. Ясность, с которой Бахаулла предвидел неизбежный коллапс морального и социального порядка, потрясает. Происходящее в мире сегодня показывает, что принятие объединяющего всех взгляда на суть человека и общества становится насущной необходимостью. Без глубокого осознания направления хода человеческой истории невозможно устроить жизнь народов и отдельного человека таким образом, чтобы это было справедливо и притягательно для каждого. Подобное видение раскрывается в писаниях Бахауллы, божественного посланника девятнадцатого столетия, чье растущее влияние — самое значительное событие современной религиозной истории.
Жизнь Бахауллы
Бахаулла родился 12 ноября 1817 года в Тегеране, столице Персии. С детства он обнаруживал необыкновенные способности, и его поведение убеждало родителей в том, что его ждет великое будущее. Отец Бахауллы был известным министром при дворе шаха, а его сын уже к 14 годам был известен при дворе своей мудростью и ученостью. Бахаулле было 22 года, когда умер его отец, и правительство предложило ему тот же самый высокий пост. Но Бахаулла отказался и оставил двор. Он помогал угнетенным, больным, бедным и вскоре стал известным защитником справедливости.
В возрасте 27 лет через особого гонца Бахаулла получил некоторые из писаний Баба, где говорилось о близости дня Божиего, дня, когда новый явитель Бога принесет мир, единство и справедливость, так долго ожидаемые человечеством. Бахаулла немедленно стал одним из наиболее деятельных последователей Баба. Правительство и духовенство Персии со страшной жестокостью начали преследовать сторонников Баба. Несмотря на свое знатное происхождение, Бахаулла также не избежал гонений. Он был брошен в мрачную темницу под названием «Черная яма». Испытывая величайшие страдания, Бахаулла провел здесь четыре страшных месяца. Но именно в этом подземелье божественный дух открыл ему, что он и есть ожидаемый всеми явитель Бога.
После четырех месяцев, проведенных в «Черной яме», Бахаулла был лишен всей собственности и вместе с семьей выслан из страны. Зимой, в лютый мороз, они двигались через горы к Багдаду, в те времена относящемуся к Оттоманской империи. Нельзя описать словами страдания, которые претерпели они, преодолевая сотни километров по снегу и обледенелой земле.
Слава Бахауллы вскоре распространилась на весь Багдад, а затем и другие города империи. Все больше и больше людей приходили к дому сосланного узника, чтобы получить его благословения. Но оказались и такие, кто завидовал его славе. Среди них был сводный брат Бахауллы, выступивший против и надеявшийся, что его признают лидером. Заговор сводного брата разъединил верующих, тем самым сильно опечалив Бахауллу. Однажды ночью, не сказав никому ни слова, Бахаулла покинул дом и удалился в горы Курдистана. Там он вел уединенную жизнь, проводя время в молитве и размышлениях. Он жил в маленькой пещере и питался самой простой пищей. Никто не знал о его происхождении, но постепенно люди этой местности стали говорить о безымянном великом святом, которому дано знание от Бога. Когда весть об этом дошла до семьи Бахауллы, родные сразу распознали, о ком идет речь, и послали ему письма с горячей просьбой вернуться. Бахаулла внял мольбам и положил конец периоду разлуки, длившейся два года.
По возвращении в Багдад Бахаулла, несмотря на то, что еще не объявил о своем великом положении, силой и мудростью слов начал завоевывать преданность все большего числа людей из всех слоев общества. Однако духовенство и снедаемый завистью брат Бахауллы не могли смириться с тем огромным влиянием, которое оказывал Бахаулла. Они жаловались властям до тех пор, пока правительство Персии не договорилось с властями Оттоманской империи о том, чтобы Бахауллу перевели в город Константинополь.
Апрель 1863 года стал месяцем глубокой печали для населения Багдада. Тот, Кого они так сильно полюбили, покидал город. Однако их печаль была развеена, так как Бахаулла открыто провозгласил, что Он — ожидаемый всеми религиями прошлого Явитель Бога, Тот, Чей приход предвещал Баб. Печаль сменилась безграничной радостью, а эти дни в конце апреля и начале мая, предшествовавшие отъезду, теперь отмечаются бахаи во всем мире как Праздник Ризван, годовщина провозглашения Бахауллой Его Миссии.
Константинополь был столицей Оттоманской империи. И здесь мудрость и личное обаяние Бахауллы стали привлекать к нему все больше и больше людей. И вновь духовенство убедило власти выслать его в другой город — в Адрианополь. В Адрианополе Бахаулла написал послания королям и правителям мира, призывая их оставить стезю деспотизма и служить благоденствию своих народов. В это время его враги задумали самое мучительное наказание — Бахауллу и его семью решили сослать в город Акка, который в то время был самой ужасной тюрьмой во всей империи.
Трудно передать многочисленные невзгоды, которые испытал Бахаулла в Акке. Сначала он был помещен в одиночную камеру, и к нему не допускали даже его детей. Бахаулла был лишен всех удобств. Но постепенно условия заключения менялись. Жители и власти Акки убедились в невиновности узников-бахаи. И вновь людей стала привлекать мудрость и любовь этой выдающейся личности. Через несколько лет двери города-тюрьмы раскрылись перед Бахауллой и его последователями, и им было позволено жить в относительно комфортных условиях — в доме, который теперь известен как усадьба в Бахджи. В этом доме в мае 1892 года Бахаулла ушел из жизни, находясь на вершине своего могущества и славы.
Востоковед Эдвард Браун — один из немногих европейцев, удостоившихся чести оказаться в присутствии Бахауллы, и единственный, оставивший письменное свидетельство о встрече. Вот что записал Браун:
«В углу, где стоял придвинутый к стене диван, восседал удивительный почтенный человек. Лицо того, кто предстал моему взору, я никогда не смогу забыть, хотя и не в силах дать ему описание. Эти проницательные глаза, казалось, читали саму душу; силой и властью сияло высокое чело его… Мне уже не нужно было спрашивать, в чьем присутствии я нахожусь, когда я склонился перед тем, кто был средоточием такой любви и преклонения, которым могли бы позавидовать короли и о которых напрасно вздыхают императоры. Мягкий, исполненный достоинства голос пригласил меня сесть и вслед за тем продолжил: «Хвала Богу, что ты прибыл! Ты пришел посетить узника и изгнанника… Мы не желаем иного, кроме как благоденствия миру и счастья народам, и все же выдают нас за подстрекателя вражды и возмутителя умов, достойного цепей и изгнания... Но что за вред в том, чтобы все нации объединились в одной вере и сыны человеческие стали как братья; чтобы узы приязни и единения могли укрепиться; в том, чтобы религиозные различия исчезли и расовая разобщенность прекратилась?.. И все же этому назначено быть, бесплодные раздоры и разрушительные войны канут в прошлое и настанет величайший мир…».
Вера Бахаи и Россия
Россия — одна из стран, сыгравших выдающуюся роль в истории веры Бахаи. В 1889 году российский суд впервые признал независимый характер веры Бахаи как самостоятельной религии и выступил на защиту ее последователей. Ранее, когда преследования коснулись Бахауллы, российский представитель в Персии князь Долгоруков предложил Бахаулле и его семье убежище в России, от которого он отказался. После решения властей выслать Бахауллу из страны Долгоруков выделил сопровождение для обеспечения безопасности ссыльных по пути их следования из Тегерана в Багдад. Российские власти и интеллигенция пристально следили за развитием нового откровения, известные писатели упоминали в своих произведениях стандарты бахаи как пример для подражания, а Лев Толстой, состоявший в переписке с выдающимися бахаи и высоко оценивший значимость и высокую нравственность нового учения, сказал: «Мир занят поисками выхода, но ключ к решению всех проблем на земле находится в руках персидского узника Бахауллы».
В начале ХХ века в г. Ашхабад, находящемся в то время под юрисдикцией России, был возведен первый храм бахаи по проекту русского архитектора Волкова. Это стало одним из ярких и значительных достижений первого века истории Бахаи. После 1917 года бахаи сначала были ограничены в своей деятельности, а к 1938 году все общины в России были практически уничтожены. Этот мрачный период продолжался до 1990-х годов, когда у бахаи вновь появилась возможность делиться с согражданами радостной вестью о долгожданном Откровении, а также возродить административные институты Веры.
Сейчас в России насчитывается около 35 общин бахаи, верующие происходят из разных слоев общества, принадлежат к разным национальностям и имеют различное религиозное прошлое. Бахаи верят, что духовный и материальный прогресс России неизбежен, принимая во внимание опыт прошлого, основанный на поиске истины, стремлении к справедливости и высоким идеалам. «Бог определил для России такую роль, с которой ничто не может сравниться», — утверждает Бахаулла.
Узнать больше о вере Бахаи вы можете на официальном сайте bahai.ru.
Контакты в г. Улан-Удэ: WhatsApp и тел.: +7 983 4282893.