В Бурятии возрождается брейк-культура и набирает в свои ряды новых сторонников

Десять заповедей для поколения «Би-Бой»

25 октября 2017 в 05:38, просмотров: 829

Мало кто из тех молодых людей, кому сейчас за 25, знает, что популярный в нулевые годы брейк-данс танцевали еще на заре 90-х. К нам в страну эта часть хип-хоп культуры пришла вместе с джинсами, жвачкой, модой на Америку и Горбачевым.

В Бурятии возрождается брейк-культура и набирает в свои ряды новых сторонников
Эдуард Пунцуков. Фото: Андрей Бурмакин.

На протяжении 30 лет брейк-данс и поколение «Би-бой» прочно укрепились в культурной жизни Москвы. До регионов доходил лишь отголосок бешеной популярности, но и этого хватало, чтобы молодые парни и девушки сходили с ума.

Но со временем, несмотря на популярность, о би-боях стали забывать. Местные чемпионаты проводились все реже, участников становилось меньше, спортивные площадки заняли футболисты и турникмены. Брейком жили только Запад и Москва. Кардинальным образом ситуация изменилась в июле 2017 года, когда Россия признала танец официальным видом спорта, а незадолго до этого мировое сообщество включило брейк-данс в программу юношеских Олимпийских игр 2018 года в Буэнос-Айресе.

Развит ли новый спорт в Бурятии и что собой представляют школы брейк-данса, разбирался корреспондент «МК» в Бурятии».

Цивильность

В советском фильме «Курьер» 1986 года культура молодых би-боев, а именно так называют себя сами танцоры, была показана очень наглядно. Московская молодежь собиралась по вечерам на спортивных коробках, притаскивала с собой листы двп, чтобы было легче скользить, включала магнитофоны и устраивала джем-тусовку. Говоря современным языком — батл. Бурятский брейк 2000-х мало чем отличался от того, что было показано в фильме. Тот же азарт, тот же упертый характер и желание как можно ярче выделиться новым трюком.

Теплое помещение фитнес-клуба, на полу не доски, выкрашенные на 100 рядов синей эмалью, и не листы двп, а гладкий, без единого зазора ламинат. У каждого с собой бутылка воды и шапка, чтобы крутиться на голове. Не то, чтобы они были дефицитными в мою юность, но всегда выходило так, что кому-то ты обязательно одалживал свою или просил у товарищей. Но самое главное, у детей есть тренер. Сначала разминка, потом базовые движения, закрепление и демонстрация домашней работы над собой. Просто загляденье.

По личному опыту могу сказать, что с 5 класса, а это 2004 год, брейк был в сердцах многих хулиганов. Даже гопники относились к нам с уважением, в отличие от шедших с нами в ногу эмо и готов. Мы оставались после уроков в школе, убеждали учителя физкультуры пустить нас в зал и отрабатывали трюки, которые увидели по телевизору. Нашей молитвой был трек Bomfunk MC’s — Freestyler. Под него танцевали все. Поэтому когда я увидел, как занимаются брейком сейчас, в сердце надолго поселилась зависть.

Лихая юность

— Выводи правую ногу! Прикрутка левой. Теперь смотри внимательно. Руку ставишь так, чтобы переложить на нее весь свой вес и резко делаешь поворот, — объясняет своим семилетним ученикам тренер Эдуард Пунцуков.

Можно подумать о сеансе по йоге или просто фитнесе, если бы не тот факт, что в перерывах между упражнениями Эдуард танцует брейк-данс. В прошлом — он участник команды «DESPERADOS» и брейк это его жизнь.

— Занимался с 2001 года, — начинает свой рассказ Эдуард. — Тогда еще по телевизору шла программа «До 16 и старше», вот из нее и получал свои первые уроки, там была такая рубрика — «Школа брейк-данса». Спустя несколько месяцев ко мне прибегает мой друг и говорит: «Эд, у нас школа брейка открылась! Я записался, давай со мной!».

Фото: Эдуард Пунцуков.

Фото: Эдуард Пунцуков.

Фото: Эдуард Пунцуков.

По словам Эдуарда, это была не совсем школа. Занимались самостоятельно, тренеров не было. Все на личном опыте с шишками, ссадинами и переломами. Новые движения изучали по видеокассетам с записями мировых чемпионатов, такая кассета в прямом смысле ходила по рукам, и каждый делал себе копии. В конце 90-х — начале 2000-х годов самая популярная команда би-боев носила название «Пляшущие человечки», с которой и начал заниматься Эдуард. Они соревновались с такими же самоучками из районов и городскими командами. Потом уже начали приезжать брейкеры из других городов Сибирского округа. В летнее время команда стала выходить на улицы города и устраивать настоящее шоу, тем самым привлекая молодежь к этой культуре.

— Когда в филармонии проводились первые «хип-хоп»-пати, я был еще новичком, — рассказывает тренер. — Сейчас уже не вспомню год, но три раза подряд тусовка точно организовывалась. В 2006-м, поднабравшись опыта, я и друзья создали собственную команду и назвались «DESPERADOS». Нам казалось это очень брутально.

Подающая надежды команда би-боев первые свои шаги сделала на сцене академии культуры в рамках конкурса талантов «Студенческая весна». Эдуард вспоминает об этом не только с улыбкой, но и с сожалением. После победы на городском конкурсе команда должна была отправиться в Волгоград, где собирались все творческие коллективы университетов. Но их не пустили.

— Тогда среди всех номеров академии наш признали лучшим, но руководство вуза решило отказаться от участия во всероссийском конкурсе. На следующий год произошло примерно то же самое. Мы даже готовы были ехать за свой счет, но снова получили отрицательный ответ.

Эдуард уверен, сейчас некогда популярный танец находится в андеграундном состоянии, ушел в подполье и едва дает о себе знать. Именно по этим причинам он и организовал собственную школу и занялся тренерской деятельностью.

Новое поколение

Идея о собственной школе вынашивалась Эдуардом три года. Чтобы заняться любимым делом, молодому тренеру пришлось уйти с работы. Должность продавца в автосалоне — не самое лучшее место в период кризиса.

— Первая мысль была сотрудничать со школами,— рассказывает он. — В 70% учреждений, куда я обращался, у меня спрашивали документы о профильном образовании или являюсь ли я юрлицом. Чего на тот момент у меня не было. Кто-то ссылался на то, что все залы уже заняты под другие секции. 18-я школа была первой, где мне повезло.

За те три месяца, которые Эдуард проводил занятия в школе, на брейк записались только семь учеников. Занимались, как и 10 лет назад, на том самом синем досчатом полу. После очередного занятия тренер понял — нужно что-то менять. Спустя несколько дней школа переместилась в торговый центр «Пиплс парк», где учеников немного прибавилось.

— Все происходило очень вяло и медленно, — признается тренер. — Может быть, с другой стороны, я и сам не знаю, как нужно раскручивать себя. Хотя вот сейчас уже 4 места, где я постоянно провожу тренировки.

Большинству его учеников от 7 до 8 лет. Есть ребята, кому по 11 и 12 лет. А вот затащить на танцпол тех, кто постарше, задача невыполнимая, компьютерное рабство никто не отменял.

— Они хотят все и сразу, забывая про важность разминки, так же, как и я когда-то. Наверное, поэтому с дисциплиной у меня строго. Не хочу, чтобы детишки наступали на те же грабли. Сколько травм я мог не получить тогда, если бы уделял больше времени физической подготовке. По реакции детей заметно, что их самое любимое время на тренировке — это свободное время. 15 минут полной свободы и возможность делать все, что захочется, в рамках брейк-данса, конечно. Тут и попытки крутиться на голове, на руках, выполнить черепашку (прокрутка на спине), кто-то повторяет базовые упражнения.

В конце занятия традиционно устраивается джем. В профессиональной среде под «джемом» понимается более дружественное мероприятие, чем соревнование. Танцоры садятся в круг или встают вокруг танцпола и поочередно выходят в центр и показывают свои связки (навыки, набор движений). При этом никакой борьбы не происходит, би-бои и би-герлы просто развлекаются и получают удовольствие от танца.

На вопрос, с чем связан период застоя в брейк-дансе, Эдуард ответить затрудняется: «Дело за молодежью», — говорит тренер.

А между тем в сети уже давно существуют десять заповедей для поколения «Би-бой», которые каждый день выходят в круг.

  • Не спать!
  • Никогда не показывать весь свой «арсенал» движений.
  • Никогда не делать движения, которые еще не отточены.
  • Не использовать несколько «выходов» за один раз.
  • Никогда не повторять движения противника.
  • Меньше слов, больше сосредоточенности.
  • Батл выигрывает не движение, а мысль.
  • Если это батл — дай знать об этом, воздействуй на бессознательное!
  • Keep your eye on the prize! (Не держи взгляд у себя под ногами).
  • Умей принять свое поражение.



Партнеры