В 2018 году из магазинов окончательно должен исчезнуть один из символов гастрономического туризма Бурятии

К чему приведет запрет на вылов омуля

По данным Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства, критическая отметка, когда заветную рыбу можно будет приобрести легальным способом, намечена на конец февраля — начало марта следующего года.

К чему приведет запрет на вылов омуля

Однако, несмотря на запрет, есть категория граждан, кому все-таки разрешат промысел на «дефицитную» рыбу. О том, как переживается запрет и где можно будет раздобыть «омулька» в новом году — в нашем материале.

Крайняя мера

Первый исторический запрет на все виды добычи байкальского омуля был введен в Советском Союзе в 1970-х годах. Тогда, вспоминают ученые-экологи, никаких послаблений не было — ловили только ради науки. 

— Запрет продержался 12 лет, — рассказывает эколог Наталья Тумуреева. — Запрещалось ловить абсолютно всем. Рыбозаводы, государство, коренные малочисленные народы и простые рыбаки — все сидели без рыбы, и никто не жаловался. Сейчас же правительство идет на поблажку, что может негативно сказаться как на результатах запрета, так и на сроках восстановления естественной популяции.

После запрета к активной работе по восстановлению байкальского омуля подключились и специалисты Байкальского филиала ФГБУ Главрыбвод, которые заготовили более 120 миллионов икринок. И, по словам начальника филиала Леонида Михайлика, впервые за несколько лет — икру самой крупной на Байкале селенгинской популяции омуля, которая нерестится в верховьях реки.

— Мы поменяли место отлова производителей икры, — говорит Михайлик. — Если раньше отлов велся только выше по течению, то в этом мы спустились ниже. Была, конечно, опасность, что рыба находится не в той стадии репродуктивной зрелости, но все получилось, производители удачно отнерестились.

Надежды на то, что популяцию омуля удастся хотя бы стабилизировать в ближайшие годы, ученым прибавляет и тот факт, что этой осенью в Селенгу на нерест зашло около 550 тысяч особей, что почти в два раза больше прошлогодних показателей. Однако, несмотря на все меры по разведению омуля, главным противником байкальской рыбы были и до сих пор остаются браконьеры.

Полулегальный бизнес

Так как промышленный лов запрещен, единственным поставщиком омуля станут малочисленные народы и браконьеры. Но если для первых законом определены только два рыболовных участка (Северобайкальский и Баргузинский) и только для собственного потребления, то для вторых закон не писан. Промышлять они будут там, где захотят, поставляя свежемороженую рыбу на «черный рынок», который вполне может сформироваться как на торговых площадках в сети Интернет, так и методом распространения через перекупщиков. Уже сейчас можно найти вот такие объявления: «Изумительная и наисвежайшая рыбка холодного копчения! Продается только полной упаковкой (3 кг — примерно 17-19 шт. в зависимости от размера омуля). Цена 2400 рублей».

Как рассказал руководитель экологической организации БРО по Байкалу Сергей Шапхаев, вполне вероятно, что малочисленные народы воспользуются своими квотами совсем другим способом. «Самый простой для них вариант заработать на квотах — это продажа рыбоводческим бригадам, которые тем или иным способом промышляют на Байкале. Если взять общий объем квот на 2018 год, то получится около 150 тонн рыбы, однако подозреваю, что все эти квоты будут реализованы еще в первой половине года, а рыба продана торговым гигантам Бурятии», — отмечает Шапхаев.

По мнению эколога, поступать на официальный рынок рыба может и после электронных торгов, которые должны проводить сотрудники рыбоохраны в случае конфискации омуля у браконьеров.

По сообщениям Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства, уже создана рабочая группа из представителей ведомства и прокуратуры, которая займется периодическими проверками, что не очень обрадовало торговцев, работающих на нелегальных рынках. Именно таким местам и будет уделяться повышенное внимание. А еще сознательных граждан просят сообщать в компетентные органы, если они заметят точку продажи байкальского омуля.

Для тех, кто все же рискнет приторговывать «запретным плодом», грозит административная ответственность в виде штрафа от 2 до 4 тысяч рублей. Кроме этого за каждую добытую особь придется доплатить 250 рублей, а за рыбу с икрой и вовсе — по 500. Наказание грозит и тем, кто приобретет нелегальный омуль, как это произошло в Улан-Удэ на минувшей неделе. Здесь возбудили уголовное дело в отношении гражданки, купившей байкальский деликатес с рук. Запрещенный товар удалось обнаружить инспекторам ДПС, которые вечером, 12 декабря, остановили автомобиль под управлением 35-летней горожанки. В ходе проверки документов сотрудниками полиции в салоне автомобиля был замечен байкальский эндемик. При выяснении происхождения запретной рыбы выяснилось, что гражданка купила семь хвостов омуля у одного из продавцов в Железнодорожном районе Улан-Удэ.

Для себя

Несмотря на все запреты и меры предосторожности, власти разрешили любительский лов, но только со льда и только на бормашовую удочку. А вот норма улова для одного человека — не более 5 килограммов в сутки. Превышение будет считаться браконьерством. Однако со слов бывалых рыбаков поймать такой удочкой омуль крайне затруднительно. Особенно в Баргузинском районе.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 20 декабря 2017

Заголовок в газете: Запретный плод сладок

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру