Алексей Шевцов: «Дети невенчанных браков несут на себе грехи своих родителей»

Сколько раз можно венчаться в церкви и разрешено ли нырять в купель без креста

В канун Нового года в Москве прошел Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором по обыкновению церковные люди обсуждали складывающуюся практику и как к такой практике следует относиться. Один из таких вопросов, к примеру, касался того, сколько раз разрешается человеку венчаться.

Сколько раз можно венчаться в церкви и разрешено ли нырять в купель без креста
Иордань на реке Уде. 2017 год.

. Вопрос стал особенно злободневным после того, как Алла Пугачева повенчалась с Галкиным, что вызвало в соцсетях весьма бурные обсуждения. Сколько раз можно венчаться, вступать в брак, как быть с суррогатным материнством и прочими «новинками» жизни. Позволено ли без креста на шее нырять в прорубь? Есть ли это желание нашей церкви шагать в ногу со временем, или какие-то каноны на сей счет все же существуют, мы решили спросить у самих священников и прихожан.

Алексей Шевцов, священник:

— Венчание есть таинство освящения сложившегося брака, поэтому когда в церковь приходят люди, уже годами не живущие друг с другом, и просят их развенчать, я объясняю, что это невозможно. Если нет брака, значит, нечего и развенчивать. По поводу того, сколько раз православным дозволяется вступать в брак и венчаться, то, основываясь на принятом Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве 29 ноября — 2 декабря 2017 года документе под названием «О канонических аспектах церковного брака», получается, что разрешается венчаться до трех раз (к вопросу о Пугачевой). При этом церковь не одобряет «суррогатное материнство» как нравственно неоднозначное с православной точки зрения. Опять же важно понимать, что Собор — это не какой-то законодательный орган, а скорее дискуссионная площадка, на которой рассматриваются разные вопросы и вырабатываются некие единые практики, которые бы устраивали всех. В Бурятской и Улан-Удэнской метрополии работает специальная епархиальная комиссия по повторным бракам, которая рассматривает все такие случаи, и каждый такой случай индивидуален. На самом деле по вопросу венчания все зависит от священника, который должен удостовериться в искренности намерений мужчины и женщины, и взять на себя ответственность за их дальнейшую жизнь. Дело не в количестве венчаний. Священник может без всяких видимых причин отказать и в первом венчании людям, состоящим в первом браке, если не будет уверен в искренности их намерений. В случае с Пугачевой, видимо, священник был иного мнения, чем общество, и принял решение повенчать певицу.

Отец Евгений Седунов, председатель епархиальной комиссии по повторным бракам:

— Подобный вопрос мне недавно задали в группе «Батюшка онлайн». Дело в том, что дети в невенчанных браках несут на себе грехи своих родителей, и родители стали задумываться об этом. На вопрос я ответил, что каноны Русской Православной Церкви всегда стояли и стоят на пожизненной верности супругов, предписывают один брак и соответственно одно венчание. Насколько известно, для Пугачевой это уже пятый брак, второе венчание. Для творческих людей зачастую жизнь превращается в игру, когда самое святое и дорогое, не задумываясь о последствиях, они готовы сознательно выставлять напоказ.

Сам я состою в единственном браке, в моей семье воспитываются десять детей. Проповедуя всей жизнью своей семейные ценности, я просто не могу принять, когда в церковь приходят люди с желанием повенчать их второй, третий раз, хотя возглавляю епархиальную комиссию по повторным бракам. Однако комиссия эта имеет цель не «модернизировать» церковь, не привнести в нее послабления, как некоторые думают, а дать людям еще один шанс вернуться к вере. Вопреки расхожим представлениям, получить разрешение на венчание могут не все, кто угодно, а люди верующие, причащающиеся, исповедующиеся, наконец, пытающиеся молиться, доказавшие, что они достойны получить этот второй шанс. Бывает, что, рассматривая на комиссии такие заявления, мы предлагаем не венчание, а благословение для тех, кто намерен вступить в повторный брак, и пусть это не венчание, но тоже шаг навстречу тем, кто стремится жить в церкви.

Степан Лобозеров, писатель, прихожанин храма Иннокентия Иркутского (Прибайкальский район):

— Лично я за единственный брак. Вопрос, должна ли церковь идти в ногу со временем, весьма спорный. Западная церковь успешно движется по этому пути, пропагандируя толерантность, легализуя однополые браки и прочие новшества. С другой стороны, еще 100 лет назад, если один из супругов не давал другому развода или была другая весомая причина для этого (измены, невозможность иметь детей), брак не мог быть расторгнут. Когда отношения известного философа Василия Розанова с первой женой не сложились, церковь отказала ему в разводе. Розанов вынужден был незаконно жить с другой женщиной, там родились дети, и все эти обстоятельства легли в основу очень сложных отношений между философом и церковью.

Как миряне, мы не знаем, как венчалась Пугачева, но не столько на ней лежит ответственность за все эти дела, сколько на священнике. Не надо забывать, что церковь состоит из людей, которые не идеальны. Но разрушать церковь из-за священников, позволяющих себе венчать и в третий, и в четвертый раз - это все равно, что из-за вороватых чиновников ломать само государство.  

Петр Степанов, директор Русского драмтеатра, прихожанин Одигитриевского собора:

— Было время, когда церковь отрицала Интернет, соцсети, а сегодня сама успешно использует все эти новинки. Если Пугачеву венчали второй раз, значит, наверняка это с кем-то согласовывалось. Другой вопрос, что часто к исполнению православных обрядов, того же ныряния в прорубь на Крещение, возникают вопросы. Когда люди окунаются в воду без нательного креста, ныряют с шумом, визгом, не крестятся, мы понимаем, что это скорее от незнания. Один раз наблюдал картину, как окунувшийся в купель осенил себя католическим перекрестием. Конечно, в таких случаях надо, чтобы рядом стоял батюшка и благословлял, объяснял. Тем не менее с каждым годом на Рождество в Одигитриевский собор приходит все больше прихожан так, что там уже негде яблоку упасть. Если раньше частенько среди прихожан кто-то дышал и перегаром после новогодних гуляний, то сейчас это уже практически не встречается, а значит, что-то в нашем обществе на самом деле изменилось.

Елисей Елисеев, протоиерей Русской старообрядческой церкви:

— Начнем с того, что купание в проруби не является частью церковного праздничного правила. Это относится к це­рковным традициям, известным давно, но получившим наибольшее распространение в 20-21 вв.

Эта традиция подобна нар­одным гуляниям, что само по себе не есть плохо. До Петра I никогда не бы­ло в церковных прави­лах и церковной рожд­ественской елки. Рож­дество Христа проходило в Иерусалиме, где елок нет. Все это привне-с­ено, намешано, носит характер шоу с тем, чтобы привлечь вним­ание людей. 

А вот вырезать на Крещение полынью в виде креста считаю недопустимым или по окончании мероприятия крест нужно разрушать. Крест изображать на земле запрещают каноны церкви. Когда в купели купаются — уже вопрос, а потом по заме­рзшему крестом льду бегают собаки, люди попира­ют его ногами — это грех, провоцируемый самими священниками.

Что касается вторых венчан­ий, то у царя Ивана Грозного, к примеру, было три ве­нчания (четвертое церковь не признала). Таким образом в церкви установлено канонами, что их может быть три. Если Пугачева вен­чалась второй раз, то это вполне допусти­мо. Но отдано это на усмотрение церковного чиноначалия.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 17 января 2018

Заголовок в газете: Третье венчание

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру