В Бурятии социологи оценили уровень информационной доступности республиканских школ

Обследование показало недостаточную развитость информационно-коммуникационной технологии

Социологическая служба «Эйдос» подвела итоги независимой оценки качества деятельности общеобразовательных школ. О результатах этой оценки «МК» в Бурятии» беседует с директором этой старейшей научно-исследовательской организации доктором политических наук Цыцык Будаевой.

Обследование показало недостаточную развитость информационно-коммуникационной технологии

— Цыцык Батоевна, кто заинтересован в проведении независимой оценки качества деятельности общеобразовательных школ республики? И что именно подразумевается под «независимой оценкой»?

— Прежде всего в подобном исследовании заинтересовано государство, определяющее не только нормативы деятельности сферы образования, но и контролирующее результаты работы каждого учреждения. Отвечая на ваш второй вопрос, скажу, что независимая оценка качества деятельности общеобразовательных школ — это, по большому счету, общественный контроль путем выявления отклонений фактического состояния от нормативных (если есть нормативы) или же от общественно ожидаемых параметров.

— Почему именно ваша организация выполнила проект по контролю качества образовательной деятельности школ республики, а не государственные контролирующие органы?

— Безусловно, контрольная функция присуща всем органам государственной власти в пределах закрепленной за ними компетенции. Но в условиях гражданского общества государство в зависимости от характера контроля осуществление этой важной функции поручает и независимым организациям, таким, как «Социологическая служба «Эйдос». Поэтому ряд организаций приняли участие в конкурсе, предусматривающем проведение независимой оценки качества деятельности организаций общего образования. Конкурс был организован министерством образования и науки Республики Бурятия, и «Социологическая служба «Эйдос» выиграла этот конкурс.

— Подробнее расскажите, пожалуйста, об основных итогах работы.

— Актуальность своевременного и качественного замера деятельности образовательных учреждений во многом обусловлена настоятельностью выявления эффективности работы школы, индикаторами которой служат не только уровень знаний учеников, но и уровень удовлетворенности родителей взаимоотношением с педагогическим персоналом, прозрачность деятельности образовательных учреждений, обеспеченность материально-технической базой, медицинским обслуживанием, организацией школьного питания и так далее. Именно выявлению этих и других проблем была посвящена независимая оценка качества деятельности 397 школ республики. Список школ, подлежащих независимой оценке, был сформирован министерством образования и науки Бурятии.

Цыцык Будаева.

— По какой именно методике выполнялось исследование?

— По методике, разработанной министерством образования и науки Российской Федерации. Она предусматривает анализ состояния школьных сайтов, а также исследование уровня удовлетворенности родителей довольно широким кругом показателей. Подчеркну, что норматив опроса родителей тоже установлен министерством образования России и составляет 15% от числа учеников. Всего было опрошено 17683 родителя или законных представителя учеников обследуемых нами школ.

Невозможно в одной статье рассказать обо всех результатах работы, поэтому остановлюсь пока на одном аспекте. А именно   на анализе такого важного направления в реформе образования, как обеспечение открытости и доступности информации о деятельности школ Бурятии.

— То есть на школьных сайтах?

— Должна сказать, что приказом федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) утверждены основные требования к структуре официального сайта образовательной организации. В соответствии с этим приказом все образовательные учреждения должны разработать и использовать в своей деятельности сайт в сети «Интернет».

Однако обследование школьных сайтов показало недостаточную развитость информационно-коммуникационной технологии. По результатам проведенного нами анализа у 4,5% организаций не функционируют сайты из-за неуплаты, ремонта в школе и прочим причинам.

— Важно ведь не только иметь сайт, гораздо важнее его наполнять информацией, например, сведениями о деятельности учреждения образования.

— Да, конечно, полнота представления информации на сайте существенно отличается. На сайтах 18 школ отсутствует информация о структуре и органах ее управления, 10 школ не представили документы об организации, у 28 образовательных учреждений нет сведений о реализуемых ими образовательных программах, у 28 школ отсутствуют документы о порядке приема в образовательную организацию, обучении, отчислении, предоставлении платных образовательных услуг. Хуже всего на сайтах представлена информация о финансово-хозяйственной деятельности школ. Практически у каждой четвертой школы на сайте отсутствуют какие-либо документы о финансово-хозяйственной деятельности школы, или они устаревшие. У 14,4% школ нет абсолютно никакой информации о материально-техническом оснащении образовательного процесса. Это мы говорим только о тех школах, где сведения в соответствующих разделах абсолютно отсутствуют. Также большой проблемой является частичная наполненность разделов. Например, по требованиям в подразделе должно быть 10 документов, а по факту всего 5 и очень старых.

— Сайты каких школ менее информативны?

— Ожидаемо менее информативны сайты сельских школ с численностью учащихся до 100 человек. Так, 6,9% малокомплектных школ не представили информацию о структуре организации и органах ее управления. Подобные недочеты встречаются и по другим показателям. К примеру, 3,4% из них не разместили документы об организации. На сайтах 10,7% малокомплектных школ не представлены сведения о реализуемых образовательных программах. 27% малокомплектных школ не указали данные о финансово-хозяйственной деятельности организации. На сайте 19,5% малокомплектных школ отсутствуют сведения о материально-техническом оснащении образовательного процесса в организации. 10,1% малокомплектных школ не разместили данные о порядке приема в образовательную организацию, обучении, отчислении, предоставлении платных образовательных услуг. Названные и другие причины сдерживают формирование у населения привычки получения информации со школьных сайтов.

— Вы упомянули о родителях учеников. Каково их отношение к этой теме?

— Опрос показал, что примерно у каждого третьего опрошенного родителя или законного представителя учеников школ республики не сформированы навыки потребления информации, размещенной на сайте школы. Отсутствие навыков получения информации со школьных сайтов связано со многими причинами, в том числе с проблемой доступа к высокоскоростному Интернету. И эта проблема чаще всего встречается в отдаленных населенных пунктах, где иногда и электричество-то подается с перебоями, а доступ в Интернет если есть, то зачастую с помощью модема.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 31 января 2018

Заголовок в газете: Открытая школа

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру