Чиновники Бурятии делают крайним Путина, декабрьский снег и, конечно, народ

Весенний паводок обнажил истинное отношение администрации Улан-Удэ к нуждам горожан

Нынешняя весна обернулась для столицы Бурятии настоящим бедствием. Едва наступили плюсовые температуры, как огромные сугробы стали гигантскими лужами, по которым неуклюже бегут пешеходы и буквально «плывет» общественный транспорт.

Весенний паводок обнажил истинное отношение администрации Улан-Удэ к нуждам горожан
Вот такая дорога в элитном поселке. Фото: пресс-служба БРО ОНФ.

Но и «плавает» он далеко не везде. Автобусы и маршрутки зачастую обходят стороной один из пригородов Улан-Удэ, который считается престижным местом проживания. Здесь редко ступает и нога постороннего человека, и упорно не хватает многих объектов инфраструктуры. Виной всему — отсутствие автомобильной трассы с твердым покрытием, обещанной без малого два десятилетия назад, но не проложенной до сих пор.

Гонка с препятствиями

Вместе с членами БРО ОНФ корреспондент «МК» в Бурятии» отправился в многострадальный населенный пункт. Благодаря близлежащему лесочку дышится тут невероятно легко. А вот ездится чрезвычайно трудно из-за раскисшей дороги — настоящей мешанине воды, песка и глины. И это — не какая-то лесная тропинка, а один из официальных заездов в микрорайон Светлый.

Преодолевая рытвины, наш «микрик» то кренится на бок, то прыгает словно на терке (того и гляди, откусишь себе язык) и, наконец, взбирается на горку. Девушка с маленьким ребенком на руках, стоящая около частного дома, рассказывает: патовая ситуация наблюдается не последние недели, а круглый год.

— Подниматься и спускаться на своих двоих очень долго: конечная остановка — за 3-4 километра отсюда, — поясняет молодая женщина. — На другом заезде фактически нет трассы. Когда тает снег или идет дождь, и тут, и там все подтопляет и размывает. Машины вязнут, автобус №28 не ездит, бывало, и переворачивался. Даже такси тушуются. Грейдирование же и отсыпка дают временный эффект до очередного природного катаклизма. Постоянно обещают заасфальтировать, но никак не асфальтируют.

То же самое твердят и прочие местные жители, столпившиеся возле ТОСовского магазина в ожидании «фронтовиков» и журналистов. «Жизнь у нас — до выборов и после, сезоны — половодье, слякоть да гололед», — возмущается Татьяна Норбоева. Любимое занятие в эти «времена года» — вытаскивание соседских авто из промоин. «Чтобы сесть на маршрутку или школьный автобус, нужно пройти по первому спуску, попасть на автомобильную трассу и вернуться на ближайшую остановку», — вторит ее спутница. Лестниц на покатой горке нет, а потому люди, которые ходят по ней — преимущественно дети, старики и женщины — поскальзываются и падают, но поднимаются и идут дальше, нередко — с сумками и рюкзаками наперевес. Вот такие увлекательные квесты элитного поселка.

В последнее время из-за вечной распутицы обострились отношения между пассажирами и водителями. Первые ходят по убитой дороге, калеча ноги, вторые ездят, ломая стойки, подвески и амортизаторы. Лишь немногие делают остановку, если завидят пожилого человека или маленького ребенка. Объясняют: народ брать страшно — средство передвижения может просто-напросто «вынести» на полосу движения. Ранее два ПАЗика полегло в неравном бою с превратностями пути.

— У нас нет ни аптеки, ни амбулатории, ни детсада, — продолжает Норбоева. — Мы и не просим их. Будет дорога — сами доедем, куда нужно. Но средств на ее строительство, да чего уж там — на разработку проектно-сметной документации (а это порядка 3,5 млн рублей) в бюджете не имеется.

Плачу налоги, где дороги?

Как выяснилось, проблема уходит корнями в далекие девяностые. 20 лет назад для работников «Бурятэнерго» был построен поселок Светлый. Организация выдала сотрудникам землю, провела за свой счет электросети, водопровод и теплотрассы и проложила грунтовые дороги, по которым и передвигалось население.

А 17 лет назад потребовалась более прочная транспортная артерия. За столь внушительный период люди обошли все возможные инстанции. На 16-й год поселковая трасса, наконец, была включена в план асфальтирования по ходу городского транспорта. И теперь то выбрасывается из него, то возвращается обратно.

Собрание жителей поселка Светлый. Фото: пресс-служба БРО ОНФ.
Фото: пресс-служба БРО ОНФ.
Фото: пресс-служба БРО ОНФ.

— Мы обивали пороги администрации Улан-Удэ и правительства Бурятии, — рассказала председатель ТОС «Светлый» Любовь Захарова. — Но везде либо игнорировали просьбы, либо кормили «завтраками». Пришлось отправить обращение членам Бурятского регионального отделения ОНФ и написать жалобу главе Бурятии Алексею Цыденову, который передал ее заместителю комитета территориального развития Леониду Мотошкину. В сентябре 2017 года высокопоставленный чиновник провел собрание в микрорайоне и дал рекомендацию городу: за 2018-й непременно разработать ПСД для «светловской» дороги. «С тех пор минуло полгода, а воз и ныне там, — негодует наша собеседница. — 22 марта были у заместителя председателя правительства РБ по инфраструктуре Евгения Луковникова. Он сказал: «3,5 млн рублей — не такая неподъемная сумма. Надо изыскать!» и отдал соответствующее распоряжение мэрии, которая прочит нам светлое будущее. Как заверил заместитель начальника управления по развитию территорий и земельному контролю администрации Октябрьского района Максим Большаков, сейчас решается вопрос о выделении финансирования в этом году на оформление перечня необходимых документов для долгожданного проекта. «Свежо предание, да верится с трудом. Сколько можно врать и обнадеживать?» — твердят посельчане.

Положение осложняется тем, что за общественный транспорт развернулась нешуточная борьба. Автобусы появились в Светлом лишь в 2012 году усилиями здешней общественности. Целую пятилетку они заезжали сюда на регулярной основе. Когда шел дождь и размывало дорогу, останавливались на трассе, и как только проходило грейдирование и подсыпка, двигались дальше.

— Это продолжалось до июня 2017-го, пока жители пос. Зверосовхоз не побывали на приеме у руководителя региона, и тот не распорядился обеспечить им транспортное сообщение, — говорит Любовь Захарова. — В результате автобусы №28 стали заходить на Первое поле и проходить мимо наших улиц, ссылаясь на непроходимость. Я даже предлагала разделить их, но так и не была услышана. Мучаемся уже девять месяцев.

Люди устали не только перманентно утопать в грязи и годами ждать обещанного, но и впустую платить налоги. «Муниципальные власти устроили только освещение улиц. Насчет остального сказали: «Сами сделайте! Вы же богатые!». Между тем они продают участки с торгов за миллионы рублей с рекомендациями — дескать, есть все блага цивилизации. «О каком богатстве идет речь? — недоумевает председатель ТОС «Светлый». — У нас большинство пенсионеров «Бурятэнерго», которые не гребут деньги лопатой. Видимо, слова Цыденова о поддержке и развитии территориальных общественных самоуправлений благополучно забылись».

…Справедливости ради стоит заметить, что после визита прессы и общественников в подтопленный поселок спешно прибыли вакуумные машины для откачки луж, грейдер для выравнивания поверхности и транспорт для перевозки пассажиров, а на улицах Родникова и Хантаева лег толстый слой щебня. Аналогичные манипуляции проводились и в поселке Сотниково, который превратился в деревенскую «Венецию». Впрочем, администрация сельского поселения «Сотниковское» не видит своей вины в локальном потопе. Как заявил представителям СМИ один из ее сотрудников, «на выборах был шанс изменить ситуацию, но вы же все проголосовали за Владимира Владимировича!». Так что крайним решено было сделать Путина. И декабрьский снег. И, конечно, народ. Но никак не чиновников.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Темная сторона Светлого

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру