Титаническая работа по систематизации всех известных на сегодня в стране исторических документов, касающихся призывников одного только Тарбагатайского райвоенкомата, поражает. В книге по каждому из 1694 воинов собраны воедино в алфавитном порядке архивные документы, карты, выписки, свидетельства, фото, газетные строчки о тех, кто погиб на фронтах Великой Отечественной, умер от ран и болезней, пропал без вести или до сих пор числится в таких списках.
Чем может быть полезна книга для тех, кто по крупицам ищет информацию о своих родственниках, кому дорога память о воинах, мы попросили рассказать одного из авторов издания Александра Пашинина.
— Александр Васильевич, если рассматривать ваше издание как своеобразную Книгу памяти, чем она отличается от других подобных книг? Почему 1694 воина? Почему Тарбагатайский район?
— Научный труд, изданный в соавторстве с Владимиром Колесовым под эгидой Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН и Бурятской организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, — это дань памяти нашей малой родине, землякам, совершившим массовый воинский подвиг. Важным отличием считаю то, что все сведения, которые приводятся в книге «Память» (призывники Тарбагатайского райвоенкомата Б.-М. АССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.), даются с обязательными ссылками на источники, а значит, читатель получает в руки обширнейший материал для собственного поиска. Речь идет как об общедоступных электронных банках данных мини-стерства обороны России «Мемориал», «Подвиг народа», «Память народа», так и различных архивах и краеведческих материалах поселений Тарбагатайского и других районов республики. Поскольку с 2005 года ваша газета ведет тему 93-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии, куда было призвано много жителей Бурятии, в книге есть ссылки и на вашу работу.
Иными словами, мы задались целью собрать воедино всю имеющуюся на сегодня информацию по призывникам Тарбагатайского райвоенкомата, числящихся в списках так называемых безвозвратных потерь. Речь идет о тех, кто погиб на фронтах Великой Отечественной, умер от ран и болезней или пропал без вести. По данным Тарбагатайского райвоенкомата, для участия в боевых действиях было призвано 3743 человека, из которых погибло и пропало без вести 2070 человек.
— Почему из 2070 человек вы исследовали только 1694?
— В послевоенном Тарбагатайском райвоенкомате значатся в том числе жители деревень, которые в годы войны являлись призывниками Иволгинского военкомата, и они не вошли в наше исследование. Кроме того, в книге нет информации о тех, кто родился и призывался в других местах, но после войны проживал и умер на территории Тарбагатайского района, так же как и наоборот, кто родился в Тарбагатайском районе, но был призван на войну другими райвоенкоматами. Мы говорим о безвозвратных потерях, между тем исследование показало, что далеко не все призывники, числящиеся в списках погибших, на самом деле погибли. Мы собрали все фото, нарисованные портреты призывников, которые смогли найти. Получилось всего 179 фотографий (треть из них отреставрирована), вошедшие в соответствующее приложение в конце книги. Там вы, к примеру, найдете фотографию уроженца села Куйтун Керсантия Федоровича Глотова, который воевал в той самой 93-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии. По данным райвоенкомата, он погиб в бою 1 декабря 1941 года близ деревни Кузовлево, где вы несколько лет вместе с родственниками солдат принимали участие в Вахте Памяти. Так вот, выяснилось, что Керсантий Федорович в том бою остался жив, через плен оказался во Франции, где и умер в 2010 году, награжденный, между прочим, медалью признательности французской нации и почетным крестом французского легиона.
— Много таких невероятных историй?
— Много. Стоит посмотреть в глаза, к примеру, уроженца Тарбагатая Леонида Чебунина, уникальную фотографию которого мы обнаружили среди трофейных карточек советских военнопленных. Всего нами было исследовано 13 таких карточек, но только одна содержала фотографию, сделанную фашистами. На ней изображен Леонид Чебунин, призванный 19-летним комсомольцем на фронт. Служил командиром взвода 407 СП 108 СД 11-й гвардейской армии Западного фронта, под Орлом попал в плен, находился в офицерском лагере «Калвария» (шталаг-336). Согласно карточке, умер «от туберкулеза легких» 20 января 1944 года в лазарете Гросс-Любар (г. Магденбург, Германия).
Информации собрано столько, что большую часть сведений, включая карты, фото, документы, выписки, пришлось разместить на трех дисках, которые являются обязательным приложением к каждому экземпляру книги. На первых двух дисках записаны копии документов на персоналии всех 1694 призывников, представителей 10 национальностей, в алфавитном порядке, третий диск содержит копии документов из воинских частей (акты наградных, боевые распоряжения, боевые эпизоды, списки захоронения, выписки из журналов боевых действий и др.). Чтобы представить, о каких объемах информации идет речь, скажу, что исследование содержит 13 тысяч файловых страниц, более 3,4 тыс. документальных источников Тарбагатайского РВК, 10-ти томов Книги памяти Республики Бурятия, ОБД «Мемориал», «Подвиг народа» и «Память народа», личных архивов и краеведческих материалов. Авторами был сфотографирован, систематизирован документооборот с 1939-го по 2014 годы, имеющий отношение к почти 1,4 тыс. воинским частям, соединениям и формированиям в составе отдельных рот, батальонов, полков, бригад, дивизий, корпусов, армий, групп войск, фронтов, укрепрайонов, специальных отрядов, военных округов, медико-санитарных подразделений и прочих воинских структур.
— Один раздел вашей книги посвящен 321-й «Сибирской дикой» дивизии, о которой Солбон Лыгденов снимает сейчас свой фильм, другой — 93-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии. Где наших земляков служило больше?
— В книге мы рассказали о всех дивизиях, где служили наши призывники. Если вести речь о численном составе и говорить только о призывниках Тарбагатайского района, то в 93-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии наших земляков было больше. Из 1694 не менее 202 воинов служили в 93-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии.
— Книга написана, что дальше?
— Тема Великой Отечественной войны — это наша боль, историческая память и неиссякаемый источник того, что мы будем познавать еще очень долго. К примеру, благодаря своей методике мы помогли «вытащить» информацию, которая позволила дополнительно включить в 2015 г. в 10 том Книги памяти РБ по четырем районам (Тарбагатайскому, Бичурскому, Мухоршибирскому и Джидинскому) более 1500 человек. То есть, используя свою методику работы, путем сверки с разными базами данных, мы выявили людей, которые не были ранее учтены. Сейчас по такой же схеме работают, но уже в рамках подготовки к 11 тому Книги памяти РБ, и в других районах республики.
Мы распространили книги по всем библиотекам Тарбагатайского района. При Тарбагатайской центральной библиотеке состоялась презентация издания и начала работать обратная связь, когда, прочитав книгу, родственники героев спешат внести коррективы — присылают фотографии и документы, уточняют год рождения, отчество, другие сведения. На сегодня такие изменения в данных поступили в отношении уже 13 призывников. Есть уточнения и с нашей стороны, когда выясняется, что на памятнике в с. Десятниково значится красноармеец Мамон Станиславский, а по документам он Матвей Матвеевич Станиславский, стрелок, 1896 года рождения. Книга не могла не вызвать живого интереса жителей района, выходцев тарбагатайских, и не только тарбагатайских, сел, для кого дорога память о родных, нашей истории, где в каждом событии, фамилии можно найти для подрастающего поколения воспитательный момент. Как написал в своем письме в адрес авторов сын погибшего солдата, уроженец с. Нижний Жирим Тарбагатайского района Виктор Петров: «…Когда читаешь книгу «Память», то меж строк ее буквально ощущаешь пыль и гарь военных лет».