Все лишь за того, что я, будучи избран депутатом райсовета, хотел видеть этот самый Совет не декоративной структурой, а органом народовластия, работающим в интересах населения», - говорит не без волнения Василий Петрович Суворов. Его волнение можно понять. Педагог с большим стажем, общественник, председатель Прибайкальского отделения «Справедливой России», заместитель председателя Прибайкальского райсовета и…, без пяти минут расхититель бюджетных средств. Идет суд. Причем, гнездо коррупции в райсовете вскрыто даже не участковым «анискиным», а ФСБ! Вселенский для Турунтаево скандал, однако. Или даже для всей Бурятии, но лучше по порядку.
Освободить от полномочий
В 2013 году в Прибайкалье предстояли выборы главы района и райсовета. Сергей Семенов, возглавлявший до этого райсовет в статусе главы района (схема с сити-менеджером, должность которого занимал тогда Геннадий Галичкин), намеревался побороться за пост всенародно избранного главы, но из-за низкого рейтинга снял кандидатуру. Главой избрали Геннадия Галичкина. А вот за год перед своим уходом из райсовета, в 2012 году, Сергей Семенов провел интересные поправки в его Устав. Согласно ним, будущий созыв райсовета, включая его председателя, должен был работать на неосвобожденной основе.
Зачем? Не исключено, что, видя себя в роли избранного на общих выборах главы, Сергей Семенов заранее захотел ослабить дееспособность райсовета. Ведь представительный орган власти имеет полномочия контролировать действия исполнительной. Например, в расходовании бюджетных средств, в распоряжении имуществом, землей и т.д. Ну, а когда райсовет, превращается в структуру на общественных началах, то заниматься контролем ему будет некогда. Вот его, как бы невзначай, и превратили из органа власти в общественную структуру.
Квадратура круга?
Когда новые депутаты райсовета приступили к исполнению своих полномочий, быстро выяснилось, что работать они де-факто не могут. Райсовет – не сельсовет. Здесь вполне солидный оборот документов. Нужно готовить сессии, их постановления, отвечать на запросы республиканских и федеральных органов власти, на письма избирателей и прочая. Вот тогда депутаты и решили, что, как минимум, три человека в райсовете должны работать на ставках: председатель, его заместитель и специалист. Согласился с этим и новый глава района Геннадий Галичкин, за счет оптимизации расходов на районную администрацию, прописав в штате работников райсовета, как трех специалистов.
«Я понимал, что райсовет должен работать», - говорит сейчас Геннадий Галичкин. – Поэтому и принял такое решение совершенно открыто. Просто ужал расходы администрации. А сейчас возникли претензии не к этому, а к тому, как происходила процедура приема на работу председателя Совета и его заместителя. Да, Василий Петрович Суворов подписал трудовой договор с Юрием Анатольевичем Пантелеевым. Последний – договоры с зампредом райсовета и техническим специалистом. А как было иначе сдвинуть с места этот вопрос?».
«Благодаря этому решению главы района мы и начали работать. А сейчас райсовет существует только на бумаге», - соглашается Василий Суворов. Был ли вариант сделать иначе? Например, новому составу райсовета изменить Устав в пользу здравого смысла и начать работать по нему?
«Такого сделать было нельзя, - категорично заявляет Геннадий Галичкин. - Дело в том, что изменения в Устав, внесенные нынешним созывом райсовета, вступили бы в силу только после избрания нового созыва. Таков федеральный закон». Иными словами, в 2018 году!
Этот круг, замкнувшийся в 2013 году, и пытались тогда разорвать два представителя райсовета. Им бы вспомнить о том, что невозможно простым способом, циркулем и линейкой, построить квадрат равновеликий по площади данному кругу. Да, заручиться какой-нибудь поддержкой в решении сложной юридической задачи. Увы, они всего лишь хотели работать. А вымерять квадратуру круга взялись правоохранительные органы.
УК вместо циркуля
В сентябре 2016 года Следственное управление СКР по Бурятии возбудило уголовное дело и предъявило Юрию Пантелееву обвинение в «злоупотреблении должностными полномочиями», а Василию Суворову обвинение в пособничестве этому «злоупотреблению». Кроме того, выходило, что председатель райсовета, получая свою зарплату, похитил из бюджета более 670 тысяч рублей, а его зам более 177 тысяч.
«Следственные органы, не найдя убедительных доказательств обвинению, прямым текстом убеждали меня возместить в бюджет района средства, полученные мною в качестве заработанной платы. Мол, проще будет. Но о каком материальном ущербе для района можно рассуждать, если никаких требований от района нет. То есть, нет истца, - говорит Василий Суворов. - Его и быть не может, так как все изменения в штатном расписании согласовывались с администрацией, с прокуратурой Прибайкальского района, с контрольно-счетной палатой района».
Он вспоминает о том, как уголовное дело было переквалифицировано: «Мне предъявили новое обвинение по статье 159 УК РФ – «мошенничество». Я выразил протест. Через неделю мне приносят извинения и говорят, что произошло недоразумение, мне не будет инкриминироваться мошенничество. Считаю, этим на меня оказывалось психологическое давление».
Так или иначе, но первый этап поисков квадратуры районного круга завершается тем, что в начале этого года районный суд оправдывает и Пантелеева, и Суворова. А далее, вполне ожидаемо, Верховный суд Бурятии удовлетворил апелляционное представление стороны обвинения и назначил новые судебные слушания по делу в новом составе суда, которые еще не завершены.
Сейчас Юрий Пантелеев от греха подальше выплатил сумму полученных им в райсовете зарплат, частично признав свою вину, а Василий Суворов решил бороться за честное имя до конца. Что решит новый состав суда? Ответа пока нет. А главная мотивация решения Верховного суда упирается в тот самый Устав райсовета, ведь он является для работы райсовета основополагающим документом. И еще в одну не очень приятную для депутатов деталь – получив ставки в райсовете, они продолжали трудовые отношения с прежними работодателями. Все это, конечно, задачи для юристов. Посмотрим, чем закончится новый круг судебных споров.
Дядя, гуляй?
А вот о политических последствиях, или значении, этого конфликта можно поговорить. Во-первых, главным его выгодоприобретателем оказался все тот же Сергей Семенов. В прошлом году при поддержке «Единой России» он в очередной раз избран на пост главы Прибайкальского района, получив «в наследство» от самого себя райсовет, который практически не может нормально работать. Это надо ж надо было так далеко заглянуть в перспективу!
Во-вторых, вызывает вопросы тот факт, что в пору, когда Прибайкальский райсовет переводился в режим работы на общественных началах, это никого не взволновало. Хотя бы Народный Хурал обеспокоился судьбой своих младших братьев. Не до того, свои выборы на носу. Зато в канун их республиканский парламент с подачи главы республики подарил муниципалитетам закон «о вариативности» выборов глав районов. Теперь территории сами смогут определять способ избрания глав муниципальных образований с двумя вариантами: на всенародных выборах или Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Способ избрания главы должен быть закреплен, конечно же, уставом муниципального образования.
Инициатива отказа от прямых выборов глав родилась, как известно, в недрах Ассоциации глав муниципалитетов. Ну, а далее без особых споров прошла через Народный Хурал, хотя против законопроекта еще в феврале выступили 13 райсоветов республики. Однако, кому нужны мнения с мест, ведь ликвидация прямого народовластия, по замыслу авторов инициативы, должна избавить республику от таких конфликтов, который, например, случился в Тункинском районе. Да, и гайки так закручивать проще. Посмеет глава свое мнение иметь – через райсовет и снимут, а посмеет райсовет свое мнение иметь – глава района сам приструнит депутатов.
Странное политическое будущее вырисовывается у нашей «суперреспублики»: публика (в нашем случае – избиратели) как раз, похоже, ей и не нужна. Как пошутил еще в конце 19 века легендарный русский журналист Владимир Гиляровский, откликаясь на выход пьесы Льва Толстого «Власть тьмы»: «В России две напасти: Внизу — власть тьмы, А наверху — тьма власти». Знал бы, дядя Гиляй, сколь долговечен будет его мимолетный экспромт!
Так что, обнадежить Василия Суворова по существу не получается. Скорей всего, юридически ему, все-таки, докажут его юридическую неправоту. Хотя, с другой стороны, он может войти в историю, как последний из «рожденных в СССР» граждан Бурятии, боровшийся за власть Советов. Не в бою, но в суде. А предстоящий ему новый процесс можно назвать и политическим. А чего такого? Давайте не забывать, что Василий Суворов еще и активист оппозиционной партии «Справедливая Россия».
.