Страсти по мосту: как в столице Бурятии делят шкуру неубитого медведя

Третий не лишний: какая карма у моста через Уду в Улан-Удэ

Проект нового моста в Улан-Удэ оживляет старый конфликт, в узле которого завязались интересы как минимум четырех сторон местного сообщества. Можно ли построить долгожданный мост без обид и ущерба для горожан?

Третий не лишний: какая карма у моста через Уду в Улан-Удэ

Невезучие

Третий мост через Уду наши власти не могут построить с середины 80-х годов прошлого века. Этот мост появился в генеральном плане Улан-Удэ еще в 1987 году. Наряду, кстати, со следующими объектами транспортной инфраструктуры, без строительства которых в принципе невозможно решить проблемы трафика в Улан-Удэ:

  • мостом и дамбой через Селенгу и ее пойму по линии улиц Тулаева — Ключевская — Трубачеева в сторону аэропорта «Байкал»;
  • обходным кольцом железной дороги с запада и юга от города (для исключения чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть в результате провоза транзитных взрывоопасных грузов через центр Улан-Удэ);
  • четвертым мостом через Уду в районе поселка Южный для связи восточных районов города.

«Тучные нулевые» тоже прошли мимо третьего Удинского моста. Правда, в 2006 году при президенте Бурятии Леониде Потапове власти впервые сообщили, что Москва поможет нам построить мост. Аккурат к юбилею 350-летия «добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства», которое планировалось отметить в 2009 году. Под это дело были даже заложены средства федеральной целевой программы (ФЦП) развития Дальнего Востока и Забайкалья. Тогда помешал финансовый кризис 2008 года.

Деньги были переобещаны правительством Владимира Путина на 2011 год. Ради этого в Улан-Удэ даже перенесли празднования юбилея на два года. В назначенное время юбилей «вхождения» прошел, Путин на нем присутствовал, но денег опять не дал. Помешало другое «несчастье» — Олимпиада в Сочи 2014 года, подготовка к которой «съела» все деньги на мост.

На этот раз в Москве деньги переобещали к 2016 году, когда столица Бурятии собиралась отмечать 350-летие со дня основания города. Но юбилей города прошел, а мост и ныне там. На этот раз никакого объяснения тому, где случилось несчастье и почему денег не будет, вообще не было. Мол, и так понятно: Крым, санкции...

Мосту быть!

Так отреагировали пресса и власти Бурятии на слова Путина: «Я посмотрю...». Эти слова гарант произнес в ответ на вопрос о третьем мосте через Уду журналистки Юлии Пермяковой на своей последней «прямой линии», которая состоялась в декабре 2017 года. Правда, сегодня о каких-то конкретных сроках и суммах не говорится.

Тем не менее глава Бурятии Алексей Цыденов вполне определенно заявляет о том, что деньги на мост (ориентировочно 5,5 млрд рублей) Москва даст. Более того, Народный Хурал Бурятии выделил из республиканского бюджета 100 млн рублей на разработку проектно-сметной документации (ПСД) «третьего моста». Правда, государственный конкурс на выполнение этих работ провести пока не удается. Ввиду отсутствия заявок на конкурс.

Таким образом, несмотря на более чем десятилетнюю историю разговоров о строительстве в Улан-Удэ третьего моста через Уду, в настоящий момент для начала такого строительства фактически ничего нет.

Сколько денег дадут в Москве и будут ли они вообще, пока не ясно (Путин «посмотрит»). Проектно-сметной документации нет, генерального плана строительства моста нет, распоряжения на отвод земельного участка тоже нет (как и разрешения на строительство от мэрии Улан-Удэ), участок под строительство не зарегистрирован, официального резервирования для нужд строительства нет, протокола согласования с железной дорогой нет, публичные слушания, естественно, не проводились, санитарная зона не установлена, оценка воздействия на окружающую среду официально не давалась.

Тем не менее уже сегодня в связи с планами строительства моста в створе улицы Сахьяновой есть серьезные основания для беспокойства по поводу того, как мэрия Улан-Удэ собирается урегулировать земельные конфликты, существующие как раз в зоне будущей стройки.

Узел конфликтов

Напомним, что в последние 10 лет такие конфликты имеют место между следующими сторонами:

  • членами гаражного кооператива автомобилистов №113 и владельцем авторынка на Приречной, генеральным директором ООО «Бурятпромресурс», депутатом Улан-Удэнского городского совета депутатов Михаилом Степановым;
  • жильцами многоквартирных домов №№8а,8б по улице Приречной и №69 по улице Тручачеева, живущими в непосредственной близости от опасного для здоровья объекта (авторынка) и тем же Михаилом Степановым;
  • и, наконец, членами кооператива автомобилистов №113, обладающими правом постоянного бессрочного пользования своим участком земли, и мэрией Улан-Удэ, выпустившей в 2010 году свое постановление о признании утратившими силу решений городских властей об отведении этому кооперативу земельных участков.

В 2010 году на основании этого, скорее всего, незаконного и необоснованного постановления мэрии Улан-Удэ (в настоящее время члены кооператива продолжают доказывать в суде его незаконность), часть земельного участка кооператива была передана в собственность ООО «Бурятпромресурс». И в течение двух лет мэрия и фирма городского депутата Степанова пытались выжить гаражников с их земли.

Свои претензии Михаил Степанов и администрация города обосновывали тем, что кооператив автомобилистов №113 был в 2006 году якобы ликвидирован. И что на тот момент, когда мэрия продала Степанову земельный участок, который находится в пользовании гаражников, этот участок «был свободен».

Однако «отжать» землю у гаражного кооператива нахрапом не получилось. Судебная тяжба, которую мэрия и депутат затеяли против кооператива, завершилась, как ни странно, в пользу владельцев металлических гаражей. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что в 2006 году был ликвидирован некий фиктивный гаражный кооператив с таким же номером в названии (кооператив автомобилистов №113), но с другими ОГРН и ИНН. А настоящий кооператив №113, существующий с 1976 года (старейший в Улан-Удэ гаражный кооператив), никогда не ликвидировался и своих официальных данных не менял! В результате незадачливые истцы, предвидя позорный для них исход дела в суде, были вынуждены отозвать свои иски.

Более того, сами гаражники обратились к прокурору Бурятии с требованием защитить их интересы, признать постановление мэрии незаконным, привлечь виновных к административной ответственности, а «в случае обнаружения фактов уголовно наказуемого деяния направить материалы проверки в следственный комитет».

Кооператив автомобилистов №113 был создан в 1976 году и располагается в районе улицы Приречной на участке в 3,9 га, выделенном ему горисполкомом в 1976 (0,3 га), 1982 (2,0 га) и 1987 (1,6 га) годах. Все эти 42 года кооператив оставался на своем месте, в настоящее время членами кооператива являются 488 человек.

— В нашем кооперативе состоят несколько участников Великой Отечественной войны, ветеранов тыла, участников боевых действий в Афганистане и Чечне, есть инвалиды I и II групп. Земельный участок принадлежит нам на законных основаниях, по праву бессрочного пользования, — сообщил председатель правления кооператива автомобилистов №113 Николай Доржиев.

Вынести авторынок

Союзниками гаражного кооператива сегодня являются жильцы близлежащих многоквартирных домов, уставшие от беспокойного соседства с авторынком и не без успеха отстаивающие свое право на безопасную окружающую среду. Параллельно с членами гаражного кооператива.

Шесть лет назад жильцы этих домов (ул. Приречная, д. №№8а, 8б, ул. Трубачеева, д. 69) добились решения мэрии Улан-Удэ о переносе авторынка на Приречной, который располагается в центре густонаселенного микрорайона в непосредственной близости от жилых домов, в другое место — в район поселка Силикатный, ближе к городской черте, вдали от жилых массивов.

Это решение мэрия Улан-Удэ была вынуждена принять, выполняя требования санитарных врачей, к которым обратились жильцы домов. В ходе лабораторно-инструментальных исследований, которые были проведены специалистами управления Роспотребнадзора по Бурятии в 2011 году, выяснилось, что содержание вредных веществ в изученных местах, включая детскую площадку, превышает предельно допустимые концентрации (ПДК) по диоксиду азота в 1,45-1,65 раза, по диоксиду серы — в 1,78 раза, по взвешенным веществам — от 2 до 15,6 раза, по формальдегиду — от 2,8 до 4 раз, по оксиду углерода — в 2 раза.

Особое беспокойство вызвало то, что содержание в воздухе такого вещества первого класса опасности (к этому классу относятся ртуть и радиационные частицы), как 3,4 бензапирен, превышает ПДК в 1,6 раза. Обычно при наличии такой опасности необходимы срочные остановка предприятия, вывод людей на безопасное расстояние, специальная очистка и рекультивация территории! В Улан-Удэ же жильцы этих домов с 2003 года и до сих пор, т.е. больше 15 лет, дышат выбросами с авторынка.

— Ежедневно с 5 часов утра и до 6-7 часов вечера прямо под нашими окнами бесконечный шум, ездят автомобили, идет торговля, толпятся продавцы и покупатели, воют сирены, имеет место высокий уровень инфразвука! У многих жильцов заболевания желудочно-кишечного тракта, сердца, легких, центральной нервной системы. Мы не высыпаемся, не имеем возможности восстановиться перед рабочим днем. В теплое время года у нас нет возможности нормально дышать, открывать окна, гулять возле дома. В выходные дни, когда автомобилями забита вся придомовая территория, мы даже не выходим из дома, — рассказала жительница дома №8б по ул. Приречной Анастасия Максимова.

Кроме того, тогда же выяснилось, что мэрия Улан-Удэ разрешила фирме Михаила Степанова «Бурятпромресурс» разместить авторынок среди жилых домов, грубо нарушив санитарные правила и нормы. По этим правилам (п. 3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-3) «наземные гаражи-стоянки, паркинги, стоянки вместимостью свыше 500 машино-мест следует размещать на территории промышленных и коммунально-складских зон». А Михаил Степанов разместил свой авторынок, на площадке которого каждый день размещаются более 1000 автомобилей, всего в 5-ти метрах от жилого дома! Хотя даже от обычной автостоянки или гаража до жилого дома должно быть не менее 50 метров.

Кстати, еще в 2012 году жильцы этих трех домов заключили с фирмой Степанова мировое соглашение, по которому ООО «Бурятпромресурс» обязалось до 1 августа 2013 года «освободить данную территорию от автомобилей». С тех пор прошло пять лет, но переезжать на выделенную под авторынок территорию площадью 10 га в поселке Силикатный депутат Степанов, похоже, не собирается.

Гаражи не мешают строительству моста

Сегодня в связи с очередной кампанией подготовки к строительству третьего моcта через Уду есть вероятность того, что членам гаражного кооператива снова придется отбивать дружные атаки мэрии и хозяев авторынка. На этот раз под предлогом строительства моста.

Самое неприятное для гаражников состоит в том, что их визави в очередной раз постараются представить дело в СМИ так, как будто бы их гаражный кооператив самим фактом своего существования на участке предполагаемого строительства моста (или вблизи этого участка) препятствует строительству столь необходимого горожанам объекта. И этот кооператив вместе со всеми металлическими гаражами якобы нужно переместить в другое место. Как варианты рассматриваются площадки под будущие автостоянки «у черта на рогах» — в п. Комушка, в районе п. Энергетик, в лесополосе за 43-м микрорайоном, в районе п. Тальцы.

Сами члены кооператива готовы к очередному обострению конфликта с авторынком и мэрией. Позиция их такова: кооператив остается на своем месте, но часть своей территории члены кооператива готовы уступить. Как сообщил председатель гаражного кооператива Михаил Трунов, в настоящее время на территории расположены 530 гаражей, часть из которых пустует. Реально оплату производят 360 человек. Это подтверждают и члены правления кооператива.

— Под строительство моста у нас могут попасть два ряда гаражей. В то же время у нас 120 гаражей-должников. В основном это брошенные гаражи, хозяева которых либо умерли, либо переехали на ПМЖ в другие города. Мы готовы исключить должников из кооператива и предлагаем мэрии вывести их гаражи на штрафстоянку. Мы готовы сократиться примерно на треть и более рационально использовать освободившуюся территорию. В том числе мы можем уступить эту территорию под строительство моста, — считает председатель правления кооператива Николай Доржиев.

Житель 18-го микрорайона, ветеран труда Юрий Мирошниченко — один из первых членов старейшего в городе кооператива.

— Если мост будут строить, то мы не возражаем, — говорит Юрий Иннокентьевич. — Должников и неплательщиков — за забор. А на той территории, которая у нас останется, мы скомпонуемся, ужмемся. Вы только покажите нам, где пройдет граница участка под строительство моста, забейте нам колышки! Но если нас начнут отселять, то тут дело пахнет конфронтацией. У нас большинство членов кооператива — пожилые люди. Если ветерану вынести гараж в район Тальцов, он что, каждый день из гаража домой на такси возвращаться будет?!

За последние 10 лет коллектив гаражного кооператива закалился в боях за место под солнцем со злосчастным авторынком и мэрией. Сегодня гаражников на испуг не возьмешь. Свои права они научились отстаивать и в судах, и в информационных войнах против ангажированных СМИ. В то же время автомобилисты готовы к разумному компромиссу.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 27 июня 2018

Заголовок в газете: Третий не лишний

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру