Его идея — принятие своего тела со всеми недостатками и особенностями — нашла отражение в отечественных и зарубежных фильмах (включая недавно вышедшие «Красотка на всю голову» и «Я худею») и отклик не только у российских и иностранных звезд, но и простых людей.
Прогрессивное веяние не обошло стороной и нашу Бурятию. В интернет-паблике «Я свобода», который создали бурятские феминистки, все чаще появляются тематические публикации, а под ними разворачиваются целые дискуссии. С одной из наиболее активных подписчиц и бодипозитивщиц — Кристиной Кондратьевой из Улан-Удэ — побеседовал корреспондент «МК» в Бурятии».
— Кристина, что же такое бодипозитив и, как говорится, с чем его едят?
— Это феминистское движение за право людей быть такими, какие они есть, цель которого — борьба с навязанными стереотипами о собственной и чужой внешности. Бодипозитив пришел в Россию из США, где в 1996 году его прародителями стали Конни Собчак и Элизабет Скотт. Распространяется же он здесь благодаря группе «BodyPositive /Бодипозитив» ВКонтакте. Концепция в том, что каждый человек имеет право распоряжаться своим телом в плане секса, ухода, питания, здоровья, не объясняя свои решения и не отчитываясь ни перед кем. Основные постулаты: «Несовершенства — это нормально», «Женская грудь — это просто грудь», «Мое тело — мое дело», «Одежда для нас, а не мы для одежды», «Женщина не обязана радовать глаз», «Внешность ничего не говорит о здоровье», «Да, на человеческом теле растут волосы», «В изнасиловании виноват только насильник».
— Откуда такая идеология в «таежной озерной, степной», учитывая отдаленность от «очага», и как приживается тут при традиционности взглядов?
— Патриархальные устои у нас действительно сильны и влиятельны — и при трудоустройстве, и во взаимоотношениях, и в других сферах. Но шансы на развитие есть всегда. Да и молодежь на месте не стоит. Хороший тому пример — движение «Я свобода», существующее в Бурятии более двух лет и положившее начало новым взглядам нерадикального толка. Среди моих знакомых, живущих здесь, есть те, кто состоят в нем, разделяют идеи феминизма и бодипозитива, озвучивают и обсуждают их в соцсетях. Явно не выражают свою причастность, но постепенно приходят к принятию себя и своих тел и, наверняка, созреют и для проведения встреч. Некоторые, даже не знающие о движении, поддерживают его подсознательно, а некоторые, знающие и читающие информацию, приветствуют, но не полностью. Небритые подмышки других людей, к примеру, для них — нечто за гранью понимания. Надеюсь, однажды такие товарищи прочтут достаточно материала и поймут: это последнее, что должно их волновать. У меня слишком мало моральных ресурсов для споров и доказательств всем. Достаточно того, что близкие друзья согласны с главными аргументами.
— Судя по публикациям в сети, среди «адептов» учения больше женщин, нежели мужчин. Не зародилось ли оно из неприязни к последним?
— Поскольку бодипозитив — детище феминизма, без подобного заблуждения не обходится. Правда, в моем представлении оно никак не сочетается с понятием «любовь к себе». Группы по БП и впрямь ориентируются преимущественно на женщин, ведь именно на них оказывается наибольшее давление. Но аналогичные пространства могут создаваться и для мужчин. Каждый год наши единомышленники появляются среди обоих полов. Однако большинству представителей противоположного отравляет существование бодипозитивного мышления. Одни не готовы расстаться со стандартами красоты для дам, другие — смириться с их правом распоряжаться своим телом.
— А мировые и местные знаменитости есть в числе ваших братьев-сестер?
— Конечно. Одна из них, британская певица Адель, сказала: «В этом мире вы представлены в единственном экземпляре. Так с чего бы хотеть выглядеть иначе, непохоже на себя? Иметь такую же прическу, как у всех, придерживаться мнений, которые разделяют остальные?». Другая, израильская исполнительница Нетта Барзилай, победительница Евровидения-2018, спела в своем победоносном хите «Toy»: «Посмотрите на меня, я красивое создание, и мне плевать на ваших современных идолов». Сами того не ведая, многие несут эти мысли в массы своими словами, поступками. В числе бурятских звезд пока не замечено бодипозитивщиков.
— Почему становятся последователями бодипозитива — в угоду моде, в пику стереотипам, по иным соображениям?
— Ими становятся те, кто осознал: все имеют право на свободу выбора, и каждый — на уважение к себе. А внешность не должна решать, как к тебе будут относиться. Возможно, некоторым пришлось лично столкнуться с угнетением, прежде чем прийти к этому. Меня в бодипозитив привели феминизм и комплексы, которые сильно мешали жить.
— Какие комплексы могут быть у стройной симпатичной девушки, стесняюсь спросить?
— БП борется не только с фэтфобией (дискриминацией полных людей), но и скинни-шеймингом (дискриминацией худых). Из-за которой я страдала в детстве, когда худоба не была в моде настолько, насколько сейчас. Также он выступает в защиту людей с ограниченными физическими возможностями. В современном мире, чтобы чувствовать себя комфортно, нужно одеваться по определенным канонам, быть «правильного телосложения», иметь идеальную кожу и лицо — с большими глазами, маленьким носом, пухлыми губами, например. Но мы не выбираем свою внешность, не должны стыдиться ее и услаждать чужие взоры. У каждого из нас свой комфортный вес, и у всех он разный.
— Многие бодипозитивщицы считают отдельные процедуры красоты вредными и даже опасными для здоровья. Дескать, салонный маникюр чреват раком из-за ультрафиолетовых ламп и гепатитами из-за нестерильных инструментов. Реальные причины или банальные отмазки?
— Зачастую бьюти-практики не так безобидны, как кажутся. Существуют целые исследования о кислотных пилингах и фотоэпиляции. Едва ли в нашей природе заложена необходимость сжигать лицо или выжигать волосы. Сама периодически брею видимые части тела летом, но спокойно отношусь к волосам и не вижу ничего страшного в небритых ногах или подмышках. Кстати, они не вызывают столь бурной реакции в азиатских странах. «Уколы красоты» при возрастных изменениях сейчас стали такой же обыденностью, какой были разнообразные «варварские приемчики» средних веков, нередко заканчивавшиеся трагедиями. Так что здесь все очень относительно.
— А как насчет одежды? Стоит ли сказать «фи» платьям с корсетами и туфлям на каблуках?
— В первую очередь, вещи должны дарить комфорт и приносить радость. Что может быть лучше любимого наряда, который не сковывает тебя и позволяет чувствовать себя уверенно весь день? Многим работодателям давно пора пересмотреть дресс-код. Не думаю, что все поголовно начнут ходить в спортивных штанах, но, уверена, некоторые перестанут носить давящие туфли и душащие лифчики.
— Нет ли в этой позиции экономической подоплеки — скажем, стремления потратиться не на шугаринг, а на вкусную еду?
— Женщины отдают безумные деньги на, по сути, ненужные товары и услуги. Огромные средства уходят на то, что соответствует моде, глянцевым образам, общественному мнению, а могло бы пойти на то, что принесет моральный и материальный выхлоп в дальнейшем, будь то поход в любимое кафе или курсы интерьерного дизайна.
— Некоторые думают, что приверженность БП — элементарная лень, прикрытая культом собственной индивидуальности…
— Они заблуждаются. Удобнее объяснить все этим, чем нежеланием самонасилия. Тяжело принять, что человек идет против течения, рушит устоявшиеся стереотипы и позволяет себе больше, чем общество позволяет остальным. А потому необходимо найти причину, по которой он не делает эпиляцию и не вкалывает в спортзале, превозмогая боль и ненависть.
— Правда ли, что вы высмеиваете тех, кто следует стандартам красоты, «тягает» железо в тренажерке, клеит восковые полоски на ноги и т.д.?
— Последователи бодипозитива вряд ли склонны к такому. Скорее, опечалены тем, что люди не способны принять другие взгляды. Но в любом случае столкновение идеологий неизбежно. Всегда может найтись тот, кто захочет самоутвердиться за чужой счет. А это не имеет ничего общего с нашим движением. Тут важно чувствовать свободу другого человека, отличать ее от хамства и невежественности, развивать эмпатию и социальный интеллект.
— Не рискует ли бодипозитив дойти до абсурда и превратиться в полное пренебрежение к внешнему виду?
— Раньше я тоже размышляла, не будет ли он граничить со свинством обыкновенным, лежанием на кровати 24 часа в сутки, 7 дней в неделю и полной деградацией. Но теперь понимаю: это зависит от иных факторов. Мы устроены так, что нуждаемся в движении, развитии, комфорте. А если человек испытывает трудности с досугом и гигиеной и не может элементарно почистить зубы, то имеет проблемы с психикой или здоровьем и нуждается в помощи. В подобном состоянии можно оказаться, даже если не знать о бодипозитиве.
— Как вести себя, чтобы не удариться в бодинегатив?
— Лично я стараюсь придерживаться позиции «Чужое тело — не мое дело» и уважать каждый выбор, а еще — ловить себя на негативных мыслях, анализировать, почему я так думаю, как это получилось, как характеризует меня и отчего волнует. И со временем будет только легче. Напоследок хочу сказать, что идеология не обязывает быть демонстрантом. Если на то есть силы — вперед, если нет — то и суда нет. Делай, что можешь, даже если просто работаешь с собственным сознанием. А наши землячки вносят большой вклад в феминизм Бурятии. Приятно видеть, что они собрались и создали такое пространство именно для нашего региона.