получающих электроэнергию по регулируемой цене, а не на свободном рынке электроэнергии. Тогда же правительство Бурятии сделало заявление, согласно которому в новом году для бизнеса стоимость кВт/часа не увеличится и даже снизится. Однако в реальности с января 2011 года предприниматели стали получать счета с резким увеличением стоимости электроэнергии. Практически никаких объяснений на этот счет не последовало и предприниматели обратились в Народный Хурал, где на прошлой неделе состоялось заседание комитета по бюджету, налогам, финансам и банкам.
Одним из вопросов, который обсудили парламентарии, стала ситуация с крайне высокой стоимостью электроэнергии, которая душит развитие бизнеса в республике.
По словам докладчика, депутата Народного Хурала Михаила Гергенова, сложилась парадоксальная вещь — непосредственная стоимость электроэнергии, которая закупается Бурятией на федеральном рынке, является одной из самых низких в стране и в среднем в два раза ниже, чем в большинстве других регионов. Однако когда электроэнергия доходит до потребителя через ряд посредников, то стоимость электроэнергии возрастает почти в разы!
— По самым распространенным тарифам низкого и среднего напряжения в январе оптовая цена электроэнергии стоила всего 68 копеек, в феврале 70 копеек, в марте 64 копейки, — сообщил депутат. — Однако в реальности с учетом покупной электроэнергии, услуг по ее передаче и сбытовой надбавке один кВт/час для бизнеса с учетом НДС сегодня составляет 5 рублей!
При этом в прошлом году киловатт-час для бизнеса обходился в пределах 3 с небольшим рублей. По словам парламентария, “он не понимает, почему большинство предпринимателей спокойно наблюдают за тем, как в Бурятии астрономически растут энерготарифы, ведь рост цен на них для бизнеса приводит к резкому увеличению издержек”. И, чтобы оставаться на плаву, многие субъекты малого и среднего бизнеса либо сокращают персонал, либо сворачивают деятельность в нашем регионе, как бесперспективную.
Для примера: когда в Иркутской области недавно стоимость электроэнергии для бизнеса выросла на 80 копеек (до 2 рублей за кВт/час), предприниматели выступили с акциями протеста и обращениями во все инстанции. И власти обратили внимание на проблему.
Так, полпред президента РФ в СФО Виктор Толоконский, выступая на заседании президиума госсовета, сообщил, что “при нынешних скачках цен на электроэнергию регионы рискуют потерять малое и среднее предпринимательство”.
Кстати, Виктор Толоконский тогда особо упомянул “резкий рост цены на электроэнергию в Бурятии”.
На заседании бюджетного комитета Народного Хурала прозвучала информация, что с 1 января по 4 марта 2011 года, согласно приказу республиканской службы по тарифам, затраты на услуги по передаче одного кВт/часа электроэнергии для потребителей низкого напряжения (большинство потребителей РБ) составили 3 рубля 83 копейки, плюс сбытовая надбавка в 10 копеек, итого 3 рубля 93 копейки! При этом оптовая цена электроэнергии стоит всего 64 копейки. Понятно, что доставка дорога, но не настолько же!
Несмотря на то, что 4 марта РСТ выпустила приказ “О единых тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям РБ”, стоимость передачи электроэнергии недавно снизилась незначительно — всего на 50 копеек.
Вопрос ценообразования в отрасли вызвал дискуссию среди членов бюджетного комитета Народного Хурала. Так, депутат Матвей Баданов задал вопрос руководителю РСТ Оксане Чебуниной: по каким критериям оценивается эффектность работы регулятора? Ответ прозвучал в том духе, что, мол, это поиски компромисса между интересами получения прибыли у энергетиков и интересами населения и бизнеса.
Но пока компромисс получается странный. Несмотря на то, что правительство России заявило, что в 2011 году стоимость электроэнергии вырастет не более чем на 15%, в Бурятии для бизнеса кВт/час вырос почти на 60%! При этом на совещании было заявлено, что энергетики хотят дополнительного повышения нынешним летом тарифа еще на 15%!
Неудивительно, что, по словам депутата Сергея Цыдыпова, в соседней Монголии, куда Россия поставляет электроэнергию, стоимость киловатт-часа ниже, чем в Бурятии!
А депутат Александр Попов отметил, что сегодня, например, предприятия п. Выдрино, расположенного на территории Бурятии, заключают договоры с энергосбытовой компанией из Иркутской области для присоединения их к электроэнергии, которая будет обходиться им в два с лишним раза дешевле, чем в республике!
При этом депутаты так и не получили от сбытовиков и перепродавцов электроэнергии внятного ответа, куда уходят деньги, которые и население, и предприятия платят во все возрастающем объеме?
Традиционный ответ: “на ремонт сетевого хозяйства” депутатов не устроил — ежегодно на эти цели якобы идут огромные деньги, но сетевое хозяйство становится только хуже.
Одной из причин роста тарифов было названо желание акционеров того же ОАО “Бурятэнергосбыт” в получении максимальной прибыли. Причем любой ценой.
Представители “БЭС” фактически уклонились от вопросов депутатов: кто является владельцем компании? Однако, по данным газеты “Ведомости”, в конце 2009 года владелец конт-рольного пакета акций “БЭС” Михаил Абызов продал свою долю в “Бурятэнергосбыте” компании “Энергострим”, зарегистрированной в июне 2008 г. в Московской области. Этой компанией владеют ООО “Москапинвестстрой”, Виктор Тихомиров и Марина Абрамова (по 33,3%), а гендиректором является коллега Абызова по РАО Юрий Желябовский.
В газете “Тверские ведомости” в статье “Ледяной дождь как последний звонок” от 11.02.2011 года Гарри Ламакин, почетный энергетик РФ, сообщил, что тогда же “Энергострим” начал скупку активов энергосбытовых и других компаний и увод их в офшорные зоны. По мнению энергетика, ООО “Энергострим” в России контролирует 14 энергосбытовых компаний, 9 офшорных компаний и массу других предприятий. И, по его словам, “трагедией в электроэнергетике является отсутствие профессионалов. Управляют отраслью экономисты, юристы, менеджеры, финансисты, бывшие военные, не понимающие разницу между киловаттом и киловатт-часом, забывшие школьный закон Ома”.
Впрочем, закон максимального выжимания прибыли акционеры знают хорошо. Можно только догадываться, сколько денег выводится ежегодно из Бурятии при столь астрономических тарифах. Депутатов больше всего возмущает, что мы становимся свидетелями ежегодного повышения стоимости тарифов, а инвестиций при этом не видно, в результате мы наблюдаем постоянное снижение качества предоставляемых услуг. И никто не объясняет, куда идут деньги, получаемые от населения и предприятий!
Депутаты отмечают, что если бы энергокомпании были более открытыми, то многих вопросов можно было избежать.
Причем, по мнению депутатов Народного Хурала, ситуация усугубляется большим количеством посредников и перепродавцов на пути от производителя электроэнергии до потребителя. Каждый накручивает свою маржу, в результате чего товар (электроэнергия) оказывается в несколько раз дешевле, чем его доставка. Такие чудеса случаются только в энергетике.
Депутаты бюджетного комитета проголосовали за то, чтобы еще раз провести заседание по вопросу ценообразования в отрасли и заслушать все заинтересованные стороны.
Было заявлено, что у властей Бурятии есть возможности для того, чтобы сдержать галопирующий рост энерготарифов, но для этого необходим целый комплекс мер для нормализации ситуации в отрасли.
Кстати, депутаты предложили рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в законодательство, позволяющих Народному Хуралу утверждать кандидатуру руководителя республиканской службы по тарифам.