Проект «САЙНУУ! ГЭР (ДОМ)» посвящен обретению дома для двух значимых в республике организаций — Национального музея и театра «Байкал». 3D-дизайнеры команды Центра креативных индустрий «Хэб-Хаб» создадут интерактивных персонажей, или «маскотов», которые станут интерактивными проводниками в мир бурятского искусства.
— У нас началось строительство двух прекрасных зданий, знаковых для Республики Бурятия, которые мы давно ожидали и давно над ними работали. Сейчас готовится фундамент, проводятся земляные работы, строится первый этаж, возводятся здания, все так основательно. Можно сказать, что наши идеи материализуются в виде стен, потолков и фундаментов… параллельно идет работа над тем, чтобы в умах, в сердцах, в мыслях жителей республики создавался образ театра «Байкал» и образ Национального музея Бурятии и это воплощается в проекте «САЙНУУ! ГЭР (ДОМ)». В умах, наших сердцах, мыслях и реально на земле строятся прекрасные здания, которые будут призваны поменять облик всего нашего города! — отметила министр культуры Соелма Дагаева.
Образы этих организаций также воплотятся в виде маскотов, которые нарисуют художники Центра креативных индустрий «Хэб-Хаб». Куратор проекта визуального воплощения образов Бато Гонгаев рассказал «МК в Бурятии», что основная задача маскотов — привлекать в мир бурятского искусства младшее поколение.
— В рамках проекта «САЙНУУ!» и его продолжения «САЙНУУ! ГЭР» художниками Центра креативных индустрий «Хэб-Хаб» проводились исследования данных институций. И в этих исследованиях мы находили образы, которые могли бы соответствовать характеру этих институтов. Их главная цель и задача — это коммуникация с подрастающим поколением: школьников, студентов и детей младшего возраста, чтобы они могли узнавать о музее в интересных формах, в том числе интерактивных, с применением AR-технологий или VR-технологий, чтобы им было интересно. На сегодня есть несколько эскизов по музею, которые идут в работу. Такая же работа ведется для театра «Байкал». Надеюсь, к Новому году горожане смогут познакомиться с маскотами театра «Байкал» и Национального музея Республики Бурятия, — сообщил куратор проекта.
Талисманы мероприятий
Между тем не у каждого бренда Бурятии есть визуальное воплощение или талисман. «МК в Бурятии» решил вспомнить всех маскотов, которые есть или были в Бурятии. Как оказалось, их не так уж и много. При этом чаще всего они появляются на крупных праздниках, на корпоративных мероприятиях и, внезапно, в день выборов.
Что такое маскот? Маскот — это персонаж-талисман, который может представлять собой животное, человека или вымышленное существо. Его главная цель — маркетинг: с помощью ярких и запоминающихся образов компании формируют свой имидж и связывают различные продукты одной сюжетной линией. Обычно маскоты имеются у крупных брендов и спортивных команд, их также создают для продвижения чемпионатов и Олимпийских игр. Например, символом чемпионата мира по футболу, проходившего в России в 2018 году, стал волк по имени Забивака.
Всем известны маскоты из мира спорта: символы чемпионатов и футбольных команд. Но у нашего футбольного клуба «Бурятия» пока еще нет своего маскота, что неудивительно, так как команда любительская и не имеет финансовой поддержки.
Зато вспомнился маскот из недавнего прошлого Бурятии — на прошедшем в 2019 году чемпионате мира по боксу среди женщин был выбран свой талисман, отражающий особенности региона. Символом этого крупного спортивного мероприятия стала нерпа в боксерских перчатках, имя которой придумывали всей республикой. Нерпа Байкалочка встречала гостей чемпионата в туристско-информационном центре «Байкал». Сейчас нерпенок в бурятской шапке является символом республиканских детских игр.
Специфика региона
Самым популярным маскотом в республике оказался бык. Это неудивительно, так как Бурятия в первую очередь животноводческий регион. Это и самый древний маскот республики — все помнят, что входную группу компании «Бурятмяспром» всегда украшала скульптура быка. Сейчас маскот компании сопровождает все мероприятия, где выставляется продукция «Бурятмяспрома».
Также бык становится символом из-за культурологических особенностей республики. Тотем «Буха-нойон» олицетворяет прародителя, верховное божество в верованиях бурят. Именно этот образ стал символом прошедшего в 2024 году всебурятского праздника «Алтаргана» в Монголии. Если продолжить ряд тотемных маскотов, то сюда можно включить деву-лебедь хори-бурят, всебурятский же тотем шоно (волк), который, кстати, был талисманом «Алтарганы-2020» в Иркутской области.
Бык также является талисманом БГСХА, он же стал талисманом республиканских летних сельских спортивных игр-2024 в Бичурском районе, ему даже придумали имя «Бичуренок». В этом году в Закаменском районе появилась шикарная скульптурная композиция с волами, тянущими повозку. Композиция, установленная на въезде в село Санага к годовщине освящения статуи Арьябалы, символизирует путь к вере.
Разнообразили быков республики яки из Окинского района. Правда, из-за дальности района их фотографии с мероприятий нечасто можно увидеть в сети, зато они отметились на выборах. Кстати, на выборах президента России в этом году Бурятия стала лидером по появлению на избирательных участках всевозможных персонажей, в том числе и маскотов.
В частности, кроме яков, голосовали гуси Баир и Дарима из Селенгинского района, кабан из Кабанского района, тарбаган из Тарбагатайского района, маскоты центра финансовой грамотности и другие.
Еще один известный маскот республики — это элемент бренда компании «Титан» — лысый дядька в темных очках. И если на заре своего возникновения он в основном появлялся в виде изображения, то в последние годы на всех праздниках компании и республиканских мероприятиях можно увидеть его воплощение в виде ростовой куклы. У компании «Снежный барс» был одноименный маскот, сейчас такой же маскот иногда появляется у спортивных команд Тункинского района. Талисманом ВСГУТУ считается рысь.
Гостей Баргузинского района иногда встречают соболь, нерпа и дедушка Баргузин.
Если понятие маскотов расширить, то сюда же можно причислить и ожившие скульптуры. Благодаря проекту «Живые статуи» в Бурятии ожили известные и узнаваемые памятники Улан-Удэ: Мэргэн — стрелок из лука с бульвара Карла Маркса, «Мать-Бурятия» с Селенгинского моста, баторы с Богатырского моста и другие. Иногда живые статуи все еще можно увидеть на разных мероприятиях республики.
Маскоты бурятских гастробрендов
Учитывая, что самым известным гастрономическим брендом республики являются буузы, это, можно сказать, самый популярный гастромаскот. В Бурятии есть и скульптуры, и сувениры, и картинки с буузой. Также есть и стикер в виде буузы в телеграм, причем даже не один: есть наборы стикеров Comedy buuza и еще один — с бешеной буузой.
Можно было бы предположить, что у нас стопроцентно должен быть оживший маскот в виде буузы. Однако никто из опрошенных корреспондентом «МК в Бурятии» жителей Бурятии не смог вспомнить его как воплощенный в виде куклы персонаж. И как оказалось, в этом вопросе нас давно обошли в Забайкальском крае и в… Москве. В первом случае — ростовая кукла в виде буузы появилась на каком-то мероприятии в 2021 году, а во втором случае маскот в виде буузы завлекает прохожих в кафе сибирской кухни, которое, вероятно принадлежит выходцу из Иркутской области, ведь только они все еще называют буузы «позами».
Из гастробрендов можно вспомнить боргойского барана, чей образ в разных видах появляется на одноименном фестивале, фофоновский огурец из Кабанского района, картофельный человечек в Харгане и много других.
Маскоты — проводники
В прошлом году на фестивале «Бумажный ключ» в Улан-Удэ прошел конкурс, где дети создавали маскота, который бы ассоциировался с Бурятией и отражал ее важные достоинства. Тогда были выбраны снежный лев, соболь и девочка с кошачьими ушками. Но больше нигде эти маскоты представлены не были.
Теперь свои маскоты появятся и у Национального музея и театра «Байкал». Кроме очевидного — привлекать внимание к бренду, они несут важную функцию — станут проводниками в мир бурятского искусства, в первую очередь, для детей.
Напомним, «САЙНУУ! ГЭР (ДОМ)» — социокультурный проект, который реализуется в рамках инвестиционного проекта — строительства новых зданий для Национального музея Республики Бурятия и Бурятского национального театра песни и танца «Байкал» при поддержке правительства Российской Федерации, правительства Республики Бурятия и министерства культуры Бурятии. В Центре креативных индустрий «Хэб-Хаб» в рамках нового проекта уже прошли мастер-классы по типографике и каллиграфии для всех желающих. По итогам этих воркшопов появится обновленный фирменный стиль «САЙНУУ! ГЭР (ДОМ)», сделанный руками горожан, увидеть который можно будет на сайте, афишах и других носителях фирменного стиля. Проект реализуется ВЭБ.РФ в Бурятии уже второй год совместно с командой Центра креативных индустрий «Хэб-Хаб» и жителями республики, ставшими участниками, героями и авторами различных творческих активностей: мастер-классов, создание муралов на стенах школ, записи аудиоисторий, выставок, лекций, перформансов, фэшн-показов, квеста и других акций.