МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Улан-Удэ

Берегись автомобиля

В судах Бурятии рассматривается дело о понуждении ГИБДД зарегистрировать автомобиль добросовестного приобретателя

Наше государство неоднократно декларировало всемерную защиту частной собственности как основы основ рыночной экономики.

Фото: russianstock.ru

Возможно, где-то частную собственность и защищают, однако для огромной армии автовладельцев такие заявления не более чем слова. Добросовестно купив автомобиль, поставив его на учет и получив номера, годами проходя техосмотры и проверки на дорогах, вы не застрахованы от того, что в любое мгновение государство может превратить вас в пешехода. Под предлогом, что «машина имеет криминальное прошлое», ГИБДД снимает с автомобиля регистрацию, вернуть которую законными методами практически невозможно, так же, как и вернуть деньги. Зато существует масса незаконных методов легализовать такой автомобиль. Говорят, половина машин, выезжающих каждый день на улан-удэнские дороги, обрели это право именно таким способом, и переданное на прошлой неделе в суд «дело Аламжи» прекрасный тому пример. Впрочем, наша история о том, почему невозможно обязать управление ГИБДД по Бурятии зарегистрировать автомобиль, если он был куплен добросовестным приобретателем, тем более, что в стране такие примеры уже есть.

Запрет регистрировать такие машины незаконен

В 2004 году при регистрации транспортного средства владельцу подержанного автомобиля «Тойота-Лэнд Крузер 100» в управлении ГИБДД МВД по РБ были выданы номера и свидетельство о госрегистрации. Ничто не омрачало жизнь счастливого автолюбителя, пока в 2007 году сотрудник ДПС не махнул на дороге волшебной палочкой и не сообщил владельцу, что его машина занесена в черный список, снята с регистрации и пользоваться ею с этого дня нельзя. В результате неоднократных обращений в органы ГИБДД стало известно, что машина снята с регистрации в связи с тем, что ПТС, переданный покупателю продавцом, оказался поддельным, а, кроме того, японская машина, произведенная в 2000 модельном году для европейских стран, была не растаможена. Это выяснилось только в 2005 году, по данному факту было возбуждено уголовное дело, которое ничем не завершилось. Заявления в ГИБДД с требованием зарегистрировать автомобиль так ни к чему и не привели. Ответ был один – зарегистрировать не можем, обращайтесь в суд.

О том, что он такой не один, владелец «крузера» выяснил, когда занялся этим вопросом вплотную. Собратья по несчастью предпринимали разные способы разрешить проблему. Кто-то платил немалый таможенный сбор, кто-то по дешевке продавал машину на запчасти. Лучом надежды среди всеобщего отчаяния стали решения Конституционного суда РФ, рассмотревшие аналогичные случаи. Сначала в Конституционный суд РФ обратилась жительница Кургана Г.Шикунова, чью иномарку сняли с регистрации по причине обнаружения подделки в серии и номере бланка ПТС. Решением Курганского городского суда от 10 декабря 2009 года за гражданкой как добросовестным приобретателем было признано право собственности на автомобиль, но в удовлетворении ее требования о восстановлении регистрации суд отказал.

Чуть позднее в Конституционный суд РФ обратился житель Челябинска Костенко, который еще в 1998 году купил и зарегистрировал «Тойоту», как оказалось, прошедшую мимо таможни, которая у нас якобы всегда на замке. Несмотря на то, что этот факт выяснился только десять лет спустя, регистрация автомобиля была аннулирована. Челябинские суды отказали в требовании к Челябинской таможне выдать ПТС, равно как и в иске к ГИБДД зарегистрировать машину, упирая на то, что факт добросовестной покупки ко всему этому не имеет значения.

И в первом и во втором случае Конституционный суд РФ постановил – сам по себе факт неуплаты таможенных платежей фирмой или продавцом, равно как и факт подделки ПТС, не может быть препятствием для добросовестного приобретателя во владении, пользовании и распоряжении его четырехколесным имуществом. Законодательство разрешает восстановление регистрации в подобных случаях. Более того, запрет для честных покупателей регистрировать авто является незаконным.

Конституционный суд России нашим судам не указ

Держа в руках постановления Конституционного суда РФ и убедившись через Интернет, что Шикунова и Костенко зарегистрировали-таки свои машины, владелец «Тойоты-Лэнд Крузер 100» Леонид Калина-Деревицкий поспешил в наш суд. Дважды (!) Железнодорожный районный суд первой инстанции выносил решение обязать управление ГИБДД МВД по РБ восстановить регистрацию и дважды Верховный суд РБ отменял это решение, находя новые и новые причины. В третий раз суд отказал истцу на том основании, что машина таможню не прошла, все проведенные экспертизы на предмет безопасности транспортного средства несостоятельны, а все доводы Конституционного суда РФ в данном случае во внимание приняты быть не могут.

— Вся эта ситуация напоминает абсурд, — рассказывает Леонид Калина-Деревицкий. – Машина регистрируется ГИБДД, то есть государство признает законность этого факта. На тот момент, когда машина проходила регистрацию, существовало правило – дорогостоящие машины проходили проверку. Сотрудник ГИБДД отправлял запрос в ГАИ, где машина до этого стояла на учете. На момент покупки моя машина такую проверку должна была пройти и в материалах дела имеется положительный ответ Псковского ГАИ. В 2012 году Центральное информационно-техническое таможенное управление сообщило, что сведения о моей машине в базе данных отсутствуют. Спрашивается, кто дал ложную информацию в ответ на запрос, почему этого сотрудника ГАИ не установили и не привлекли к ответственности. Почему о возбуждении уголовного дела по факту подделки ПТС моей машины я узнаю тогда, когда оно уже потеряно, а сроки давности о привлечении к уголовной ответственности истекли. Уголовное дело по факту подделки документа на мою машину существовало, но меня никто даже не допросил. На сегодня данное уголовное дело в архивах полиции не значится, акты о его списании и уничтожении не сохранились. Кто-то выслал на запрос ложный ответ, кто-то где-то взял ПТС, отпечатанный на Гознаке, вписал в него ложные цифры и зарегистрировал. В 2005 году в Бурятии было похищено 6 тысяч ПТС, по данному факту было возбуждено два уголовных дела, которые в прошлом году благополучно закрыли за неустановлением лиц, совершивших преступления. Где эти ПТС, в какие регионы они ушли и какие машины были с помощью них зарегистрированы? Никто нам до сих пор на эту тему ничего не сообщил. Получается, по вине, в том числе и сотрудников государственных органов, мне нанесен ущерб. Вот уже пять лет я не могу пользоваться своей машиной и не могу ее продать. Получены экспертные заключения о том, что машина соответствует безопасности дорожного движения. Все упирается в суд, но суды не желают признать мое право добросовестного приобретателя на пользование машиной. Даже Конституционный суд РФ нашим судам не указ. В кассационном определении Верховного суда РБ под председательством Пащенко вместо того, чтобы оценить доказательства безопасности автомобиля, суд фактически рекомендовал суду первой инстанции не восстанавливать регистрацию, с чем успешно и справилась судья Левшукова. Я обращался с этим вопросом в приемную Медведева, другие инстанции, все отвечают – мы такими вопросами не занимаемся. А кто занимается? Получается, что меня и таких, как я, а нас, поверьте, немало, просто толкают на незаконные действия.

Комментарий Александра Гребенщикова – старшего госинспектора безопасности дорожного движения управления ГИБДД МВД по РБ:

– Действительно, проблема аннулирования регистрации транспортных средств, которые первоначально были зарегистрированы в соответствии со всеми нормами, существует и достаточно распространена. К примеру, за первые три месяца 2012 года сотрудниками ГИБДД по разным причинам только в Улан-Удэ была аннулирована регистрация 36 автотранспортных средств. Основания для аннулирования разные – подделка ПТС, ввоз «конструкторов», неуплата таможенных платежей, и от этого при покупке подержанной иномарки на сегодня не застрахован никто. Что касается случая Калины-Деревицкого, по делу которого я представляю сторону МВД по РБ, регистрация его автомобиля, как имеющего криминальное происхождение, аннулирована на основании действовавшего на тот момент приказа МВД РФ №59 «О порядке регистрации транспортных средств». Уголовное дело по факту подделки ПТС на эту машину приостановлено по причине неустановления виновных. Нормативные акты указывают, что зарегистрировать транспортное средство в иных случаях возможно только по решению суда. Будет такое решение суда, мы его исполним. Насколько мне известно, в Бурятии таких решений — обязать ГИБДД зарегистрировать автомашину, имеющую аналогичную историю, — пока не было.

Следите за яркими событиями Бурятии в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах