Сюжет для первого из них (законному) сразу же обозначил глава Бурятии.
На планерном совещании Вячеслав Наговицын, проникшись тревогой резидентов кластера «Подлеморье» об угрозе срыва туристического сезона, заявил, что «источник нельзя никому отдавать», и что к нему «должен быть равный доступ». «Многие построили туробъекты, рассчитывая на доступ к лечебному источнику. Как только отдаешь одному, он начинает подавлять всех конкурентов. Если мы хотим, чтобы там создавался туристический кластер, прямо запретите это делать», — сказал Вячеслав Наговицын и дал поручение зампреду правительства по экономике Александру Чепику «глубоко разобраться» в ситуации.
Александр Чепик подтвердил факт нарушения закона: «Раньше участок арендовал один, сейчас — другой, вопреки федеральным законам он поставил забор, ограничив пропуск людей на эту территорию. Сегодня я дам поручение создать комиссию», — сказал Александр Чепик, подчеркнув, что в этой ситуации «непонятна позиция муниципалитета».
Напомним, как писал еженедельник «МК» в Бурятии», накануне летнего туристического сезона в местность Загза пришли неизвестные, отрезали ванный корпус и душевые кабины от скважины с сероводородом, нарастили собственную трубу и пустили ее «разогревать» болото. А ближе к грунтовой дороге бригада строителей соорудила металлический забор, перегородивший путь автотранспорта к озеру. Люди, приезжающие сюда ради сероводородных процедур, зачастую страдающие нарушениями опорно-двигательного аппарата, вынуждены бросать машины на обочине грунтовой дороги, поскольку у забора практически нет парковочных мест, и идти к источнику пешком. А обнаружив пустой бассейн, разворачиваться обратно. По этой же причине многие постоянные клиенты гостевых домов стали массово отказываться от услуг резидентов «Подлеморья». «Выяснить, почему сероводородная «лечебница» не работает, не у кого. Старый хозяин вышвырнут вон, новый не показывает носа. Районные власти как воды в рот набрали — молчат!» — писала газета.
Так вот, пока республиканские власти снаряжали правительственную комиссию, пока резиденты туристического кластера «Подлеморье» пытались достучаться до правоохранительных органов и восстановить справедливость, Кабанская администрация отчаянно пыталась «пометить» захваченную территорию и задним числом обеспечить законность проведенных под ее крылом манипуляций с «прихватизацией» термального источника.
Среди таких мероприятий можно назвать пресс-тур, организованный с участием некоторых республиканских СМИ (надо ли говорить, что «МК» приглашен не был?) по местам отдыха на восточном побережье Байкала с заходом к термальному источнику в Загзе. Журналистам был показан старый капитальный сруб с пустующей бетонной ванной, где, по словам экскурсоводов, санитары нередко обнаруживали гельминты (а как без страшилок-то?!). Зато сейчас пришел «настоящий хозяин», построил замечательный забор, несколько капитальных строений и загнал надувную ванну 6 на 6 метров под навес, какой используется для пивных ларьков. К ванне подведены трубы с сероводородом. В ней плескаются счастливые люди — взрослые и детвора, что, разумеется, должно вызвать массу умилений и восторженных отзывов. Все это действо сопровождали щедрыми комментариями районных чиновников, отрицающих факт рейдерского захвата земли и целебного источника: «Никакого рейдерского захвата не было, участок перешел к бизнесмену законно!» — твердили они.
Но это — на публику. А в реальности по части законности сомнения не покидают, похоже, не только резидентов, из-под носа которых умыкнули источник, но и самих муниципальных чиновников во главе с Сергеем Савватеевым. Об этом буквально вопиет протокольное решение, принятое по итогам совещания в администрации Кабанского района 19 июня. Что ни пункт, то чистосердечное признание в незаконности сделки. Что ни пункт, то поручение легализовать самозахват источника, земельного участка лесного фонда и возведение пресловутого забора.
К примеру, про забор: «…проработать вопрос о законности установления ограждения территории…». Про кадастровый номер, которого у этой территории тоже не оказалось: «обратиться с ходатайством о «возврате» (?!) участку кадастрового номера». О праве аренды скважины — задним числом решено попросить геологический институт СО РАН предоставить ее в аренду. Та же ситуация с использованием льющейся из скважины воды: попытаться-таки получить лицензию на право пользования термальными водами! И, наконец, как косвенное признание факта ограничения Игорем Титовым доступа к минеральному источнику — рекомендация комиссии предприимчивому бизнесмену-депутату «обеспечить беспрепятственный доступ ветеранам ВОВ, инвалидам и иным социально незащищенным группам населения».
Любой здравомыслящий человек, прочтя такое протокольное решение, поймет, что с забором здесь явно поторопились. Если, конечно, именно такой сценарий не планировался с самого начала: зайти, отрезать трубу, воткнуть свою, построить забор, обозначив серьезность намерений, а уже потом обеспечить сделке юридическую чистоту, что, собственно, и называется рейдерским захватом…
Да и тональность протокольного решения, тщательного вычищенного от критических высказываний резидентов зоны «Подлеморье», наводит на мысль, что местная власть либо смирилась с фактом захвата источника, земли и даже строительства забора, либо сама стоит за этим безобразием, отчаянно пытаясь обеспечить законность задним числом.
Откуда такая упертость? Неужто на-дежда на зампреда по экономике Александра Чепика, о возможном участии которого в сделке с источником писал «МК» в Бурятии» в статье «Под прикрытием»?
В телефонной беседе с корреспондентом «МК» вице-премьер правительства Бурятии заявил, что никакого личного интереса к источнику он не имеет. Не способствовал и не намерен способствовать впредь незаконным действиям в решении его дальнейшей судьбы. И не занимает в этой конфликтной истории чью-либо сторону, кроме той, на которой стоит закон. А, к примеру, с точки зрения закона, забор, построенный Игорем Титовым, должен быть снесен. Вот и весь сказ! Что тут еще решать?