А в 1899 г. электрическая станция появилась при депо для производства ремонта подвижного состава.
110 лет назад, в 1905 году, купцом П.Н.Нестеровым и его компаньонами по «Первой электроосветительной К» на Набережной реки Уды было начато строительство небольшой электропаровой станции. Строительство закончилось в 1908 году, станция стала сдавать электричество в торговые заведения и дома городских богачей. В том же году на улицах были установлены первые 15 дуговых электрических фонарей.
Однако станция могла удовлетворить потребности Верхнеудинска в электроэнергии только на 30%. Ночью город, за исключением нескольких кварталов на главной улице, магазинов, кооперативов и здания Совнаркома (ныне ул. им. В.И.Ленина, №27), погружался во мрак, так как освещался всего 63 уличными лампами (планировали увеличить до 100 ламп). А областная больница и типография вынуждены были строить свои локомобильные станции.
По большим праздникам иллюминировали арки и некоторые учреждения города. Вот как, например, проходила 1 августа 1924 г. первая годовщина создания Бурят-Монгольской АССР. «По Ленинской улице ходят, взявшись за руки, шеренгами бурятские девушки в национальных костюмах. У окон кооперативного магазина стоит толпа. Рассматривают огромную куклу… С 10 часов вечера город иллюминируется и у двух центральных арок по улице Ленина устраиваются митинги (вторая арка была у каланчи, то есть рядом с Ленина, 13). Учреждения старались перещеголять друг друга в выдумке украшений, иллюминаций. Первенство взял Дальбанк своей иллюминированной вращающейся звездой…».
В ноябре 1924 г. в городе открылся электромагазин горисполкома. «Электротовары: лампы уат и полуат, звонки, элементы сухие Лекланше, фонари, телефоны, мембраны угольные и порошок к ним», гласила реклама. Тогда годовой бюджет города составлял 357 тысяч руб. Основные плательщики в бюджет были электростанция, скотобойня и переправа через Селенгу. Город собирал многочисленные налоги и сборы: на велосипеды, на лошадей, на проезд через Удинский мост, на пригоняемый скот, на прописку, канцелярский сбор, на перевозной промысел и т.д.
Тогда в городе тарифы на электроэнергию были от 40 до 60 копеек за киловатт/час. Торговля и ремесленники платили по 90 копеек. Кроме этого оплачивалась аренда счетчика — 40-60 коп. в месяц.
17 мая 1925 г. электричество подали в село Поселье, для этого построили линию электропередачи длиной 4 версты. Тарифы для крестьян были на 25% ниже, чем в городе. В 1925 г. электростанция работала по ночам — считали, что днем и так светло. А летом пытались найти потребителей на дневное время, предлагали специальный тариф, но все отказались. Практически все предприятия имели собственные динамо-машины. Осенью 1925 г. электростанция перешла с угля на дрова.
24 марта 1926 г. БурЦИК и СНК БМАССР обязали владельцев торговых и промышленных предприятий установить над вывесками электрические лампы и по ночам освещать ими улицу. К 20 ноября 1926 г. в Верхнеудинске количество абонентов электростанции выросло до 3 тысяч. Себестоимость электроэнергии — 21,7 копейки. Потери в сетях — 14%. Только в октябре 1928 г. городская электростанция издала справочник, в котором было написано, на какой улице какое напряжение в сети (110 или 220 В).
С увеличением количества предприятий и численности населения города электроэнергии стало не хватать. В декабре 1929 г. писали: «В 15 часов дня уже темно, а городская электростанция начинает подавать электроэнергию позднее. Работать в учреждениях практически невозможно»
Еще в октябре 1926 г. Госпланом Бурят-Монгольской АССР был рассмотрен проект строительства в Верхнеудинске центральной электростанции на 200 киловатт. «…По решению Госплана БМР в зимний период будут начаты работы по строительству новой электростанции в Верхнеудинске. Место постройки — берег реки Уды вблизи ж/д моста… Новая электростанция будет работать на «белом угле» (водяной двигатель)».
1 января 1931 г. в 12 час. дня состоялась закладка фундамента Верхнеудинской электростанции. А 26 марта 1933 г. пущена в эксплуатацию первая очередь центральной городской электростанции (ЦЭС) мощностью в 750 кВт. Старая станция была закрыта в марте 1933 г. (сейчас на этом месте кафе «На Набережной», 14а). В 1934 г. была сдана вторая очередь и установленная мощность новой станции достигла до 3350 кВт, а в 1935 г. мощность станции была доведена до 6250 кВт.