МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Улан-Удэ

Почему Бурятия не смогла добиться денег на тушение и профилактику лесных пожаров

Лесные пожары в Бурятии привлекли внимание Госдумы России

В начале августа в республику прибывает делегация Высшего экологического совета (ВЭС) комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии российского парламента.

Фото: russianstock.ru

Между тем из мест, объявленных зоной чрезвычайной ситуации, поступают сведения, что тушение пожаров происходит крайне вяло. По словам жителя Усть-Баргузина, в эти дни весь поселок погрузился в «молоко», дышать приходится через влажные маски. И хотя местное население активно привлекается спецслужбами для тушения пожаров, обстановка не улучшается. Самым эффективным средством становятся встречные палы, которые также наносят ущерб природе. Тушить нечем, людей мало. «А что можно сделать одними лопатами?» — говорит житель Усть-Баргузина.

На 31 июля в Бурятии зарегистрировано 47 очагов на площади более 26 тысяч га. В лесах республики введен режим чрезвычайной ситуации. Доступ в лес запрещен. Всего на тушении работают 1181 человек — сотрудники лесной охраны, местные жители, арендаторы. Задействовано 119 пожарных машин, 22 трактора, 17 бульдозеров. В прошлом году на эту же дату было 912 очагов на общей площади более 94 тысяч га.

При обнаружении лесного пожара необходимо обратиться по телефону доверия региональной диспетчерской службы (83012) 20-44-44.

— Горит в гольцах, в труднодоступных местах, на пожаре занято 300 человек. Из них половина — парашютисты, остальные — местное население, — рассказывает «МК» Елена Леонтьева, первый заместитель главы Баргузинского района. — Нам не хватает специалистов по тушению пожаров.

Роспотребнадзор ежедневно берет пробы воздуха. Ситуацию спасает ветер, который разгоняет дым. Но опять-таки именно ветер их затем раздувает.

— Ликвидировали очаг на 235 гектарах, лес горит в Национальном парке на площади свыше 1000 гектаров, три пожара в Шанталинском лесничестве. Ситуация сложная, только этим и занимаемся. Перебрасываем технику, привлекаем дополнительно людей, — подчеркивает Елена Леонтьева.

Между тем прокуратура Бурятии проверила исполнение законодательства о защите от чрезвычайных ситуаций. По данным этого ведомства, с начала года было ликвидировано более 400 сельхозпалов, в 50 случаях сельхозпалы перешли в пожары на территории лесного фонда России. Как отметили «МК» в прокуратуре, «надлежащих мер к тушению пожаров государственной противопожарной службой РБ не принято».

По оценке этого ведомства, «дислокация подразделений пожарной охраны Госпожслужбы не обеспечивает максимальное прикрытие населенных пунктов, своевременное прибытие подразделений пожарной охраны... к месту возникновения пожара». Именно поэтому прикрытие большинства населенных пунктов в республике — на совести добровольных пожарных формирований. Но и они бывают бессильны.

— Добровольцы не снабжены пожарными автомобилями, у них нет пожарного оборудования, что не может обеспечить своевременное принятие мер по локализации и ликвидации возникающих пожаров, — говорят «МК» в прокуратуре РБ.

— Такой засухи, как нынешняя, не припоминаю за все годы моей работы, — рассказывает Валерьян Доржиев, председатель СПК «Хуторхой». — Пожары подходили к селам Майск, Арзгун, слава богу, дома не пострадали. В Курумкане нечем дышать, солнца не видно. С кормами будет плохо, на пастбищах нет травы, даже болота высыхают.

По мнению Владислава Сультимова, главы Курумканского района, еще вчера охваченного огнем почти на сто процентов, «ситуация стабилизировалась, пик обострения прошел»:

— Помощь со стороны МЧС была оказана своевременно. На нашем участке работают около 170 человек, в том числе парашютисты из Якутска. Основные очаги ликвидированы, сейчас горит в труднодоступных местах.

На фоне небывалой засухи дефицит пожарных и техники наиболее очевиден. Так, вопреки рекомендациям МЧС России численность подразделений государственной противопожарной службы РБ составляет чуть более 1 тысячи человек при нормативе около 1,5 тысячи.

Не соответствует нормативному уровню и количество специальной пожарной техники. При норме в 248 фактически в наличии имеется 126 единиц, констатирует прокуратура Бурятии. При этом срок эксплуатации 102 машин почти истек и составляет 11 лет и выше.

А мы удивляемся, почему горим и почему не тушим!

Цитата

  Фото: prokuratura-rb.ru Валерий Петров прокурор Бурятии.

— Лесные площади, пройденные огнем, возросли более чем в 6 раз и уже превысили показатели за весь прошлый год. На ситуацию во многом повлияла жаркая и сухая погода, а также хроническое недофинансирование сферы. Так, из федерального бюджета выделено 12% нормативной потребности — 160,2 млн. из 1 337,3 млн. рублей, из республиканского — 10 млн.

Следите за яркими событиями Бурятии в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах