Вооружившись стрелковым оружием и самодельными взрывными устройствами, они напали на других учащихся и персонал и ранили 37 человек, причем 13 — смертельно.
Трагедия получила широкий резонанс и вызвала бурные споры об ужесточении конт-роля над фильмами, видеоиграми и молодежными субкультурами. Но кто бы мог подумать, что спустя без малого десять лет подобное случится в провинциальных городках России, не обойдя стороной и наш.
Подросток с топором
В то утро, 19 января, ничего не предвещало беды. Улан-удэнцы радовались светлому празднику Крещение и окунались в купели, как вдруг словно гром среди ясного неба прозвучала новость: в средней образовательной школе №5 поселка Сосновый Бор (где в свое время учился известный юморист и телеведущий Максим Галкин) устроили «теракт» — кинули взрывчатку. И сделали это свои же.
В первые минуты из-за неизвестности людей — особенно тех, чьи ребятишки и родные находились в учебном заведении на тот момент, — охватил леденящий страх. Более подробная, но неполная картина сложится лишь через несколько часов благодаря справке «о внеплановом привлечении личного состава ОМОН» Росгвардии по Бурятии вкупе с показаниями очевидцев.
Итак, в 9.37 поступило сообщение о возгорании в образовательном учреждении по улице Виталия Бонивура, 40. Выяснилось, что в кабинет №23 русского языка и литературы, где у семиклассников шел урок, ворвался подросток в маске с топором и коктейлем Молотова. Он бросил внутрь две бутылки зажигательной смеси, угодил ими в угол, из-за чего загорелись шкаф и шторы, и разбил голову учительнице. Несмотря на боль, она попробовала защитить учеников и стала выводить наружу. Тогда «вторженец» начал махать орудием и обрушивать на них удары, отрубив кому-то пальцы, а кому-то — щеку. А после попытался покончить жизнь самоубийством.
Тут пасынка майора ВДВ 15-летнего Антона и повязала группа оперативного реагирования ОМОН. Спустя некоторое время задержали его друга Александра. Тот, по его заверениям, сидел на другом уроке, и когда произошла бойня, ринулся домой и рассказал все родителям. А, по словам свидетелей, знал о готовящемся нападении и даже предупреждал нескольких человек в мессенджерах: «Завтра не приходи на уроки — будет «мясо», и уже после кричал: «Хотите жить — бегите!». Долго искали третьего — Илью, который, предположительно, сел в машину и сбежал: собака не могла напасть на его след. Как сообщил источник «МК» в Бурятии», изначально «теракт» планировали не один и не трое, а аж семеро школьников, включая девочку, и хотели устроить его после выпускного. Но все случилось раньше и иначе…
Сегодня следственное управление по Бурятии воздерживается от каких-либо комментариев. Уголовное дело, расследуемое по ст. 293 и ч. 2 ст. 105 УК РФ («Халатность», «Покушение на убийство двух и более лиц, совершенное в отношении малолетних»), передано в Главное следственное управление СКР. В Улан-Удэ приехали опытные следователи и криминалисты, которые будут работать здесь до выяснения всех причин ЧП.
Девочка с отрубленной щекой
Весь тот черный день школьники будут делиться друг с другом в соцсетях подробностями пережитого кошмара, часть которых разлетится по всему Интернету. Одна девочка со слезами поведает, что третий этаж полностью был в огне, а первый — в крови, другая — что сначала видела одноклассника с окровавленным топором, убегающего куда-то, а потом — и ученицу, потерявшую сознание, и учительницу, падающую в обморок. Какой-то мальчик потрясенно расскажет, что читал стихотворение и только благодаря этому не выбежал из двери в числе первых и не попал в кровавую мясорубку.
На место происшествия прибыли все экстренные службы, МВД, прокуратура, следственный комитет РБ и командование 36-й армии Вооруженных Сил РФ. Очаг на 15 кв.м потушили, около 500 человек из здания эвакуировали. Испугом отделались не все. Не считая самого нападавшего, было семь пострадавших — двое взрослых 41 и 44 лет и пятеро ребятишек 12-13 лет. Их доставили в военный госпиталь для предоставления экстренной медпомощи, а затем — в БСМП для оказания детальной. Завуч получила шок и психогенную реакцию, а учительница — открытую черепно-мозговую травму и рубленую рану теменной области слева. Рану ей вскоре зашили, но вот от потрясения до сих пор не избавили. После выздоровления власти Бурятии собираются поощрить отважного педагога за спасение детей.
У Андрея была зафиксирована рубленая рана шейно-грудного отдела в области позвоночника, у Владислава — закрытая черепно-мозговая травма и ссадина теменной области головы, а у Констанции — рвано-ушибленная рана лопаточной области. Сегодня они в удовлетворительном состоянии, чего не скажешь об остальных.
У Майи диагностировали рвано-ушибленную рану теменной области, области плечевого сустава слева, травматическую ампутацию второго пальца и рвано-ушибленную рану третьего на левой кисти. 20 ноября в течение шести часов их, висящих буквально на лоскутках кожи, пришивали под руководством всемирно известного хирурга Научно-исследовательского детского ортопедического института имени Турнера Сергея Голяны. Медики буквально сотворили чудо. Тончайшие сосуды и нервы соединены, кровообращение восстановлено, и вероятность того, что пальчики срастутся, довольна высока.
А вот Александра с рвано-ушибленной травмой головы и скальпированной раной щечной области хоть и вышла из комы, находится в пограничном состоянии, но с положительной динамикой. Сложнейшую операцию ей, чуть не лишившейся пол-лица, провели хирурги республиканской больницы скорой медицинской помощи и федерального научно-исследовательского центра имени Алмазова. Врачи и медсестры не отходят от маленькой пациентки ни на секунду. В дальнейшем ей предстоят сложные и, скорее всего, неоднократные косметические и пластические операции за счет бюджета. Из резервного фонда РБ выделят по 400, а из фонда непредвиденных расходов Улан-Удэ — по 200 тысяч рублей на компенсации пострадавшим. Остается ждать, что врачебное мастерство и детские организмы одержат верх. Сейчас это — самое важное.
«Меня все достало»
Сам нападавший пробыл в медучреждении до 11.00 23 января, а затем был арестован до 19 марта и переведен в СИЗО. Точного ответа на главный вопрос: «Почему парень пошел на подобное зверство?» - еще нет.
У Антона вполне обеспеченная и благополучная семья: мать, отчим — майор бригады ВДВ и двое младших сводных братьев, с которыми он часто гулял на улице, создавая образ доброго тихони. Родной отец — прапорщик— ушел от жены и сына. Мальчик воспитывался в строгости и усердно занимался учебой, хотел стать следователем, а впоследствии переключился на оружие и компьютерные игры и пристрастился к курению и алкоголю.
Друзья и одноклассники характеризуют его неоднозначно. Одни — как «ботана», не сказавшего никому плохого слова, другие — как троечника, отличающегося неадекватным поведением. Подросток часто веселился и бесился без причины, бился головой об пол, если что-то было не так, как хотелось, был склонен к агрессии и национализму. На его странице «ВКонтакте» обнаружились ссылки на игру «Сталкер» и подписка на паблики «Атеист», «Мир маньяков и убийц», «Нацистская Германия». С мая 2017-го юноша не брезговал нацистской атрибутикой, презирал всех и вся, курил и выпивал, нередко собирался со сверстниками в подъездах, а однажды чуть не накинулся на девочку, которая отказалась знакомиться с ним.
Сейчас следствие отрабатывает различные версии. Первая — «двойка» по литературе в четверти, недопуск к экзамену по предмету и, вероятно, «втычка» от родителей. Страшная месть предназначалась педагогу, однако под «замес» попали и школьники. «Никогда бы не подумала, что он может сделать такое. Тихий, нормальный мальчик. Да исправил бы оценку!» — не верит учительница. Вторая — конфликт с ровесниками по параллели. Но если досаждали девятиклассники, пострадали-то семиклассники! Не хотелось разбираться или было все равно, на кого «выплеснуть» агрессию?
Третья вероятная причина — приверженность тюремной субкультуре А.У.Е., имевшейся, но не особо распространенной в школе, и месть тем, кто не пожелал сдавать деньги в «общак». Но и воровская этика вряд ли допускает подобного насилия, жестокости и «марания» рук в крови… Четвертая — участие в спланированной «акции», ранее прошедшей в Перми. По предварительной информации, подросток состоял в закрытой группе в социальных сетях и мог быть связан с нападавшими в школах других городов. На его футболке красовалась символика германо-американской группы KMFDM, фанатами которой были учащиеся «Колумбайна». Не исключено, что свою лепту внесли и паблики, призывающие к суициду.
Наконец, пятый потенциальный мотив — протест против «неправильного» общественного порядка. Перед задержанием Антон будто бы заявил однокласснице: «Меня все достало — учителя, родители, школа. Аттестат не дают. Все хреново. И вообще, идите вы все…», а после рассказал полицейским, что планировал преступление год, а готовился в последний месяц, стащив все необходимые орудия у отчима. О «неспонтанности» нападения свидетельствует и тот факт, что в подвале учебного заведения нашелся целый схрон горючей жидкости — емкости проносились мимо старенькой вахтерши на протяжении долгого времени. «Он хотел уйти из жизни — умереть от безысходности. Но не получилось убить себя до конца», — говорят ребята.
Но психолог, который работал с подростком до случившегося, не заметил ничего… Так что начинать нужно не только с обеспечения школ штатными или приходящими врачевателями душ, но и с повышения их профессионального уровня, не только с введения пропускного режима, установки тревожных кнопок и рассадки обученных охранников, но и «оздоровления» всего социума.
Трагедия, которая случилась в маленьком поселке на минувшей неделе — трагедия, в которой не виноват никто и виноват каждый. И родители, возможно, недодавшие внимания и переборщившие со строгостью, как нередко бывает у военнослужащих. И учителя, необязанные вникать в душевные переживания ученика, но способные пойти навстречу касательно отметок. И друзья, вовремя не сообщившие о «тревожных звоночках» кому нужно. И общество, могущее предложить лишь примитивное времяпрепровождение, да и сам парень с нестабильной психикой, озлобившийся на весь мир. Его поступок, который физически и морально искалечил собственную и чужие жизни, стал криком отчаяния, последней изощренной попыткой привлечь внимание.
Виновато равнодушие...
Сегодня Бурятия постепенно приходит в себя после перенесенного потрясения. Класс приведен в порядок, занятия возобновлены, правда, пока в режиме свободного посещения. В СМИ гораздо меньше новостей по теме, но в воздухе — по-прежнему ощущение тревоги. Все точки над «и» должно расставить следствие, но вот когда — неизвестно даже ему.
Комментарий.
Василий Гаськов, психотерапевт, кандидат медицинских наук:
— В подростковом возрасте дети очень компульсивные: сначала сделают, потом подумают. А при психопатическом типе личности они представляют угрозу для окружающих. Иногда это принимает болезненно-навязчивый характер. И вот в таком агрессивном психоэмоциональном состоянии человек вершит месть, с его точки зрения — справедливость и совершает преступление.
Сценарий для него часто подсматривается в СМИ и соцсетях и реализуется на практике — с элементами демонстративности и псевдогероизма — мол, посмотрите, какой я крутой! Хотя уравновешенный человек решил бы проблему иначе и не кинулся с топором на учителя и учеников.