Театр бросился отбиваться и разослал официальное опровержение, что Дариму Линховоин никто менять не собирается.
Чия Амос, 28 лет. Дирижер, пианист и композитор. В 2018 году окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу дирижирования. Лауреат Открытого международного дирижерского конкурса в Питере в 2017 году. В прошлом году стал финалистом международного конкурса дирижеров Королевского балета им. Константа Ламберта (Великобритания). Этот конкурс считается одним из самых престижных балетных конкурсов в мире. В качестве приглашенного дирижера выступал с оркестрами по всему миру. Хорошо говорит по-русски. Женат.
В такой тревожной атмосфере Чия с блеском отвел балет «Дон Кихот» и оперу «Свадьба Фигаро». Пока он временно уехал из Бурятии, но вскоре вернется, чтобы поднять дирижерскую палочку в опере «Аида». Это случится 26 января. Пока о дальнейших совместных планах ни театр, ни Чия не говорят. Сингапурский дирижер высказывается осторожно — бурятский театр хорош, я бы еще что-то сделал, но жить и работать хочу в Петербурге.
«МК» в Бурятии», памятуя предыдущий скандал, в дальнейшие интриги не полез. Оперный театр в последние месяцы и так только-только начал из них выпутываться. Да и Чия не производит впечатление засланного казачка. На репетиции видно сразу — он живет музыкой, а не кадровыми перипетиями. В разговоре мы попросили Чию сравнить Сингапур, откуда он родом, и Бурятию, куда он приехал. Что в них общего и что разного? И Чия разговорился.
Чем похожи Сингапур и Бурятия
1. Толерантностью
Это первое, что приходит на ум. Чия переехал из Лондона в Петербург семь лет назад. И первое время ему было очень тяжко. Сингапурца постоянно останавливала полиция, проверяя документы. Многие питерцы, особенно старшее поколение, относились к молодому азиату с пренебрежением. Преподавательница консерватории однажды даже предложила уехать ему обратно в «свой Китай».
— Бурятия — очень азиатский регион, — говорит Чия. — И русских здесь много. Поэтому здесь развито толерантное отношение друг к другу. И люди у вас теплые.
В Сингапуре «котел национальностей» бурлит еще больше. Китайцы, малайзийцы, индусы, европейцы
— Микс большой, поэтому никто никому ничего не говорит по поводу национальности, — подытоживает дирижер.
2. Отношением к родственникам
Как и в любой азиатской стране, в Сингапуре очень уважают старшее поколение. Чия — не исключение. Он с большой теплотой отзывается о своих родителях. Но, тем не менее, молодой человек пошел вразрез с семейными традициями. Его родственники — сплошь бизнесмены и дантисты.
— Мама отдала меня в детстве в музыкальную школу, — рассказывает он. — Просто, чтобы какое-то хобби было. Сначала я не очень хотел всем этим заниматься, мне не нравилось играть. А лет в 13 выступил на музыкальном конкурсе. И это были такие потрясающие переживания, что я подумал: «Почему бы и нет!». Так музыка стала не моим хобби, а моей жизнью.
Родители были не в восторге от выбора сына. Быть артистом в Сингапуре — непрестижно. «Хочешь играть на фортепиано — зарабатывай сам», — сказала ему мать. Амосу пришлось браться за любые подработки, чтобы уехать в Лондон, где он начал серьезно заниматься музыкой. А после Лондона его пригласили в Петербург.
3. Взаимопониманием
И буряты, и сингапурцы всегда пытаются понять другого человека, сонастроиться с ним. Это помогает в общении. Последний случай такой сонастройки произошел на балете «Дон Кихот» в бурятском театре оперы и балета.
— В балете танцевала одна балерина, и я знал, что она крутит на репетициях 24 фуэте. Не больше, — вспоминает Чия Амос. — И вот, идет спектакль. Я смотрю на балерину и вижу, что сейчас она может больше. Я медленно-медленно начинаю, оркестр меня слушает, она подхватывает, я убыстряю темп. И вау — 32 фуэте! После спектакля девушка подошла ко мне и поблагодарила, сказала, что первый раз у нее так получилось.
И чем Сингапур и Бурятия не похожи
1. Климатом
В Сингапуре стабильно + 35 и большая влажность. «Мне тяжело при такой жаре, — признается Чия. — Я ценю холод. Вот в России зимой всегда ношу куртку, шапку. Здесь, в Бурятии, морозы. И это прекрасно».
Первый раз Чия побывал у нас три года назад. Проехался, как турист, по Байкалу, посмотрел на Иркутск и Улан-Удэ. В Байкале искупался и остался в диком восторге.
— Это очень специальное место. У меня на родине таких природных мест нет, — вздыхает Амос. — Там все больше небоскребы и мосты. А самый лучший микс природы и технологий — в Киото.
2. Кухней
На самом деле Чия — большой поклонник не сингапурской, а японской кухни. В Питере он безуспешно пытался найти вменяемый японский ресторан. Но с роллами и суши в северной столице — полный пролет. «Там все, что угодно, но не Япония», — смеется Чия.
Сингапурский режиссер даже не стал предпринимать попытку найти ресторан своей любимой кухни в Улан-Удэ. «Я просто перешел на бурятскую кухню, — говорит Амос. — Пробую разные блюда, мне нравится. Особенно, как это… Жюльен? Нет. Шулэн!».
3. Отношением к музыке
В Сингапуре, как мы уже выяснили, к классической музыке относятся так себе.
— А вот в России классику любят, — отмечает Чия. — На концертах всегда полные залы, люди слушают. Прямо видно, что слушают. И у вас в Бурятии также.
Единственное, что напрягает молодого сингапурца, — это стремительные российские репетиции.
— В Европе приглашенный дирижер репетирует с оркестром минимум несколько месяцев, — сетует он. — А здесь пару раз встретился с музыкантами — и все, показываем оперу. На «Свадьбу Фигаро» в бурятском театре мне выделили одну 3-часовую репетицию с перерывом. А сама опера идет только 3 часа. Ох, не понимаю...