МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Улан-Удэ

Зампред правительства назвал новые приоритеты в сельском хозяйстве Бурятии

Ведомство Галсана Дареева сосредоточится на молочном скотоводстве и мясном овцеводстве

В животноводстве Бурятии новым приоритетом становится развитие молочного скотоводства и мясного овцеводства. Об этом «МК в Бурятии» рассказал зампред правительства республики — министр сельского хозяйства Галсан Дареев.

Фото: russianstock.ru

— Приоритет мясного животноводства был поставлен еще лет 15 назад, сейчас мы делаем акценты в сторону молочного скотоводства, потому как считаем, что мясное скотоводство достаточно развилось и особенно опекать его нет нужды. Сейчас у нас в животноводстве будет два приоритета: молочное скотоводство, а также мясное и шерстное овцеводство. Мясное овцеводство более рентабельно, чем мясное скотоводство: рентабельность составляет, соответственно, 50% и 20%. Овцы помимо мяса дают и шерсть, хотя у мясных пород шерсть годится только для производства войлока, для производства пряжи уже требуются тонкорунные породы.

В Бурятии тонкорунным овцеводством сейчас занимается только СПК ИРО в Селенгинском районе. Некоторое количество поголовья имеется в бывшем племзаводе Боргойский в Джидинском районе, но там надо смотреть качество шерсти. Потому что без селекционной работы шерсть овец начинает грубеть, но проводить ее под силу только развитым крупным хозяйствам. Всего сейчас в республике пять овцеводческих племенных овцеводческих хозяйств, и только одно из них разводит тонкорунных овец — бурятский тип забайкальской тонкорунной породы. Для сравнения: в Забайкальском крае таких хозяйств одиннадцать.

Галсан Дареев. Фото: russianstock.ru

— У нас есть Байкальский текстильный комбинат, который занимается производством пряжи…

— Он работает на завозной шерсти. А наш СПК ИРО продает шерсть в Хакасию, на их перерабатывающий завод. Мы будем доводить до кондиции нашу шерсть, пытаться наладить «стыковку» производителя с потребителем. Но есть одно «но»: в Бурятии нет качественной мойки для шерсти. Раньше у нас был комбинат ПОШ — первичной обработки шерсти, входивший в состав тонкосуконного комбината. Сейчас мойки нет, соответственно, СПК ИРО не может продавать свою шерсть. И они продают ее немытой в Хакасию, где есть мойка. А БТК покупает уже готовую шерсть из Хакасии.

Выходом могло бы стать строительство своей мойки для овечьей шерсти. Но качественная мойка с оборудованием новозеландского производства, позволяющая достигать необходимых стандартов, стоит около 300 млн рублей. Такая мойка при обработке позволяет выделять из шерсти ланолин — вещество, которое содержится в овечьей шерсти, и используется в кремах, мазях. Таким образом, можно было бы получать два вида сырья. Более дешевая альтернатива — китайская мойка за 80 млн рублей, ланолин уже не выделяет. Но подсчеты, насколько бурятский ланолин окажется востребованным, пока еще не производились.

Фото: russianstock.ru

— А что по поводу другого перспективного направления — разведения молочного КРС?

— В 2021 году при конкурсе грантов «Агростартапа» приоритет отдавался проектам этого направления. Поскольку сейчас в Бурятии стоит задача увеличить производство товарного молока. Почему молочное скотоводство — ну вы сами видите, на полках у нас, в основном, завозное молоко. И наш гормолзавод — крупнейший переработчик молока — вынужден завозить сырье из Иркутской области. Но ситуацию мы будем менять однозначно. У нас будет хорошая поддержка по молочной отрасли: сейчас мы 2,14 руб. платим переработчикам за каждый килограмм молока. И более 5 рублей — в зависимости от величины надоев — платим фермерам за сданное молоко.

На закупку племенного крупного рогатого скота, при условии строительства молочно-товарной фермы и если скот завозится из-за пределов республики, минсельхоз Бурятии возмещает 90% затрат. Если без фермы — 50% затрат. Также фермеры получают компенсации 95% расходов по искусственному осеменению. Необходимая двойная доза стоит 1100 рублей, но в итоге фермер платит всего 100 рублей.

В настоящее время в Бурятии насчитывается 49 молочно-товарных ферм. Из них семь крупных, где свыше 50 дойных коров — такие, как СПК «Твороговский», КФХ Белецкий, СПК «Баян», СПК «Прибайкалец», КФХ Ананин, ООО «Рубин». В 2021 году планируется запустить три новые МТФ: две в «Прибайкальце» на 200 голов и одну в СПК «Буян», тоже на 200 голов. Предполагается в дальнейшем такими темпами каждый год создавать две-три новые фермы. Вообще в планах создание больших ферм по 400 голов. Например, ООО «Основа» планирует создать четыре такие фермы. Две из них будут в Кабанском районе, одна в Баргузинском и одна в Джидинском районе. На молочном скотоводстве в Бурятии традиционно специализируется Кабанский район, потому что там почти не бывает засухи и всегда много кормов. И мы планируем поставить в Кабанском районе несколько МТФ, для чего привлекаем туда инвесторов.

Фото: russianstock.ru

— Какое в Бурятии поголовье молочного скота?

— Сейчас в Бурятии поголовье молочного скота составляет примерно 80 тысяч голов из общей численности КРС в 330 тысяч. При этом количество именно дойных коров — приблизительно треть от общего числа, остальное — молодь, быки-производители.

В ближайшие пять лет молочное стадо планируется довести до 100 тысяч голов. По сравнению с советским периодом это немного, в то время МТФ были в каждом селе. Молочное скотоводство — наиболее сложная отрасль, требующая породистого скота, хорошей материальной базы, качественных кормов, квалифицированных зоотехников. И именно поэтому я ожидаю, что инвесторы, строящие современные молочные фермы, постараются использовать эти факторы максимально эффективно.

Сейчас в республику молоко в тетрапаках завозится из разных регионов. Гормолзавод использует привозное сырье. Но в Бурятии много переработчиков, которые тоже производят молочную продукцию — молоко, сметану, творог, масло, сыры, используя молоко местного производства. Например, Бичурский маслозавод. Есть еще Кударинский маслозавод в Кяхтинском районе, хотя он работает нерегулярно, и «Пищевик-Агро» в Кижингинском районе.

— Как можно понять, цель смены приоритетов в животноводстве республики — это максимально снизить зависимость от привозной сельхозпродукции.

— Да. Если по мясу и яйцам Бурятия показывает хорошие результаты, то с молоком достаточно высокая зависимость от привозного — как сырья, так и переработанного молока. Именно эту цель преследует наращивание поголовья молочного скота и создание новых МТФ.

Что касается овечьей шерсти, развал бурятского ПОШ породил парадоксальную ситуацию, когда республика вынуждена отвозить ее в переработку, а затем привозить готовое к обработке сырье «за тридевять земель».

По остальным направлениям — таким, как мясной КРС, табунное мясное коневодство и птицеводство, — в Бурятии ситуация относительно благополучная. Тем не менее остается актуальным вопрос обеспечения доступными кормами надлежащего качества, что связано уже с растениеводством и упирается в климат республики.

Говоря о сельском хозяйстве, люди забывают, что в его основе лежат биологические процессы. Люди с техническим мышлением воспринимают корову как станок, на котором нажал кнопку — и полилось молоко. Но чтоб корова дала молоко, нужен отел, а также качественный корм.

Следите за яркими событиями Бурятии в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах