МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Улан-Удэ

Бурятия может стать провайдером внешней политики ЕАЭС в страны Тихоокеанской Азии

Совет ветеранов Бурятии рассказал, как нам укрепить связи с Монголией

Совет ветеранов Бурятии принял обращение к участникам форума «Россия-Монголия: партнерство в новой реальности», который пройдет в Улан-Удэ с 27 по 28 мая в здании ФСК. Публикуем полный текст обращения, подписанного экс-мэром Улан-Удэ Геннадием Айдаевым и экс-министром экономики Бурятии Николаем Атановым.

Фото: russianstock.ru

Для нашей республики сотрудничество с Монголией всегда выделялось в приоритетную сферу, а в условиях создавшегося напряженного международного положения и глобальной неустойчивости миропорядка, узы дружбы и сотрудничества следует поддерживать и укреплять с еще большей энергией и результативностью. На предстоящем российско-монгольском форуме от бурятских и монгольских бизнесменов ожидаем именно такой нацеленности.

В поспандемийный период торговые, экономические, гуманитарные и другие взаимодействия следует поднять на новый уровень с фокусом на тренды 21 века.

Во-первых, нам следует ориентироваться на создание Большого Евразийского партнерства. Для республики и её муниципальных экономик, а также для аймаков Монголии это означает нахождение своего места и определение своей роли в торгово-экономических цепочках формирующегося Евразийского общего рынка с задачей занять на нем конкурентные позиции.

Во-вторых, глобальная повестка на устойчивое развитие диктует разворот от устоявшейся ресурсозатратной, «коричневой» модели экономики, базирующейся на физической силе природных и человеческих ресурсов, на «зеленое» развитие, основанное на «умной», «мягкой силе» людских знаний и человеческого капитала.

Безусловно в данном важнейшем направлении экологического и экономического прогресса ведущая роль за наукой. Но не стоит забывать практику и опыт предшествующих поколений. Ведь весь хозяйственный уклад наших предков был строго гармонизирован с законами природы, т.е. экологичен и регенеративен. Следовательно, обмен опытом между бурятскими и монгольскими предпринимателями в возрождении подзабытых хозяйственных практик – одна из задач форума.

В-третьих, COVID-19 напомнил человечеству, что успех в борьбе с вирусом зависит не только от вакцин и лекарств, а в первую очередь, от иммунного потенциала человека, который в свою очередь, определяется качеством продуктов питания, воды и воздуха. Отсюда прогнозируется стремительный рост рынка экологически безопасной органопродукции. Не только продовольствия, но и одежды, предметов потребления, строительных материалов и т.д.

Поэтому в приоритеты среди рассматриваемых на Форуме проектов рекомендуем те из них, которые органично встраиваются в глобальную повестку 21 века.

Конкретику предметов обсуждения на Форуме представим специалистам. Не менее полезным считаем и предлагаем к обсуждению тех вопросов, которые требуют государственного участия.

1. Расшивка «узких мест» для ускорения российско-монгольской и в целом трансграничной торговли, развитие транспортной инфраструктуры и включение Республики Бурятия и Кяхтинского района в глобальные, транспортные маршруты.

Одно из решений озвучил Полпред Президента РФ в ДФО Ю. П. Трутнев во время последнего рабочего визита в Бурятию. Это - распространение режима свободного порта Владивосток на Кяхтинский район, т.е. на г. Кяхта и п.г.т. Наушки. Заметим, что г. Кяхта в истории России уже обладал статусом «Вольного города» в 19 веке. Вполне очевидно, что данный проект следует продвигать в федеральных ведомствах. Монгольская сторона к этому готова с нулевых годов, создав зону свободной торговли «Алтанбулаг».

2. Подготовка кадров для внешнеэкономической деятельности.

Не углубляясь в историю вопроса о причинах неконкурентоспособности сибиряков в коммерческом деле, по отношению к торговцам из южных республик, считаем, что актуальность открытия в Бурятии профессионального учебного заведения назрела. В стратегии развития Кяхтинского района - 2035, в подготовке которого участвовали ученые-экономисты Бурятского госуниверситета, обосновано создание в городе Кяхта коммерческого училища с обязательным изучением английского, китайского и др. иностранных языков. Предложено по согласованию с монгольской стороной создать отделение училища в соседнем г. Алтанбулаг для обучения монгольской молодежи. Ясно, что без знания языка, нормативной правовой базы страны-потенциального партнёра международных норм, правил и других тонкостей коммерческого дела – паритетных отношений нашему бизнесу в торговле, в инвестициях обеспечить невозможно.

3. Развитие горизонтальных кооперированных связей между административно-территориальными образованиями Республики Бурятия и аймаками Монголии.

Кооперативные связи на основе натурального обмена хорошо были развиты между колхозами и совхозами Бурятии, и госхозами приграничных аймаков Монголии в советский период.

Руководством Республики Бурятия в 2003 году было решено возобновить кооперативное взаимодействие сельских районов с аймаками Монголии. В 2004 году в г. Улан-Батор состоялось подписание Соглашений о сотрудничестве между 18 сельскими районами Бурятии (кроме 3-х северных) и 12 аймаками Монголии. Разностатусность муниципальных районов и аймаков как субъектов государства была нивелирована подписанием Соглашения между одним аймаком и двумя–тремя районами. Например, Уверхангайский аймак, где расположена древняя столица Монгольской империи Кара-Корум, заключила Соглашение с Прибайкальским, Баргузинским и Курумканским районами. Цель - совместное развитие туристического бизнеса по маршруту «Кара-Корум (Хара-Хорин)» - Байкал» и связанных с ним видов деятельности. К сожалению данное направление работы с аймаками Монголии было свернуто.

4. Развитие институтов управления международным сотрудничеством.

Анализ причин консервации сотрудничества районов и аймаков тема самостоятельного разбора, но возобновление данного важнейшего направления взаимодействий, на наш взгляд, не составит трудностей, если его поддержит монгольская сторона. Большая нагрузка и ответственность ляжет на институт министра по сотрудничеству с Монголией. Поэтому его нужно усилить и кадрово и финансово, создать полноценное полномочное представительство Республики Бурятия в Монголии. Соответствующим образом оно должно быть наделено контрольными цифрами или плановыми заданиями по экспорту, импорту, объемам и направлениям использования привлеченных инвестиций, вплоть до количества привлекаемых монгольских абитуриентов для поступлений в ВУЗы и СУЗы Бурятии.

В аналогичном совершенствовании нуждается сельское муниципальное управление. В районных администрациях следует создать сектор, координирующий межрегиональное и международное сотрудничество на всех его направлениях, в которых участвуют муниципальные районы. Представим себе, что Экономический коридор Шелкового пути заработал. С чем и как будут на нем представлять себя наши районы? Вопрос не риторический.

5. «Краеугольный камень» аграриев Монголии и Бурятии.

Монголия в течение 30 постсоветских лет демонстрирует завидные успехи в агропроме. Поголовье скота выросло в 3 раза: с 23 млн. голов в 1989 г. до 67 млн. голов в 2020 г. За этот же период Республика Бурятия умудрилась сократить поголовье скота в 3,2 раза: с 2,1 млн. голов до 662 тысяч. Существенно сократилось растениеводство.

В ногу с приращением поголовья скота Монголия развивает перерабатывающую сферу. По производству кашемировых изделий страна вышла на второе место после Китая. Поступательно решается задача выхода на самообеспеченность зерном, картофелем, овощами и плодово-ягодными продуктами.

Диаметрально противоположные результаты реформ в аграрном секторе логично выдвигают вопрос: в чем причины восходящих и нисходящих трендов у единого этноса с номадной традицией, но разделенных государственной границей? Ответ нужно искать в институциональных и ментальных различиях.

О резервах порядкового увеличения поголовья скота в Бурятии говорят следующие цифры. Плотность поголовья скота в Монголии на 1 км2 территории составляет 43 головы, а на душу населения – 20 голов. В Республике Бурятия, соответственно, 1,8 и 0,67 голов. На обезлюженных просторах Бурятии от горной Оки, на границе с Тывой и Монголией, до Еравнинских озёр, на границе с Забайкальским краем, на котором население не дотягивает и трех человек на квадратный километр, следует развивать пастбищное скотоводство, создавая, в кооперации с Забайкальским краем, «Мясной пояс России» и с продуктами переработки животного сырья встраиваться в торговые цепочки евразийского общего рынка. Без импорта скота из Монголии на инвестиционные (воспроизводственные) цели решить задачу порядкового увеличения поголовья скота в Бурятии на период до 2035 года не удастся.

Против импорта скота у российской стороны есть две группы оппонентов. Первая считает, что объемные/количественные параметры монгольского скота уступают западным и российским аналогам, и они не беспочвенны. Но если обратиться к качественным характеристикам, в том числе влияющим на усиление иммунного потенциала человека, то здесь картина в пользу монгольского скота, выращенного в природной среде, на разнотравье. Ко вторым оппонентам относится российская ветеринарная служба, стоящая на страже эпидемиологической безопасности страны. На объективные их возражения ответ может быть только один – обратиться к советской истории по импорту скота из Монголии. Эпизоотическую проблему в Монголии, на договорной основе, следует решать силами российских ветеринарно-санитарных служб в кооперации с монгольскими коллегами, так как это делалось во времена СССР и МНР.

Ответные меры российского приграничья, удовлетворяющие интересы монгольской стороны, состоят в экспорте семенного и посадочного материала для растениеводства, овощеводства, садово-ягодного хозяйства, в строительстве домов для аратов в деревянном исполнении. Особое значение в природоохранной политике Монголии придается лесомелиорации сельхозугодий, побережий рек, особенно у их истоков, водоемов, создание лесополос для борьбы с наступлением песков пустыни Гоби вглубь территорий. Поэтому «зеленый» экспорт саженцев засухоустойчивых пород деревьев и кустарников – это стратегический ресурс для Монголии.

Исторически, на протяжении нескольких поколений, большим спросом у монголов пользуются российские продукты питания, в отличие от аналогов из других стран. Актуальной площадкой для кооперационного взаимодействия являются племенное, семеноводческое, селекционное, санитарно-ветеринарное, зоотехническое, агротехническое дело, а также развитие технологий переработки сельскохозяйственного сырья, развитие логистической, информационно-коммуникационной, транспортной инфраструктуры.

Как видим аграрная сфера сотрудничества самая емкая, но и самая перспективная, с учетом нарастающей глобальной угрозы голода на планете и угрозы здоровью населения от некачественных продуктов питания.

6.Туристические инновации для продвижения Евразийского партнерства.

На первый взгляд, предлагаемая идея из области мечтаний, но мечты сбываются. Предлагается в перспективные, долгосрочные планы включить проект создания экзотического водного/речного туристического маршрута «Степная Монголия – Северный Ледовитый океан»: от аймака Сэлэнгэ (Монголия) по одноименной реке до озера Байкал, по озеру Байкал с выходом на реку Ангара, по реке Ангара и Енисей до Северного Ледовитого океана.

Вторым, не менее значимым предназначением водного маршрута является контейнерная перевозка грузов из внутренних регионов Зауральской России, Монголии и Китая в Северную Европу, что в 1,5 раза сократит расстояние по сравнению с действующим маршрутом через Берингов пролив. Барьерами для реализации данного проекта являются отсутствие речной инфраструктуры, в том числе необходимость строительства шлюзов для прохождения судов через каскад гидроэлектростанций, а также углубления дна рек Селенга и Ангара по форватеру.

Фото: pixabay.com

Активизируется новый, деловой туризм (MICE-индустрия): проведение конгрессов, конференций, саммитов, международных выставок, фестивалей и др. По многим признакам и характеристикам город Улан-Удэ может претендовать на роль Конгресс-Центра Евразийского экономического союза (ЕЭС) по следующим основаниям:

Расположен на Байкальской природной территории;

Республика Бурятия – самая восточная азиатская автономия РФ;

Республика Бурятия – самый северный анклав буддийского конфессионального мира;

Республика Бурятия – географически удобная срединная территория между Центральной и Северо-Восточной Азией, на пересечении административных границ Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, и маршрутов «Восток-Запад» и «Север-Юг»;

Г. Улан-Удэ – административный, индустриальный, научный, образовательный и культурный центр, располагающий необходимой инфраструктурой для проведения масштабных мероприятий.

Претворение в жизнь данного проекта зависит от способности региональной власти Бурятии доказать в Евразийской экономической комиссии целесообразность создания Конгресс-Центра Евразийского экономического союза в г. Улан-Удэ. При положительном решении, Бурятия может стать реальным провайдером внешней политики ЕАЭС и России на страны Тихоокеанской Азии в качестве «мягкой силы», также как эту миссию выполняли бурятские деятели Агван Доржиев, Петр Бадмаев, Мария Сахъянова, Гомбожап Цыбиков, Цэвэн Жамсарано, Базар Барадин, Элбэг-Доржи Ринчино, Эрдэни Батухан, Михаил Богданов и другие в XIX - начале XX веков. В отличие от того периода, в республике создана научная и образовательная база. В Бурятском научном центре действуют Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, богатейшее Хранилище восточный рукописей, в Бурятском госуниверситете - Восточный институт, институт Конфуция и короля Седжона (Ю.Корея).

Для интересов ЕвразЭС, создание Конгресс-центра в г. Улан-Удэ, располагающем современной востоковедческой научно-исследовательской и научно-образовательной базой, может стать хорошим решением.

Следите за яркими событиями Бурятии в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах