Глава заявил, что если бы он не имел информации о недропользователе и о том, по какой технологии будет добываться апатит, возможно, тоже выступил бы против проекта освоения. «Любое развитие должно соответствовать всем экологическим требованиям», — отметил Цыденов. Непременным условием для начала работ на месторождении он назвал положительное заключение государственной экологической экспертизы, которая будет проведена не местными, а федеральными структурами. Только при наличии этого документа проект может быть реализован дальше, подчеркнул он.
Технологии и минимизация рисков
Алексей Цыденов акцентировал внимание на технологических аспектах, которые, по его мнению, кардинально отличают нынешний проект от советских подходов. Он пояснил, что на территории Бурятии будет вестись исключительно добыча, а не химическое производство или глубокая переработка.
— Нам часто говорят, что при Советском Союзе планировали разработку, а потом из-за опасности остановили, но надо понимать, что происходило в те годы в Советском Союзе. Первое — была другая технология. Второе — предусматривалась разработка на месте.
Что касается добычи, то она, по его словам, будет вестись механическим методом без применения буровзрывных работ, что минимизирует пылеобразование и шумовое воздействие на окружающую среду и местных жителей. Кроме того, технологический процесс предусматривает замкнутый цикл водоснабжения, а это исключает сбросы промышленных стоков в местные водоемы, что критически важно, учитывая близость месторождения к Селенге, — главной водной артерии, питающей Байкал.
Экономическое развитие и социальная ответственность
Глава Бурятии видит в проекте значительный потенциал для экономики региона, особенно для густонаселенного Иволгинского района. Он напомнил о создании 600 новых высокооплачиваемых рабочих мест, как существенном вкладе в занятость населения.
Алексей Цыденов также сообщил, что инициатор разработки проекта — «Русская медная компания» (РМК) — не просто занимается бизнесом, она вкладывается в развитие социальной инфраструктуры территорий своего присутствия: помогает в строительстве школ, детских садов, объектов культуры и спортивных комплексов.
— Мы специально отправляли специалистов, в том числе из нашего министерства природы, и общественная палата ездила, по тем проектам «Русской медной компании», которые реализованы в других городах, смотрели, как там обеспечивается экологический стандарт. На самом высоком уровне, плюс высокая социальная ответственность компании, это в части развития социальной инфраструктуры, — подчеркнул глава.
Ожидается, что налоговые отчисления от проекта в бюджеты разных уровней составят порядка 50-53 млрд рублей за период реализации. Эти средства могут стать серьезным ресурсом для развития республики.
Работа с общественностью
Алексей Цыденов признал, что жители села Ошурково обеспокоены потенциальными рисками проекта, и заявил, что понимает их желание защитить свой дом и землю. Однако он выразил мнение, что протестные настроения преимущественно подпитываются слухами и недостоверной информацией о проекте и даже финансируются, о чем, к примеру, свидетельствуют красочные буклеты, распространяемые среди жителей. В этой связи глава республики призвал опираться на объективные и проверенные данные, которые будут представлены в ходе обязательных публичных обсуждений в рамках проектных работ и экологической экспертизы. Он пообещал, что процесс будет максимально открытым, и именно экспертное заключение должно дать ответы на все тревожные вопросы граждан.
Почему именно это месторождение?
Отвечая на вопрос, почему для разработки выбрана именно эта территория, Алексей Цыденов констатировал очевидный факт: «Месторождение находится там, где оно находится». Он пояснил, что это крупнейшее известное месторождение апатитов в республике, и альтернатив ему в Бурятии просто нет. Переместить его невозможно, а потому остается лишь тщательно оценить риски и внедрить самые современные технологии для их минимизации.
Подводя итог, Алексей Цыденов подчеркнул, что позиция по Ошурковскому месторождению должна формироваться на основе нескольких ключевых принципов: безусловное соблюдение экологических норм, опора на заключение федеральной экспертизы, вера в современные технологии и стремление извлечь экономическую выгоду для развития республики.
— То, что я знаю об этом проекте, о тех технологиях, которые предусматриваются, я верю в то, что в итоге все экологические требования будут обеспечены и проект будет реализован.
Впрочем, как подчеркнул сам глава Бурятии, окончательная судьба проекта будет решена после завершения всех проектных работ и прохождения государственной экологической экспертизы.