Правозащитник Евгений Хасоев прокомментировал уголовное дело о нападении на судебного пристава в Советском районном суде Улан-Удэ, которое было возбуждено 8 февраля. Ранее Следком Бурятии сообщил, что подозреваемый так агрессивно размахивал шилом и ножом перед носом у пристава, что пришлось вызывать полицию. Официально личные данные нападавшего не озвучиваются. Но известно, что речь идет именно о Хасоеве.
- Это спланированная провокация в отношении меня, - заявил Евгений в разговоре с «МК в Бурятии». – Никакого шила и ножа я с собой не носил, их не применял. Сегодня ночью у меня дома прошел обыск, искали шило-нож. Конечно, ничего не нашли. Днем вызывают в Следственный комитет, я там предложу, чтобы мой офис еще обыскали. Пока в этом уголовном деле у меня нет никакого статуса. Я там не подозреваемый, не потерпевший, не свидетель. Официальный процессуальный статус у меня отсутствует. Я надеюсь на прекращение уголовного дела, доказательств никаких нет, оно высосано из пальца.
Отметим, что в объяснении следователю Евгения Хасоева, которое попало в распоряжение «МК в Бурятии», нож и шило фигурировали. Правда, как указано в объяснении, они всё время оставались в портфеле, и что их Хасоев не доставал.
- Зачем же вы их с собой принесли в суд? – уточнили мы у Хасоева.
- На меня было оказано воздействие, когда я подписывал документы, - кратко прокомментировал правозащитник. – Это искажено. Конечно, ничего потом не нашли – ни в портфеле, ни у меня дома.
В объяснении правозащитник подробно рассказывает свою версию случившегося.
- Утром я прибыл в Советский районный суд для оказания юридической помощи гражданке, которую привлекают за участие в несанкционированном митинге, - сообщает Хасоев. - На мне был костюм, галстук и рубашка, чтобы соответствующе выглядеть на судебном заседании. Однако моя обувь (зимние ботинки) не соответствовала вышеизложенному дресс-коду. То есть, в суде, по моему мнению, я бы выглядел нелепо. Поэтому в рюкзаке с собой я принес черные летние ботинки. В глубине фойе я присел и начал переобуваться. В этот момент ко мне подошел судебный пристав и начал беспричинно меня оскорблять, говорить, что я не имею здесь права находиться, переобуваться. В ответ я попросил представиться и пояснил, что в здании отсутствует гардероб. Мне стали хамить: «Я тебя сейчас закрою, сдам в полицию». Я сделал ему замечание: «Вы не меня унижаете, а самого себя».
После этого пристав, как пишет Хасоев, пригласил его выйти на улицу и поговорить «как мужчина с мужчиной». Правозащитник подчинился.
- Там пристав начал мне угрожать, - сообщает Евгений. - Далее он спросил: «Что у тебя в карманах? Предъяви к осмотру». Я стал вытаскивать то, что у меня было в карманах: футляр с наушниками, канцелярскую ручку. Далее пристав выхватил у меня ручку, бросил ее на землю и стал говорить: «Все, я вызываю полицию, ты мне угрожал расправой». После этого прошел в суд, я – за ним. Далее я позвонил в дежурную часть МВД и сообщил о произошедшем, указав, что данный судебный пристав угрожал мне убийством.
Хасоев описал, что пристав размахивал руками в его сторону и что «он был очень агрессивен».
- Его угрозу в мой адрес я воспринял реально, потому ручкой он мог мне «тыкнуть» в глаз, - подчеркнул правозащитник. – Я понимал, что пристав является представителем власти, поэтому вел себя сдержанно и корректно. И не высказывал угроз применения насилия или убийства.
- Доставали ли вы из своих карманов шило или складной нож? – поинтересовался следователь.
- Нет, не было такого, - ответил Хасоев.
- У вас при себе имеются шило и нож?
- Да, у меня в сумке были шило и нож, однако в момент конфликта данных предметов у меня с собой не было, они оставались в сумке, которая лежала на лавке в здании суда.
У Следкома Бурятии – другая версия по поводу произошедших событий. По версии следствия, Хасоев в здании суда попытался зайти в закрытое на ремонт помещение. «На замечание судебного пристава мужчина ответил агрессивно и предложил выйти на улицу, чтобы разобраться, - рассказывают в пресс-службе СУ СКР по РБ. - Пристав, с учетом неадекватного поведения посетителя, решил проводить его из здания. На улице внезапно мужчина достал из кармана шило и складной нож, после чего высказал угрозы расправой». Следователи отметили, что пристав схватил нападавшего за руки, выхватил нож и отбросил его в сторону. Посетитель, у которого осталось в руке шило, отвлекся. Это позволило представителю власти покинуть место происшествия. Пристав зашел в здание суда и вызвал сотрудников полиции, которые и задержали подозреваемого.
Следком РБ возбудил уголовное дело по факту угрозы применения насилия в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей (ч. 1 ст. 318 УК РФ). Санкции по ней следующие - штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до пяти лет.
Евгений Хасоев руководит бурятским отделением правозащитной организации «Сибирь без пыток». После протестных акций он активно помогал в суде задержанным на несанкционированных акциях в Улан-Удэ, подавал апелляции. Ранее Хасоев служил в полиции, в частности, принимал участие в расследовании громкого убийства двух девушек в Клюквенной пади. В 2015 году он уволился из органов. После этого занялся правозащитной деятельностью.