Напомним, вчера городское феминистское сообщество «Я – Свобода» выпустила серию фотографий Аюшеева с его цитатами и подписью «Сексист года». Девушкам Улан-Удэ не понравился ряд высказываний главного буддиста Бурятии в фейсбуке. Например, «Танец хороший, плохо, что опять только одни девочки танцуют. Матриархат беcкультурный» и «Ужас, даже женщины выходят на лед, если они невестки из Бурятии. И наших местных ещё заразили».
Приводим комментарий Аллы Намсараевой целиком:
- Хамбо Лама Аюшеев, наверное, даже будет рад, что феминистки обратили внимание на его более чем традиционные взгляды и поступательное им следование во всём, начиная от того, например, почему именно мужчины должны больше изучать Учение Будды, чем женщины, как это происходит сейчас. Ведь раньше женщина оставалась дома с детьми и хозяйством, а мужчины ездили в дацаны - собственно, мужские монастыри, на несколько дней. Во-первых, дорога занимала долгое время. Ну, а раз ты проделал такой путь - странно было бы оставаться в дацане часа два или даже всего день. Во-вторых, в силу традиций именно мужчины занимались философией и постигали учение, спорили, а женщины - даже если сначала к этому могли быть расположены (говорю чисто гипотетически), то потом они выходили замуж, рожали, воспитывали детей - тут уж особо в те тяжёлые времена было не до философствований.
А вот, кстати, в старости, уже когда дети и даже внуки вырастали, женщины часто постригали волосы и занималась начитками, могли даже жить при дацанах. Известно же такое определение - "шабганса", это как и есть такая бабушка, взявшая обеты.
Мы обычно говорим про немцев, описывая их приверженность традиционализму, что женщина там должна, по меткому выражению кайзера Вильгельма, придерживаться «трёх К»: киндер, кирхе, кюхе, - то есть «дети, церковь, кухня». Но ведь бурятские и вообще восточные ценности мало чем отличаются, здесь тоже всё более, чем традиционно: женщина должна приходить в дацан в национальном дэгэле (взгляните на это внимательно с такой точки зрения: в длинном платье, не обтягивающей одежде!), женщина не должна выскакивать вперёд мужчины со своими мыслями (по крайней мере, на людях) - это же основа вообще восточной культуры.
Мне кажется, что Хамбо Лама чрезвычайно традиционен в своих взглядах, постоянно это демонстрирует и отстаивает эту свою позицию исключительно для блага своего народа, заботясь о его жизни и дальнейшем существовании. Посмотрите, как назван конкурс бурятского языка и культуры, который проходит по инициативе Хамбо Ламы в дацане вот уже несколько лет: «Эхэ хэлэн - манай баялиг» («Язык матери - наше богатство»). Язык матери! Это очень важно. Потому что именно мать воспитывает детей, и именно она учит их говорить. Большая ответственность лежит на матери.
Теперь о другой стороне высказываний Хамбо Ламы. Он очень весёлый, прямой и острый на язык человек. А такие люди говорят вроде что-то в шутку, но иногда с большим подтекстом. Может быть, поэтому многие обидчивые люди так воспринимают его слова? Сколько бы я с ним не общалась и не ездила по республике, ни разу он не высказал мне претензий, что я в дороге в брюках, хотя, наверно, ему это и не нравится. Понимает же, что это удобнее для путешествий. К нему приходит много умных и много достигших в жизни женщин, и он отдаёт дань уважения их знаниям и умениям. Вот только одно из моих впечатлений за прошлый год. Посол Франции в России Сильви Берманн была покорена его нестандартным мышлением, а я просто обомлела, когда он совершенно по-светски и очень по-нашему подал ей пальто. И ничего, госпожа посол не стала кичиться пресловутой европейской эмансипированностью, а с удовольствием приняла этот жест уважения со стороны Хамбо Ламы.
Под особым впечатлением остался Хамбо Лама от общения с главным тренером сборной России по синхронному плаванию Татьяной Покровской, сразу распознав в ней ту силу характера, которая является неотъемлемой чертой великого тренера. «Да я бы под этим Вашим взглядом, даже не умея плавать, сразу бы на метр из бассейна выпрыгивал», - эмоционально пару раз во время обеда заявлял он Татьяне Николаевне. «Какая необыкновенная женщина!», - потом делился Хамбо Лама впечатлением. То есть, надо понимать, что цельный человек - он целен во всём. И не боится менять своё мнение или идти в ногу с прогрессом. Но надо уметь воспринимать его слова в контексте или, по крайней мере, видеть в них заложенный юмор, шутки, а порой и сарказм. Хамбо Лама Аюшеев - уже историческая фигура, недаром же журналист Александр Махачкеев выпустил даже «цитатники Хамбо Ламы». Мы можем быть согласны или нет с его мнением, но оно есть и оно важно.