Широкий общественный резонанс вызвала информация о состоянии могилы замечательного бурятского писателя Даширабдана Батожабая, 100-летие которого отмечается в эти дни. Мнения людей разделились.
Одни убеждены, что ситуация абсолютно недопустима и важно чтить память о великих людях родного края. Другие утверждали, что по бурятским обычаям родственники покойного не ходят на кладбища и верят в его реинкарнацию. Третьи внесли предложение об основании фонда почитателей творчества Даширабдана Батожабая, автора бессмертного романа «Похищенное счастье», чтобы собрать средства на реконструкцию памятника прославленному прозаику.
«МК в Бурятии» обратился за комментариями к дочери писателя - Сэсэгме Батожабай:
- Я читала ту статью, и в течение нескольких дней я не могу прийти в себя. Считаю, что блогер поднял вопрос, который касается лишь нашей семьи, а не всей общественности. К тому же, захоронение папы не было запущенным. Каждый год в родительский день я прихожу на кладбище и провожу там уборку, потому что могила Даширабдана Одбоевича находится на общественном месте. После этого я обычно иду в дацан. Помимо родительского дня я вообще не имею права туда приходить. В статье было написано, что на могиле были украдены цепи – с того случая прошло уже 7 лет. По этому вопросу я обращалась к ламам, мне было четко сказано, что восстанавливать цепи нельзя.
Также я не согласна со словами, где прозвучала критика работы министерства культуры РБ. Ему просто неизвестно, столько времени и сил было отдано для проведения 100-летнего юбилея Даширабдана Одбоевича. Национальная библиотека РБ, юношеская библиотека имени Батожабая принимали активнейшее участие в мероприятиях, посвященных памяти папы. Сотрудники Минкульта стараются, они находят средства, чтобы провести юбилей на достойном уровне. Кроме этого, в наших планах есть установка памятника папе у Национальной библиотеки РБ. Также все мы сейчас упорно работаем над переизданием полного собрания сочинений Даширабдана Батожабая. Думаю, это станет самым лучшим литературным памятником нашему отцу!
Болот Ширибазаров, журналист, внучатый племянник писателя:
- Я кровный родственник Даширабдана Одбоевича, мой дед был родным братом писателя. У нас в Догое есть родовое кладбище, где лежат все наши предки. Агинские буряты хоронят просто, и на могилы потом не ходят. Но все наши захоронения отмечены стальными столбами с табличками. Поэтому, когда мы кого-то хороним, видим, кто, где покоится. Батожабая тоже следовало бы упокоить там, однако в советские годы его похоронили в пределах Улан-Удэ. Так получилось, что уже на протяжении 4 лет мы не встречаемся, но связь все равно поддерживаем. Видимо, они сейчас испытывают трудности, поскольку за могилой Сэсэгма Даширабдановна всегда ухаживала трепетно, несмотря на то, что это не в наших традициях. Насколько я знаю, сейчас она живет на окраине города, машины у нее нет. Они, кстати, предлагали мне посетить могилу Батожабая, но я отказывался, поскольку именно этот стереотип в моем уме сидит прочно. Мы на могилы после похорон не ходим.
Алла Намсараева, пресс-секретарь Иволгинского дацана:
- Поскольку захоронение Даширабдана Батожабая находится на общем кладбище близ микрорайона Горького, то соответственно, на мой взгляд, на этой территории должен осуществляться уход и охрана от вандализма. Почему на могиле известного писателя не осуществляется должный уход и украдены цепи ограды – это уже вопрос к администрации кладбища. При этом на том кладбище нет особой аллеи, где похоронены известные и выдающиеся люди республики, в отличие от кладбища в районе поселка Стеклозавод.
Так исторически сложилось, что у бурятского народа нет поминальной традиции. До прихода Советской власти в стране, у нас существовал обычай захоронения усопших на бурятских кладбищах, где соблюдался свой определенный этикет. Женщины не имели права ходить на похороны, по причине того, что они являются хранительницами Очага и продолжательницами рода. В течение 49 дней женщины должны были поддерживать огонь зулы (масляной лампады), пока лама проводил особый религиозный обряд. За этот временной период, согласно буддийской философии, сознание умершего человека обретает перерождение в новом теле. Обряд захоронения покойного должны были проводить только мужчины. Существовало поверье, чем быстрее бугорок на могиле сравняется с землей, тем лучше. Кроме этого, у нашего народа не было традиции каким либо образом обозначать или писать имя умершего. Но если сейчас говорить о вопросе насчет могилы Даширабдана Одбоевича, то здесь немного иная ситуация. По тем изображениям в интернете, я видела, что на могиле писателя стоит памятник с его именем и фотографией. Соответственно, как я уже говорила, на этой могиле должен осуществляться определенный уход…
Ситуация, связанная с захоронением Даширабдана Батожабая, как видим, не простая. Противоречивое к ней отношение связано с определенными различиями в древних обычаях и традициях разных народов. Но очевидно одно: творчество замечательного бурятского писателя – это общее культурное достояние, и оно будет жить, пока жива память о нем.
-