МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Улан-Удэ

Как скажется новое назначение кардинала в Монголии на отношениях с Россией

Ватикан создаёт огромную католическую зону влияния с достаточно низким процентом католического населения

Известный в Бурятии историк и политолог Алексей Михалёв обеспокоен некоторыми процессами, происходящими в соседней Монголии. Процессами из сферы религиозной жизни, на которые мало кто обращает внимание, в отличие от событий экономики и международных соглашений, но которые имеют, тем не менее, серьёзное политическое значение.

Алексей Михалев. Фото: Василий Тараруев.

В частности, деятельность в Монголии и вообще, в странах Азии Римской Католической церкви. Заодно обсудим вопрос о геополитической роли католической церкви и вернемся к историческому анекдоту о риторическом вопросе Сталина: «А сколько у Ватикана танковых дивизий?»

Своими соображениями политолог поделился в интервью для «МК в Бурятии».

- Алексей Викторович, какую роль играет католицизм в Монголии, и какое вообще это значение имеет для нас?

- Для начала нужно сказать, что в Бурятии и Иркутской области существуют достаточно старые католические общины. Они возникли в XIX веке. Польские и немецкие католики более ста лет живут в Бурятии и в Иркутске. В конце ХХ века появилась возможность заново открыть костелы и восстановить религиозную жизнь.

В Монголию, которая некоторое время была провинцией империи Цин, католицизм пришел в середине XIX века, после поражения Китая в Опиумных войнах. Но в 1920-е годы после прихода к власти коммунистов, католицизм в Монголии вновь надолго прекратил активность – до 1994 года, когда там была восстановлена префектура. Сейчас в Монголии насчитывается примерно 1300 католиков, распределенных среди четырех приходов. Это меньше 2,2% населения.

- В чём же состоит проблема в настоящее время?

- Начну с того, что 29 мая 2022 года римский папа Франциск подписал назначение кардиналом в Азию итальянца Джорджа Маренго, который должен вступить в свои полномочия 22 августа 2022 года. Джордж Маренго в данный момент возглавляет апостольскую префектуру в Улан-Баторе и большую часть своей миссионерской и священнической деятельности он провёл в Монголии. Он становится кардиналом после назначения римским папой, однако не кардиналом только Монголии – его юрисдикция гораздо шире, она распространяется на несколько стран. Это Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Монголия и Афганистан. То есть, у него получается в окормлении огромнейшая по своей территории епархия.

Поясню: в католической церкви существует своё понятие «Missio sui iuris (лат)». Оно распространяется на страны, в которых очень мало католиков и которые очень труднодоступны. И «Missio sui iuris» на данный момент включала только Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан и немного Монголию. Таким образом, они апеллируют к тому, что действуют как бы в рамках проекта «Missio sui iuris» - автономных католических миссий, существующих в странах с низким количеством католиков.

- Что означает назначение такой фигуры на этот пост?

- Здесь же нужно отметить главное: все СМИ сейчас пестрят историческими отсылками к эпохе Средневековья, когда Джованни Монтекорвино отправился с католической миссией ко двору хана Хубилая. Однако, после падения монгольской династии в Китае в Азии несколько столетий не было католиков, и только после опиумных войн император Даогуан (Айсиньгёро Мяньнин), пойдя на беспрецедентные уступки европейцам, выигравшим эту войну, разрешил открыть в Китае «Missio sui iuris».

Таким образом, мы имеем пример политического использования прошлого, когда нужное активно используется для легитимизации некой воссоздаваемой епархии, а неудобное – замалчивается. Поэтому тут очень деликатный момент: какое прошлое помнят, а какое замалчивают в истории распространения католицизма в Азии.

- Но какую угрозу может представлять для России религиозный деятель, пусть даже из не очень дружественной страны, и в регионе, где такая религия очень мало распространена?

- Как я уже говорил, сейчас мы имеем «Missio sui iuris» на огромной территории Центральной Азии. Однако географически эта территория, по большому счёту представляет собой какой-то другой геополитический проект. Лично у меня всплывает в памяти проект «Большой Центральной Азии», который в начале 2010-х годов обсуждал известный в узких кругах геополитик Фредерик Старр. В его представлении «Большая Центральная Азия» должна стать таким особым регионом, который имеет свою наднациональную идентичность. И сегодня, когда католическая церковь воссоздаёт вот эту епархию, у меня возникает вопрос: не является ли это отсылкой к идеям «Большой Центральной Азии», которая воссоздаётся в «подбрюшье» Китая и России? Католическая церковь действительно занимается геополитикой, и очень активно. Нынешние попытки папы Франциска балансировать между американскими и европейскими католиками привели к целому ряду внешнеполитических проблем. Особенно хорошо это видно в Польше и на Украине. Танковых дивизий у Ватикана, конечно, нет, но есть масштабная сеть влияния, которая в ряде стран определяет общественную повестку.

- Это всё настолько серьёзно?

- Тому есть много примеров, вроде участия папы римского в переговорах о судьбе батальона «Азов» (запрещённая в России организация). Или своеобразного «географического воображения» – столица Монголии давно именуется Улан-Батором, но католическая церковь префектуру по документам восстанавливает именно в Урге. Здесь же любопытно вспомнить историю с тем, как католический епископ, находящийся в Иркутске, одно время пытался считаться ещё окормляющим губернаторство Карафуто на Южном Сахалине, которого уже давно не существует.

Главной интригой происходящего является ещё один вопрос: если Джордж Маренго становится кардиналом, кто будет возглавлять апостольскую префектуру в Улан-Баторе? Допустим, есть уже давно рукоположенный Энх Иосиф – священник-монгол, который получил католическое образование в Южной Корее. Вот здесь главный вопрос: станет ли монгол во главе апостольской префектуры в Улан-Баторе, или всё-таки продолжится практика назначения на апостольскую префектуру в Улан-Баторе священников Римско-Католической церкви из других регионов? В общем, по большому счёту, за играми с прошлым, за играми с историей – в нынешних условиях создаётся огромная католическая зона влияния с достаточно низким процентом, собственно воцерковленного католического населения. Создаётся новая архитектура Центральной Азии.

- Выходит, Россия вдоль азиатских границ получает потенциально враждебное геополитическое образование? Ядро которого будет находиться непосредственно рядом с Бурятией?

- В данной ситуации очень многое зависит от личности кардинала, который будет ею управлять. Если Джорджио Маренго проявит себя как культурный, интеллигентный, сдержанный, терпеливый человек, то я думаю, больших проблем нет. Юрисдикция Джорджио Маренго на Бурятию не будет распространяться, и особо как бы проблем в России не создаст. Но, учитывая, что это приграничная территория, которая во многом входит в зону жизненных интересов РФ, здесь, боюсь, возникает определённое столкновение интересов. Но ещё раз говорю, что многое зависит от личности священника, и в данной ситуации хотелось бы просто пожелать Джорджио Маренго христианского терпения, сдержанности, попытки построить диалог не только на уровне местных властей, но и с ключевыми геополитическими игроками.

Следите за яркими событиями Бурятии в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах