Каждую весну у нерп (ушканов), обитающих на озере Байкал, рождаются детеныши. А до родов нерпа готовит «роддом» – логово подо льдом. В начале марта у нее появляется один нерпеныш – белек, реже – два малыша.
В течение двух месяцев мать вскармливает его молоком. До распадения ледового домика 4-килограммовый малыш успевает вырасти до 25 килограммов. Самец-отец в этом процессе никак не задействован. Когда разрушается ледовый покров, матери уводят нерпят на ледовые трещины, где образуются скопления из 15-20 особей, которые можно наблюдать на Ушканьих островах.
В мае, когда на озере полностью уходит лед, связь между матерью и нерпенком обрывается. Малыш сам начинает активно охотиться на рыб – ихтиофауну озера. До 2007 года, до начала запрета на добычу байкальской нерпы, люди охотились на кумутканов (перелинявших щенят). Сегодня разрешена охота на байкальскую нерпу только малочисленным коренным народам.
Когда в 2017 году запретили промышленный вылов байкальского омуля, в обществе возникло мнение, что часть ответственности за сокращение его популяции лежит на нерпе. Но нерпы не оказывают влияние на численность байкальского омуля, что доказали ученые. По многолетним наблюдениям сотрудников Байкальского филиала Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ФГБНУ ВНИРО), омуль в рационе питания байкальской нерпы занимает всего 1-2%, и то лишь в осенний период. Главный рацион ее питания представлен практически всей ихтиофауной озера, а его основу составляют бычковые рыбы, коих на Байкале насчитывается 33 вида.
Мониторинг численности байкальской нерпы каждый год проводится Байкальским филиалом ФГБНУ ВНИРО. По специальным методикам подсчитываются не только численность приплода, но и пол, возраст, репродуктивный потенциал половозрелых особей. В 2021 году впервые в практике учета численности приплода их численность посчитали с применением беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). По последним данным, на озере Байкал обитают 155 тысяч нерп. Сотрудники ВНИРО оценивают это как стабильно высокий уровень.
– Состояние популяции байкальской нерпы довольно благополучное и не требует принятия дополнительных мер по ее сохранению, – отмечают в институте.
На вопросы «МК в Бурятии», возможно ли искусственное сокращение численности популяции нерпы и разрешат ли ограниченную охоту на нее, в центральном офисе Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии в Москве ответили так:
– В настоящее время решение о возобновлении промысла байкальской нерпы не принято. Искусственное регулирование уровня размножения нерпы не осуществляется. Любая популяция может регулировать свою численность самостоятельно, но лишь в том случае, если отсутствуют внешние – антропогенные факторы, давящие на нее. Допустим, регулярное изменение уровня озера Байкал из-за воздействия Иркутского ГРЭС, загрязнение озера различными сбросами человеческой жизнедеятельности напрямую не влияют на численность байкальской нерпы. Но все это в совокупности может воздействовать на ее кормовую базу. Уменьшение кормовой базы с течением времени может привести к уменьшению общей численности нерп. В увеличение же их численности может включиться механизм саморегуляции. Пример этому – вирус чумы плотоядных – эпизоотия, которая была зафиксирована в 87-88 годах 20-го века. По официа-льным данным, болезнь привела к гибели 6-8 тыс. байкальских нерп. Реальная численность погибших в тот период, скорее всего, была намного выше.
По наблюдениям сотрудников Байкальского филиала ФГБНУ ВНИРО, байкальская нерпа подвержена всем заболеваниям, свойственным хищным животным. Наиболее опасным для нее является парвовирусный энтерит. В популяции нередкими являются паразитарные заболевания, когда эндопаразиты приводят к поражению желудочно-кишечного тракта в виде язвы желудка. Ученые говорят, что по закону экологического оптимума любые изменения в экосистеме могут привести к угнетению популяции и отражаться на физиологическом состоянии нерпы. С учетом этих факторов и теплые зимы, или, напротив, очень холодные, малоснежные зимы напрямую влияют на выживаемость приплода, процесс линьки, репродуктивную активность и прочие обстоятельства для существования байкальской нерпы.
– Уникальность байкальской нерпы в экосистеме Байкала в том, что, являясь вершиной трофической пирамиды, она может служить своеобразным индикатором благополучия озера Байкал в целом, – считают во ВНИРО.
Ежегодно сотрудники Байкальского филиала ФГБНУ ВНИРО, помимо мониторинговых работ, проводят исследования по состоянию здоровья байкальской нерпы, отслеживается возникновение тревожных признаков в популяции. В настоящее время собран материал на гематологические исследования, которые помогут лучше отслеживать и контролировать здоровье нерп. В планах ученых – изучение формирования иммунитета у байкальской нерпы разных возрастов.