МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Улан-Удэ

Актер Бурятского театра рассказал о работе над ролью Героя России Алдара Цыденжапова

Бато Шойнжонов: «Фильм «9 секунд» - это фильм не про смерть, а про жизнь»

В кинотеатрах страны состоялась премьера полнометражного художественного фильма «9 секунд» о 19-летнем матросе Тихоокеанского флота Алдаре Цыденжапове из Забайкалья, ценой своей жизни спасшего сослуживцев и корабль «Эсминец». Продюсер картины Юрий Обухов признался, что, будучи в Приморье, увидел военный корвет «Герой России Алдар Цыденжапов», и ему захотелось рассказать всей стране, какой подвиг совершил этот матрос. Сказано — сделано!

Фото: из архива Бато Шойнжонова

В фильме снялся известный актер Дмитрий Певцов, которого очень тронула судьба героя, и он вернулся в актерскую профессию после семилетнего перерыва. Сыгравший роль Алдара Цыденжапова актер Бато Шойнжонов служит в Бурятском драматическом театре имени Хоца Намсараева в Улан-Удэ.

Бато искренне рассказал о своей работе в картине. Чувствовалось, что сыгранная им роль юного матроса, навсегда оставшегося служить в Тихоокеанском флоте, отозвалась в его сердце глубокими переживаниями.

Фото: из архива Бато Шойнжонова

— Мы снимали в машинном отделении, где все и произошло, там энергетика другая. 14 лет минуло, но энергетика остается такой же сильной. Сам корабль нам будто помогал и вся команда, продюсеры, актеры, мы все хотели и я хотел, чтобы все снималось именно на корабле, потому что мы играем настоящего человека, и надо было показать в кадре правду. Мы добивались, чтобы не было фальши. Мы общались с командирами Алдара, у многих из них к этому времени закончился срок службы — ушли в отставку, но они приходили на корабль и помогали нам. Мне кажется, не просто прийти и рассказать про хорошего человека, с которым они были там, где все произошло. Люди, которые находились на большом корабле в момент пожара, они пережили что-то очень страшное. Евгений Яковлевич Сирота, контр-адмирал в отставке, был ассистентом в фильме по эпизодам армейской жизни. Много людей, которые связаны с морем, Тихоокеанским флотом, благодарят за фильм, говорят, что будто очутились в том времени, когда сами служили.

— А где снимали пожар?

— Пожар — в павильоне, а все остальные эпизоды были сняты на эсминце «Быстрый», где служил Алдар Цыденжапов. В точности был построен макет машинного отделения, это была прекрасная работа художников, постановщиков, операторов.

Мы не можем точно сказать, сколько времени прошло, 9 секунд или больше, но важно то, что Алдар закрыл вентиль в горящем машинном отделении и вышел оттуда сам. Он все сделал, чтобы предотвратить большую беду — взрыв корабля и гибель всего экипажа. Четыре дня врачи боролись за его жизнь. В госпитале мы снимали там же, где Алдар лежал в реанимации, где был врач, боровшийся за жизнь Алдара Цыденжапова. Он там же и работает до сих пор, в кино его роль исполняет Дмитрий Певцов.

В момент съемок мне было 24 года, и чтобы передать юношескую легкость Алдара, мне пришлось скинуть 10 килограммов. В кастинге я весил 73 килограмма, а в кадре 63 килограмма. Для этого я соблюдал диету, много тренировался.

Фото: из архива Бато Шойнжонова

— На ваш взгляд, вам удалось проникнуться поступком Алдара и сыграть его роль?

— Конечно, очень много сомнений было, смогу ли я, достоин ли сыграть роль Героя России Алдара Цыденжапова. Знаете, надо было настроиться, собраться и показать Алдара достойным, хорошим, настоящим человеком. Обычный деревенский парень 19-ти лет, только что закончил школу, у которого в жизни все впереди, совершает великий подвиг, спасает экипаж корабля. Он это все делал, мне кажется, от большой любви к товарищам, к своей Родине, к семье. Честно, я считаю, что он не знал, не думал, что погибнет. Он просто делал свою работу, которая от него требовалась. И понимал, что если этого не сделать, произойдет трагедия.

— А тяжело было морально?

— Каждая роль оставляет что-то, а роль непридуманного и такой величины человека, который отдал свою жизнь, чтобы спасти сотни других, конечно, играть тяжело. Сейчас, представляете, более 348 семей живут, у них родились дети, жены какие счастливые, встретили тех ребят, которых спас Алдар Цыденжапов. За 14 лет у них судьбы поменялись, родились дети, по двое-трое, может быть. И такого человека играть очень трудное и ответственное бремя. Мне пришлось справляться с этим, потому что если бы сомневался, боялся, ничего не получилось бы. Мне помогли бессонные ночи, поддержка моих близких, моих педагогов. Фильм «9 секунд» не про смерть, это фильм про жизнь.

Фото: из архива Бато Шойнжонова

— Как проходил кастинг?

— С тобой связывается кастинг-директор, надо было отправить визитку, портфолио, все происходит в несколько этапов, затем отправляют из сценария один отрывок, ты должен показать свое видение роли. После беседы с режиссером картины, уже в Москве, меня утвердили на роль. С режиссером мы очень много разговаривали про Алдара, о его подвиге, как я вижу его и как он это видит, какой должен быть Алдар в фильме.

Я очень долго к этому шел, мотивированно, когда меня утвердили на роль Алдара, сомнения подкрадывались, было сложно принять роль, но надо было взять себя в руки. Самая главная моя задача была показать Алдара Цыденжапова правильно.

— Сценарий, по которому ты играешь Алдара в Бурятском театре, и сценарий фильма «9 секунд» отличаются?

— История одна. И мы играем, рассказываем про одного человека. Создатели спектакля в Бурятском театре Саян Цыдыпович Жамбалов, артисты ездили во Владивосток, были на эсминце «Быстрый», общались с сослуживцами, командирами корабля, родными, близкими в Агинском.

— Отличались ли зрители в предпремьерных показах в разных городах?

— Мы начали кампанию предпремьерного показа во Владивостоке. Люди очень сильно откликаются. Показы были в Агинском, Чите, Улан-Удэ, во Владивостоке, Москве, все зрители в пяти городах, где мы были, очень тепло, трепетно и, можно сказать, болезненно все воспринимают, потому что эта история настоящая. Зрители через себя пропускают фильм, очень многие плачут. В каждый показ на просмотре я плакал, я от себя не ожидал. Очень сложно было смотреть фильм в Агинском, когда смотрели фильм с мамой, папой, дедушкой, бабушкой, родственниками Алдара, когда очень много близких ему людей. Ощущалось, что фильм для них очень важен. И самое главное, дедушка и бабушка Алдара обняли меня и сказали на бурятском, что я хорошо показал их внука, сына агинского народа. Это была с их стороны похвала, и для меня это было очень важно. Когда родители взглянули на меня после фильма, я все без слов понял, для меня это была самая большая награда за мою работу.

Фото: из архива Бато Шойнжонова

— У Алдара была на самом деле девушка, которая ждала его?

— Мне кажется, в таком возрасте есть какая-то влюбленность. И у него была такая влюбленность, ему нравилась девушка, он не признался ей в своих чувствах, и ушел в армию. Наверное, он все хотел сделать после армии. Говоря про любовь в фильме, в жизни без любви нельзя. Очень правильное решение, что сценаристы, продюсеры, режиссер так придумали.

— Как ты пришел в театр, кино?

Фото: Сэржуни Дашижапова

— Я родом из Кижинги, в 9 лет начал выступать на сцене, сначала это было мотивацией для поездки в город, походов в кино, но в дальнейшем я понял, что мне очень нравится участвовать в спектаклях, детском театре. В 2016 году, когда я заканчивал школу, шел набор в Щукинский театральный институт при академическом театре имени Вахтангова, тогда я понял, что судьба преподносит мне подарок. Я благодарен своим педагогам, мастерам, они научили меня не только профессии, но и жизни. Очень много спектаклей мы играли, очень много спектаклей мы смотрели в Москве, много работали, ночевали в институте. Про студенческую жизнь могу говорить только прекрасные слова, это самое теплое время для меня, становление меня как актера, тем, кем сейчас я являюсь. Мой первый опыт в кино состоялся в 2019 году, я снялся в фильме «Серебряные коньки», и это помогло мне в работе над ролью Алдара, потому что очень много нюансов есть в кинематографии, которых нет в театре. Театр и кино отличаются.

— Были предложения работать в Москве после первых съемок в фильме режиссера Михаила Локшина «Серебряные коньки»?

— В конце декабря 2020 года состоялась премьера «Серебряных коньков», а я в это время служил в армии в Приморском крае в ВВС. В 2021 году демобилизовался и пришел в свой родной Бурятский драматический театр. Как бы прекрасно в Москве ни было, мне хотелось вернуться в Бурятию, хотелось, чтобы много людей знали бурятский язык. Если не Бурятский театр, кто будет учить бурятскому языку? Мы единственный Бурятский драматический театр в мире, и я горд, что в нем работаю. Мне нравится играть, вдохновлять людей, чтобы зрители после спектакля находили ответы на свои вопросы.

— Чем ты увлекаешься помимо театра?

— Занимаюсь спортом, с детства спорт со мной. Во все секции, которые были в Кижинге — борьбу, бокс, — я ходил, до сих пор хожу на бразильскую джиу-джитсу, всегда держу себя в форме, занимаюсь в фитнес-зале. Без спорта, мне кажется, сложно жить, потому что спорт — дисциплина, очень помогает в других сферах, в работе. Мотивация, это как большой огонь, может вспыхнуть и также потухнуть, а дисциплина постоянна. Артист должен быть всегда физически, морально подготовленным, мягким, пластичным, сильным, если нужно, и это относится не только к телу, но и к голове, к духу и какие бы задачи ни ставили тебе, ты должен их выполнять. Работа над собой должна быть большой, постоянной.

— Какие чувства оставила родина Алдара Цыденжапова — Агинское?

— Впервые я побывал в Агинском в 8 лет, мои родственники живут в Чите, к ним я ездил. Три раза поднимался на Алханай, участвовал в праздниках в Агинском. И с гастролями театра много раз был там. Самое запоминающееся — это люди в Агинском, очень доброжелательные, спокойные, хорошие, они помогли в съемках. И не было ни одной семьи, которая отказалась бы помочь. Было легко, комфортно работать, потому что мы были уверены в людях. В Аге очень чтят Алдара, это чувствуется.

Следите за яркими событиями Бурятии в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах